Валерий Рашкин рассказал о путях укрепления межнационального единства в России
Первый заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Валерий Рашкин 7 июня выступил на круглом столе комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации».
-
История показывает, что обострение межнациональной напряженности возникает, как
правило, на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране, на волне
экономического кризиса. Акцентирование национальных проблем происходит не от
хорошей жизни.
В
ситуации постоянного падения реальных доходов населения, роста цен даже на
самые необходимые товары, увеличения числа трудовых конфликтов, в том числе по
задержке и невыплате зарплат, рост протестных настроений может спровоцировать
активизацию межнациональных конфликтов.
В
связи с этим реальное укрепление
межнационального и межконфессионального единства возможно лишь в контексте качественного
улучшения социально-экономической ситуации в России: преодоления бедности, обеспечения
роста реальных доходов и уровня жизни населения, стимулирования собственного производства
и увеличения числа рабочих мест, создания всех условий для трудового и творческого
развития внутри страны. Решение этих проблем должно стать главной целью всех общественных
и политических сил России.
В
то же время нельзя забывать и о стоящей перед политическими партиями и
депутатами текущей задаче по совершенствованию законодательства, посвященного
межнациональным отношениям.
КПРФ
в течение последних лет неоднократно выступала с целым рядом инициатив по
нормализации межнациональных отношений в России. Некоторые из них нашли свое
практическое воплощение: так, в 2015 году властью была услышана наша позиция о
необходимости создания специального органа, курирующего вопросы межнациональных
и межконфессиональных отношений. По поручению президента РФ было создано
профильное Федеральное агентство по делам национальностей. Однако большая часть инициатив КПРФ последовательно игнорируется.
Так,
в целях преодоления дотационной дискриминации исторического ядра России –
Нечерноземья – мы предлагали пересмотреть
принципы распределения межбюджетных трансфертов регионам России. Очевидно, что
огромные дотации из федерального бюджета направляются в национальные
республики, при этом отчетливо прослеживается недофинансирование регионов с
преобладающей долей русского населения. Кроме того, нами предлагалась разработка
комплексной государственной программы развития русской культуры в России.
Согласно позиции депутатов от КПРФ, развитие исторического ядра страны и
культуры государствообразующего русского народа должно способствовать
гармонизации межнациональных отношений.
Другой
важной темой, на которую обращает внимание КПРФ, является массовая незаконная миграция – одна из ключевых причин возникновения
межнациональных конфликтов. Депутаты от нашей фракции выступали с целым
комплексом мер, направленных на наведение порядка в этой сфере. В их числе:
-
пожизненный запрет на въезд в Россию иностранцам, совершившим уголовное
преступление в РФ, что позволит ввести барьер для криминальных лиц, въезжающих
в РФ, и снизить уровень преступности;
-
введение визового режима со странами Средней Азии, что позволит резко уменьшить
число прибывающих в Россию нелегальных мигрантов, в разы сократить контрабанду
наркотиков в Россию;
-
введение ответственности за предоставление торговых мест нелегальным мигрантам;
-
принятие нормы, согласно которой неграждане России, задержанные с оружием,
высылаются из страны;
-
полный запрет деятельности на территории РФ радикальных нетрадиционных
религиозных экстремистских организаций и в первую очередь ваххабитов.
Учитывая
очевидную необходимость принятия мер по контролю над нелегальной эмиграцией, важно
вернуться к их всестороннему обсуждению.
При
этом эти и любые другие шаги по гармонизации межнациональных отношений возымеют
лишь ограниченный эффект без поддержки общественных объединений и религиозных
организаций, играющих роль связующего звена между государством и гражданами России
разных национальностей и вероисповедания.
Так, их важнейшей
ролью является бескомпромиссная публичная оценка действий, направленных против
межнационального и межконфессионального мира.
Депутаты
от КПРФ неоднократно обращались к руководству религиозных организаций России с
просьбой дать оценку наиболее резонансным преступлениям в этой области. В
качестве примера можно привести инцидент, потрясший в прошлом году жителей
Москвы, когда уроженка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова, работавшая няней у
московской семьи, убила 4-летнюю девочку, обезглавила ее и подожгла квартиру.
Тогда, обратившись к лидерам ислама в России, мы подчеркивали, что именно их
официальная оценка преступления позволит избежать его исламизации и, как
следствие, обострения социальных конфликтов, в том числе на религиозной и
межнациональной почве, риска новых преступлений.
Со
своей стороны, перед Государственной Думой стоит задача создания всех необходимых
законодательных условий для дальнейшего развития работы общественных
объединений, наделения их законными правами и реальными возможностями для
осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству.
В связи с этим целесообразно выслушать мнение присутствующих на круглом столе представителей общественных и религиозных объединений о том, какие законодательные меры необходимы для увеличения эффективности их работы. Это позволит скорректировать план работы Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, поставить на рассмотрение вопросы, назревшие к обсуждению и решению.