Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юрий Афонин: Надо принять экстренные меры, чтобы полстраны не осталось без воды

За годы капитализма нанесен огромный ущерб ресурсам подземных вод, которые обеспечивают порядка 45% всех потребностей в воде населения и экономики России. Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе Ю.В. Афонин и В.Н. Блоцкий внесли на рассмотрение российского парламента закон, призванный защитить этот важнейший природный ресурс. О законопроекте рассказывает депутат Госдумы, заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2017-06-30 17:08
Афонин Юрий Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий
Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

Право на доступ к воде – под угрозой

Реставрация капитализма принесла в Россию множество бед. Последствия капиталистических «реформ» мы видим своими глазами: разоренные заводы, закрытые школы и больницы, заросшие бурьяном поля, «скелеты» животноводческих ферм, заброшенные аэродромы, ржавеющие на приколе суда. Но есть еще одна беда, которая незрима, потому что творится она под землей. Речь о состоянии подземных вод. Дело в том, что их использование при капитализме практически выпало из сферы государственного регулирования.

С 90-х годов наши города стали обрастать россыпью роскошных коттеджей – жилищ новых «хозяев жизни». Там, где эти дворцы нельзя было подключить к сетям централизованного водоснабжения, их владельцы стали бурить себе скважины, в том числе и артезианские. Частные предприятия тоже начали, никого особо не спрашивая, делать себе скважины для своих хозяйственных нужд. В частные руки попали и построенные при Советской власти шахты и разрезы, в результате откачка подземных вод горнодобывающими предприятиями практически перестала контролироваться государством.

Все последние 25 лет бурение скважин на воду происходит зачастую вообще без каких-либо проектов и разрешений. Объявления об услугах бурения висят практически на каждом втором столбе. Квалификацию людей, которые этим занимаются, и качество оборудования, которое они используют, никто не контролирует.

Все это резко контрастирует с советской эпохой, когда использование подземных вод имело плановый и глубоко научный характер. В СССР осуществлялось опережающее по отношению к экономическому развитию геологическое изучение недр, позволяющее, в том числе достоверно оценить ресурсы подземных вод. Прежде чем строить скважины на воду, изучались гидрогеологические условия территории, проводилась разведка участков недр на подземные воды. Ресурсы подземных вод подлежали государственной регистрации, велся постоянный их мониторинг. Эта система позволяла в течение многих десятилетий широко использовать подземные воды, не допуская истощения их ресурсов.

При капитализме все эти принципы рационального природопользования были отброшены. Что же мы имеем в итоге? По оценкам экспертов, без разрешений и проектной документации пробурены сотни тысяч скважин! Сколько точно – сказать не может никто, так как всеобъемлющего учета просто нет. Как следствие, на огромной территории нашей страны – от Петербурга до Иркутска – произошло понижение уровней подземных вод на десятки метров. Во многих регионах имеются гигантские депрессионные воронки – понижения уровня подземных вод воронкообразной формы. Их площадь достигает миллионов гектаров, а снижение уровня пресных вод в центре таких воронок в некоторых регионах (например, в Кемеровской и Белгородской областях) составляет 200-300 метров. По сути, капитализм успешно создает под землей безводную пустыню.

Вторая беда – загрязнение воды. Поскольку скважины сплошь и рядом строятся без проекта, без учета местных гидрогеологических условий, людьми, не имеющими специальной подготовки, горе-бурильщики загрязняют подземные воды при бурении и обустройстве скважин. Зачастую они не способны обеспечить изоляцию водоносного слоя от вышележащих загрязненных слоев (или намеренно экономят на этом). Что в результате? Государственный доклад «О состоянии водных ресурсов Российской Федерации в 2013 году» признал, что загрязнение подземных вод выявлено на 2700 участках и 3500 водозаборах. Каждый новый ежегодный госдоклад о состоянии водных ресурсов лишь увеличивает эти цифры. На территориях, где осуществляется чрезмерно интенсивный отбор пресных подземных вод, происходит подтягивание некондиционных вод из смежных водоносных горизонтов (например, вод с излишней минерализацией, фактически непригодных для питья). Это уже привело к недопустимому ухудшению качества добываемой воды в ряде районов Тульской, Брянской, Липецкой, Орловской, Томской областей, Забайкальского края, республик Дагестан, Мордовия, Ингушетия. И это прямо влияет на рост заболеваемости и смертности жителей этих районов.

Напомню: по имеющимся оценкам, доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения страны составляет как минимум 45%. Проще говоря, примерно каждый второй наш город и поселок, каждый второй россиянин, каждое второе предприятие получают необходимую воду из-под земли. Всей этой огромной системе водоснабжения сегодня угрожает дефицит или загрязнение воды. Фактически под угрозой оказалось право на доступ к воде миллионов людей.

В ответ реклама все больше приучает нас пить бутилированную воду из магазинов. Но мало того, что обычная вода в данном случае продается по цене молока и далеко не всем по карману. Эта вода еще, по сути, неполноценна. Дело в том, что природная вода, которую человек пил сотни тысяч лет, это не только источник влаги, но и ряда жизненно необходимых минеральных солей. А технологии очистки воды при бутилировании в большинстве случаев лишают воду этих веществ. Постоянное потребление бутилированной воды чревато болезнями. Нормальное решение проблемы – только в сохранении надлежащего качества природных источников воды.

Закон о недрах «не видит» подземных вод

Значительная часть проблем в сфере использования подземных вод связана с тем, что действующая редакция федерального закона «О недрах» не может обеспечить эффективного регулирования этой сферы.

По этому закону использование подземных вод должно осуществляться по тем же правилам, что и добыча невозобновляемых полезных ископаемых. Например, угля. Но угольный пласт лежит на своем месте, имеет четкие границы и практически не меняется со временем. А подземные воды находятся в постоянном движении по горизонтали и вертикали. Поэтому широко используемое сейчас понятие «месторождение подземных вод», по сути, абсурдно. Подземные воды – это возобновляемый, но ограниченный и очень уязвимый для антропогенных воздействий природный ресурс. И регулироваться его использование должно на основе совершенно иных принципов.

В нынешней редакции закона «О недрах» также не определены требования к охране подземных вод от загрязнения и истощения их ресурсов. Не описан порядок рассмотрения заявок на предоставление участка недр для строительства скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод. Не предусмотрено требование об обязательном утверждении проектов таких скважин и сооружений. Более того: строительство скважин на воду вообще не отнесено к недропользованию!

Ситуация усугублена тем, что в 2014 году в этот закон были внесены поправки, которые фактически разрушили систему мониторинга и управления подземными водами. Эти поправки передали соответствующие полномочия субъектам РФ. Однако в органах власти субъектов просто нет квалифицированных специалистов-гидрогеологов! Региональные власти не располагают информацией о ресурсах подземных вод и их качестве. На практике это привело к параличу всей системы управления подземными водами и разрушению сети гидрогеологических организаций.

Что мы предлагаем

Чтобы изменить ситуацию, фракцией КПРФ был разработан законопроект, вносящий серьезные изменения в закон «О недрах». Важнейшую роль в разработке этого законопроекта сыграл Григорий Антонович Чернодоля, гидрогеолог с 55-летним стажем, бывший сотрудник Минводхоза СССР. Отмечу, что такие специалисты, работавшие в советских министерствах и ведомствах, и сегодня остаются «золотым фондом» страны. Их отличает высочайший профессионализм и порядочность, они – обладатели уникального опыта организации и регулирования различных сфер человеческой деятельности в рамках великой социалистической державы – Советского Союза. Весь жизненный путь сделал их противниками нынешнего либерального социально-экономического курса. Поэтому они сегодня активно сотрудничают с КПРФ, противостоящей этой разрушительной политике.

Наш законопроект создает адекватную правовую базу для регулирования использования такого специфического природного ресурса, как подземные воды. Главные положения законопроекта таковы:

- Мы вводим в перечень видов недропользования такие виды деятельности, как изучение гидрогеологических условий, оценка ресурсов подземных вод и их мониторинг, разведка участков недр на подземные воды, строительство скважин и водозаборов подземных вод. Даются определения таких понятий как «естественные (прогнозные) ресурсы подземных вод», «эксплуатационные ресурсы подземных вод», «скважина на воду». Это позволит возобновить в большом масштабе столь необходимые стране гидрогеологические исследования. А также создает концептуальную основу для эффективного регулирования правоотношений в сфере использования подземных вод.

- Управление ресурсами подземных вод возвращается уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и его территориальным подразделениям. То есть устраняется нынешняя дикая ситуация, когда подземными водами должны управлять совершенно не готовые к этому регионы.

- Право пользования участками недр для строительства скважин на воду и добычи подземных вод будет возникать только на основании решения комиссии, которая создается указанным федеральным органом. В состав такой комиссии будут включаться и представители региональной власти. При этом предоставление недр в пользование для этих нужд разрешается только после проведения государственной экспертизы ресурсов подземных вод и экспертизы геологической информация о данном участке недр.

- Бурение скважин на воду будет осуществляться только в соответствии с утвержденными техническими проектами и другой проектной документацией. Проекты строительства скважин на воду будут подлежать государственной экспертизе.

- Законопроект устанавливает меры по предотвращению истощения и загрязнения подземных вод.

- Устанавливается обязанность недропользователей вести учет забора подземных вод и представлять достоверные данные такого учета по каждой скважине. Это позволит покончить с положением, когда мы даже не знаем точно, сколько и кем добывается подземных вод.

- Законопроект устанавливает требования к специальной квалификации и опыту физических лиц и организаций, занимающихся бурением и эксплуатацией скважин на воду. Мы предлагаем создать курсы по повышению квалификации специалистов этого профиля.

Вместе с тем мы хорошо понимаем, что чрезмерная регуляция в сфере использования подземных вод может быть вредной. Поэтому законопроект оставляет за собственниками и арендаторами земельных участков право без получения специальных разрешений строить и эксплуатировать скважины и колодцы на первый от поверхности земли водоносный горизонт, при условии, что этот горизонт не является источником централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Речь идет о так называемых «верховодных» скважинах и колодцах, которых в большинстве случаев достаточно для нужд дачного участка.

Что даст принятие этого закона? Будет создана стройная и ответственная система правового и иного обеспечения неистощительного и безопасного использования подземных вод. Появятся условия для рационального размещения производительных сил и развития экономики страны. Будет защищено жизненно важное право граждан России на доступ к воде.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.