Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутаты фракции КПРФ выступили в Госдуме на правительственном часе по вопросу совершенствования межбюджетных отношений

11 октября в Госдуме проводился правительственный час. На нем отчитывался заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Козак о состоянии и совершенствовании межбюджетных отношений. Ему задали вопросы и выступили после его доклада депутаты фракции КПРФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2017-10-12 11:30

В.И. Кашин, председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

- Уважаемый Дмитрий Николаевич, конечно, долги в 2,3 триллиона, и государственный долг в 1,6, и внутренний долг в 8,6 триллиона - цифры удручающие. И тот механизм, который до 2029 года предложен правительством в решении той части, которая касается регионов, он, в первую очередь, на наш взгляд, будет зависеть от формирования доходной части, в том числе и в первую очередь, федерального бюджета.

У нас вопрос. Почему очевидные вещи правительство на этом направлении не осуществляет?

Ну, к примеру - 100-миллиардный и более вывоз капитала на рубеж. Принятый закон о деофшоризации, предложенный закон о прогрессивном налоге, о монополии на спирт, и природная рента, и многие другие, включая уровень сбора налогов, - всё это помогло бы по большому счёту решить вот эти большие задачи и помогло бы выполнить те кричащие программы...

И выполнить те кричащие программы, о которых говорила Татьяна Алексеевна.

Ну и последнее. Ну, пожалуйста, - вот Сахалин. Бюджет в три раза больше, чем в Волгоградской области, где население тоже в разы больше (в Волгоградской области), чем на Сахалине. Москва - тому тоже яркий пример. Там, где предприятие зарегистрировано, там платятся налоги, а не там, где, в конце концов, вся экологическая и другая нагрузка в регионах присутствует.

Вот эти вопросы как мы вместе будем решать?

Д.Н. Козак:

- Уважаемый Владимир Иванович, ну, вопрос носит такой глобальный и самый общий характер. Мы будем решать вместе с вами, обсуждая здесь проекты законов, эти инициативы по пополнению федерального бюджета. Понятно, что мы все кровно заинтересованы в том, чтобы... Денег, как говорится, много не бывает. Хотелось бы иметь федеральный бюджет значительно больше, но мы всегда выбираем между Сциллой и Харибдой там, так сказать; либо мы налогами задушим экономику там, так сказать, экономическую активность, и тогда и эти доходы не получим.

Вы помните, когда предоставили льготу по НДФЛ там... нет, не льготу, а установили плоскую ставку, так сказать, какой был резкий, резкий рост общих доходов от НДФЛ в федеральный и в региональный бюджет. Ну вот будем вместе с вами решать эти проблемы. Конечно, хотелось бы иметь больше денег. Но сегодня, так сказать, тот бюджет. Есть тот бюджет, который есть. Будем совместно работать над развитием экономики нашей страны.

Что касается межрегиональных диспропорций, то, вы знаете, начиная с текущего года, то есть мы в 2016 году приняли решение о том, чтобы один процент налога на прибыль централизовать в федеральном бюджете. И это решение как раз, мы их централизовали, 120 миллиардов рублей централизовали в федеральном бюджете, распределили их полностью, копейка в копейку распределили регионам, которые за счет собственных доходов не обеспечивают покрытие своих собственных расходных обязательств. Но больше перераспределять мы тоже не можем, потому что это будет дестимулировать работу высокоэффективных, высокодоходных, органов власти высокодоходных субъектов Российской Федерации. Спасибо.

В.А. Ганзя:

- Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, у меня вопрос в продолжение выступления Татьяны Алексеевны, касается он полномочий.

Значит, естественно, что сейчас мы все прекрасно понимаем, что полномочий количество увеличивается, финансирование недостаточно.

Если мы посмотрим вот распределение по Минюсту, это 20 указов президента, это 61 полномочие, которое сегодня определяется федеральными законами, значит, это полномочия, определяющиеся 184-м законом. 30 процентов всех этих полномочий, 30 процентов только финансируется, остальные не финансируются совсем.

И вот складывается поэтому ситуация такая, что закредитованность регионов, как раз это главная причина закредитованности, поэтому вот у меня такой вопрос.

Инвентаризацию полномочий, которая проводилась, мы считаем неэффективной, потому что там не были учтены, например, такие затраты как капвложения, ЖКХ и другие более существенные затраты. Вот.

Как будет продолжаться работа вот этой вот комиссии или рабочей группы по инвентаризации, что конкретно вы предполагаете сделать, ведь там надо же еще и рассматривать вопросы точно такие же и с муниципалитетами, там еще больше проблем... (Микрофон отключён.)

Д.Н. Козак:

- Я услышал, надеюсь, концовку вопроса понимаю.

Что касается учета в модельных бюджетах там всех затрат, заверяю вас, что они учтены, вы можете зайти на соответствующий сайт, в государственную информационную систему, в том числе и затраты на капитальные вложения в объеме 12,3 процента от общих расходов каждого субъекта Российской Федерации. Это значительно выше, чем в подавляющем большинстве на сегодняшний день, в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Они учтены, и расходы на ЖКХ тоже учтены. Это первое.

Что касается инвентаризации полномочий федеральных нормативных актов, которые предопределяют расходы регионов и муниципалитетов по собственным полномочиям, такая работа ведется, ведется Министерством финансов, Министерством экономического развития со всеми федеральными органами исполнительной власти.

Татьяна Алексеевна здесь абсолютно правильно охарактеризовала состояние этой работы, она находится в зачаточном состоянии, поскольку все отраслевые органы исполнительной власти сопротивляются этой работе, все хотят отрегулировать, так сказать, и деятельность, отрегулировать деятельность и региональных органов исполнительной власти, и органов местного самоуправления с тем, чтобы как можно больше с регионального уровня, с муниципального уровня мобилизовать финансирование на соответствующую отрасль. Очень не простая работа, но, тем не менее, мы будем ее продолжать, будем её продолжать, в том числе вместе с вами.

Я боюсь, что если мы, так сказать, предложим, если бы мы предложили Государственной Думе все те законы, которые загоняют субъекты и муниципалитеты в непомерные расходы, предложили их там, отменить, я думаю, что здесь было бы тоже очень много разногласий, и мы не смогли принять решение. Мы бы не смогли принять решение.

У нас часто диалог с министром здравоохранения. Ну, вот как можно отказаться от регулирования расходных полномочий по страхованию неработающего населения, а это ни много, ни мало 600 миллиардов рублей. Как можно, если мы передали это полномочие на региональный уровень, и они должны сами определять приоритеты, то они и должны устанавливать категорию лиц, которые, по логике вещей, сами своими законами категорию лиц, которых они страхуют, объем этого страхования, объем медицинских услуг, который по этой страховке предоставляется неработающему населению. И такого согласия мы не можем найти. Я боюсь, я ещё раз говорю, что мы и в этом зале не найдем понимания.

По логике вещей, если следовать нашему конституционному устройству, если следовать принципам федеративного устройства государства и бюджетного федерализма, мы не имеем права, и мы закрепили в этом 184-м законе, который вы упоминали, закрепили это право регионам и запрет для себя регулировать с федерального... (Микрофон отключён.)

О.Н. Смолин:

- Уважаемый Дмитрий Николаевич, прежде всего, хочу вас поблагодарить за поддержку в решении вопросов передачи имущества в Крыму общероссийским общественным организациям. Вопрос долго решался, но решён. Спасибо большое за поддержку.

А вопрос мой, как положено, социальщику, по майским указам. Мы все их, безусловно, поддерживаем, но при этом мы понимаем, что, первое, долги или несбалансированность бюджетов после их издания резко увеличились.

Второе. По данным Общероссийского Народного Фронта резко выросли нагрузки. У педагогов, например, это более 1,5 ставок.

Третье. Разница в оплате педагогического труда в регионах в четыре раза, это всё данные Народного Фронта, при этом в 75 регионах из 85 майский указ номер 597 не исполняется. Соответственно, по данным ВЦИОМ за год удовлетворённость педагогическим трудом упала с 42 до 22 процентов.

Вопрос. Предусматриваются ли дополнительные средства в 2017 году на реализацию майского указа президента.

И второе, каковы предусматриваемые средства в 2018 году? Будет ли указ исполнен на самом деле или только в отчётах? Спасибо.

Д.Н. Козак:

- Все расходы, которые предусмотрены майскими указами, учтены в модельном бюджете 2018 года. И балансировка региональных бюджетов производится с учётом этих расходов.

Кроме того, для выполнения майских указов, я уже говорил о том, что у нас будет... у нас будут подписываться соглашения со всеми регионами, которым мы предоставляем дотацию на выравнивание, дотацию на сбалансированность. Там будет обязательство, мы предлагаем, так сказать, это включить в это соглашение, обязательство по повышению заработной платы в тех размерах, которые предусмотрены майским указом. Таким образом, мы решим эту проблему во всех регионах. Спасибо.

В.С. Шурчанов:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Обсуждение интересное. Фракция внимательно проанализирует ещё содержательный материал, региональных бюджетов в этом направлении, в сфере образования - 76,5 процента, в сфере социальной политики - 27,8 процента.

Мы провели анализ принятых с 2010 года нормативных правовых актов Российской Федерации, увеличивавших расходные обязательства бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом доходные источники региональных бюджетов в сторону увеличения не пересматривались. Ну некоторые примеры здесь уже назывались - это указы президента от 2012 года.

Дальше. Напоминали сегодня и по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Я бы ещё сюда прибавил - это переход на единый номер 112.

Дальше. Спортивная подготовка в полном объёме, в соответствии со стандартами спортивной подготовки, программ спортивной подготовки. Ну и, наконец, расходы, которые сейчас предстоит сделать бюджету в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о повышении с 1 января 2018 года минимального размера оплаты труда.

Таким образом, не губернаторы виноваты, если может быть правильней сказать: не только губернаторы виноваты, виновата, прежде всего, федеральная власть, которая всё это дело не обеспечивает. Хотя много раз говорили, что возможности у нас такие есть. Потому что огромные резервы в Америке лежат, офшорные, так сказать, мероприятия, которые с 2014 года надо было реализовывать, они тоже остались нереализованными. И в этих условиях софинансировать какие-то инвестиционные программы в субъектах практически субъекты такой возможности не имеют.

Во-вторых, уменьшение доходной и налоговой базы, не только расходы увеличиваются, но и налоговая база сокращается. Налог на прибыль - это основной налог региональный, НДФЛ, ну и имущественный налог, примерно там по трети НДФЛ и налог на прибыль, а имущество 12-17 процентов, но принимает-то решение опять федеральный центр.

Смотрите, здесь как раз уважаемый Дмитрий Николаевич говорил о том, что 9,2 триллиона рублей у нас налоговые, неналоговые расходы, но не губернаторы же это делали. Федеральная власть заставляет, потому что все эти, так сказать, из 9 триллионов расходов госкорпорации и государственные компании, по сути дела, это 75 процентов всех этих решений.

Кто Роснефти может из губернаторов приказывать, например, принимать те или другие решения? Почему мы освободили от налогового резиденства наших собственно граждан Российской Федерации по доходам, это разве к субъектам не относится? Мы освободили, дивиденды никак не можем собрать.

А как губернаторы там соберут доходы на местах? Концентрированные группы налогоплательщиков, когда с Омска переводят в Санкт-Петербург, там Омск теряет 16 триллионов рублей или сейчас Сахалин, там отрезали вместо 75 процентов по соглашению, в раздел о продукции оставляют только 35, особые экономические зоны и ТОРы. Резервы где? Вот банкам уже 1 триллион рублей выделили в этом году и еще будут выделять, вот эти резервы, в конце концов, нужно взять на контроль.

Надо серьезно еще раз в Федеральном Собрании и правительстве рассмотреть эти вопросы и многие действительно можно было бы решить вопросы, потому что налоговое администрирование сегодня по доходной части не принадлежит ни губернаторам, ни региональным законодательным собраниям.

Поэтому мы хотели бы, чтобы все наши предложения были бы учтены.

Спасибо за внимание.

(Аплодисменты.)

Н.М. Харитонов, председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Николаевич, Антон Германович, сопровождающие лица, не с этого мы начали сегодня разговор. В повестке дня стоит вопрос - состояние и совершенствование межбюджетных отношений.

Мне думается, Вячеслав Викторович, у нас практика этого созыва неплохая пошла, тогда, когда обманутые дольщики здесь были вместе с нами, тогда, когда по реновации мы обсуждали долго, и, мне кажется, сегодняшнее заседание надо сделать как бы первым этапом изучения межбюджетных отношений. Потому что, ну, наверное, межбюджетные отношения - это один из главных вопросов развития регионов.

И мне кажется, тогда, когда мы пригласим депутатов сельских поселений, руководителей районных, краевых, областных вместе с губернаторами, и разговор тогда может получиться у нас более конкретным, деловым и с конкретными предложениями.

И, я думаю, тогда, Дмитрий Николаевич, он помнит, он является прародителем 131 закона, заодно подвели бы мы бы и итоги исполнения 131 закона. Тогда я помню, когда рождался этот закон, тогда шел разговор: без финансовых гарантий этот закон никак принимать нельзя.

Поэтому мне бы хотелось, Вячеслав Викторович, может быть, заручиться вашей поддержкой, что следующее такое большое и широкое заседание состоится. А его сегодня надо было начать с разговора - почему 20 миллионов наших граждан сегодня за чертой бедности, почему сегодня более 2,5 триллионов у регионов задолженность происходит и внутренняя и внешние? И вот тогда, когда бы мы начали раскрывать причину - плохо работают губернаторы, значит, что-то происходит другое, тем более мы видим сегодня освежение, омоложение губернаторского корпуса идет. И поверьте, если мы не отрегулируем межбюджетные отношения, пройдет год, два, полтора и мы снова убедимся, что движения-то нет.

Поверьте мне, если мы соотношение межбюджетных отношений, начиная от поселкового совета, от собираемых налогов, будем отдавать поселению, району, краю, области, и они будут отвечать за то, что происходит у них на территории, - поверьте мне, от этого летаргического сна мы разбудим Россию. И ни малый, и ни средний бизнес, на меня не обижайтесь. Поверьте мне, как только любой человек на своей территории, в своём доме, в ограде почувствует, что ему выгодно жить и работать на этой территории, - с петушиного крика будут делать пятаки.

Сахалин. Ну, будем говорить, что, наверное, на Дальнем Востоке это единственный донор. И мы сегодня видим... Сахалинцы ждали много лет, когда заработает программа "Сахалин-2'\ Дождались, приличные доходы. И сегодня мы говорим, что развитие Дальнего Востока необходимо. И президент сказал: XXI век - развитие Дальнего Востока. И мы решили эти доходы, не спрашивая никого, забрать у них. Ну, давайте мы разовьём Дальний Восток в лице Сахалина так, как сегодня стараемся развивать Крым и Севастополь.

Сегодня... Мы в июле проводили выездной комитет. Сегодня сахалинцы, например, с Белоруссией, с братской республикой, заключили договор. Великолепный агрогородок, животноводческий комплекс. Правда, стоимостью в 4,5 миллиарда. Если мы заберём у них доходную часть, ну, как они будут выполнять?

Ну, давайте мы тогда на самом деле позволим Сахалину использовать... Если не смогут они использовать эти деньги, - либо кому-то отдать, в регионы, а потом их вернуть. Другого не дано.

Тем более что мы межбюджетные отношения... Мы же превратили в политическое орудие. И не надо, Дмитрий Николаевич, отрицать. Я же помню (особенно начало 2000-х годов), когда главы района не скрывали: вот если я не гарантирую этот процент на выборах той или иной партии, - больницу не ремонтировать, школу не ремонтировать, дороги не будет и так далее.

Давайте мы региону будем оставлять соотношение (51 на 49, 50 на 50), и тогда спрашивать мы будем с мест. Ну, если министерства не могут управляться, давайте доверим регионам. И я думаю, что они не хуже сработают.

Поэтому я думаю, что, Вячеслав Викторович, необходимо такое расширенное заседание с привлечением именно с низов, и тогда мы найдём, найдём вот это соотношение, и страна заработает. И заработает, и мы будем радоваться все. Тем более Дмитрий Николаевич сказал (15 секунд), что в этом зале (он оговорился, наверное) мы понимания как бы сегодня не найдём. Я думаю, что при желании найдём.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.