Н.В. Коломейцев: Рецепты «доктора» А.Кудрина
Предлагаем вашему вниманию статью заместителя руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, первого заместителя Председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Н.В.Коломейцева.
Николай
Васильевич
Как известно, под руководством бывшего «лучшего министра финансов всех времен и народов» А.Кудрина
подготовлена очередная новая стратегия
социально-экономического развития России «Стратегия-2035». А.Кудрин вместе с сотрудниками,
возглавляемого им Центра стратегических разработок (ЦСР), в указанной стратегии
обозначили, что перспективы экономики России в
XXI в., зависят от человеческого капитала, в том числе от образования и
здравоохранения, которые во многом
и формируют этот капитал.
Образование и здравоохранение, по мнению разработчиков,
должны стать главными направлениями инвестиций для технологического прорыва в
этих секторах экономики.
Государственное финансирование здравоохранения к 2024 г. должно возрасти с 3,3 до 4,3% ВВП,
образования – с 3,6 до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании должна
увеличиться более чем в 2 раза, что
возможно за счет обеспечения массовости вузовского образования, но на платной
основе, и переложения на семью расходов на дополнительное образование детей.
В системе обязательного медицинского страхования предлагается введение системы ОМС-2 с
расширенными программами, но за дополнительный взнос. Также предусматривается
реструктуризация льготного
лекарственного обеспечения, в результате которой будет пересмотрен состав
льготников, имеющих право на бесплатные лекарства.
У граждан России от всех многочисленных оптимизаций и
реструктуризаций в сфере медицины и образования не осталось веры в
гарантированное Конституцией «социальное государство».
За
время проводимой в России оптимизации в здравоохранении произошла масштабная
ликвидация медучреждений. Согласно данным Росстата, с 2000 года по 2015 год
число больничных организаций в России сократилось в два раза – с 10,7 до 5,4
тысячи, число больничных коек за этот период сократилось с 1671,6 до 1222 тысяч
мест, соответственно. По заявлениям официальных лиц, столь массовое сокращение
в сфере медицинских стационаров - часть стратегии, подразумевающей
перераспределение ресурсов здравоохранения на уровень поликлиник. Но на
практике продолжают массово ликвидироваться амбулатории и поликлиники, их число
за 15 лет сократилось на 12,7% – с 21,3 до 18,6 тысячи учреждений.
В сельской местности с 2000 года по 2014 год количество
больничных учреждений сократилось более чем в 4 раза, число коек в больничных
учреждениях в сельской местности также сокращалось интенсивнее, чем в городах –
примерно в 1,6 раза против 1,3 раза.
«Сохранение таких
темпов ликвидации медучреждений может привести к откату к инфраструктурным
показателям времен царской России уже в ближайшие годы», - заявили эксперты Центра
экономических и политических реформ (ЦЭПР) в докладе «ЗдравоЗахоронение».
Оптимизация российской системы здравоохранения в действии». По данным экспертов
в год примерно закрывается 353 больницы, если так пойдет и дальше, то к 2020
году их количество в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи
в 1913 году (Источник; https://www.medvestnik.ru/content/news/Bolnichnyh-koek-skoro-stanetsya-menshe-chem-v-carskoi-Rossii.html).
Счетная палата РФ
проверила результаты оптимизации в сфере
здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. Проверка показала, что основные цели
оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем
здравоохранения не достигнуты – ожидаемого роста эффективности и доступности
медицинской помощи не произошло.
Согласно
результатам проверки, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют
медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии
свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных
пунктов не охвачены общественным транспортом. Почти 880 малых населенных
пунктов не прикреплены ни к одному офису врачей общей практики. При этом данный
дефицит не компенсируется выездными методами, так как ряд регионов с низкой
плотностью населения (Омская область, Камчатский и Приморский края) вообще не
имеют мобильных медбригад.
Вместо реальных больниц и поликлиник в стратегии А.Кудрина для граждан России в рамках проекта
«Здоровье граждан» предусматривают внедрение
новой модели организации медпомощи – «медицину 4П»: предикция (выявление
предрасположенности к развитию заболеваний), превентивность, персонализация,
партисипативность (участие самих граждан в профилактике), а также, развитие
телемедицины и дистанционного мониторинга, которым будет охвачено около
половины граждан страны. Достаточно отъехать 100 км от г. Москвы и зайти в
сельскую поликлинику, чтобы понять, что о телемедицине мечтать можно еще
несколько десятилетий. Конечно же, для своих компаний, которые будут
инвестировать в новую медицину, предусматривается налоговое стимулирование. То
есть бизнес на здоровье граждан получит налоговые льготы, только выиграют ли от этого граждане России?!
Чтобы
облегчить труд медиков и уменьшить
расходы на выплату пенсий гражданам, стратегия предусматривает просто
сократить количество пенсионеров. Создать новую пенсионную систему в стратегии предлагается за счет повышения пенсионного
возраста до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин, начиная с 2019 г. Если
учесть, что средняя продолжительность жизни у мужчин в РФ составляет чуть
больше 65 лет, то это значит, что мужчины практически до пенсии не доживут, и
резко сократится число пенсионеров-мужчин. В результате этой меры всего
численность пенсионеров сократится на 3,87 млн. человек до 38,52 млн. Кроме
того, предлагается ужесточить условия для получения пенсии: необходимый стаж
для начисления страховой пенсии, который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к
2024 г., нужно продолжить повышать и далее – до 20 лет. Социальная пенсия,
которую получают те, кто не заработал на страховую, будет назначаться при
достижении 68 лет (сейчас – 65 лет для мужчин и 60 для женщин). Одновременно
будут ужесточаться условия для назначения досрочных пенсий: так, минимально
необходимый для нее стаж у врачей и учителей будет повышен до 35 лет.
Реализация этих мер позволит повысить соотношение страховой пенсии с
прожиточным минимумом до 1,85 к 2024 г. и до 2,33 к 2035 г., при этом трансферт
из бюджета на финансирование пенсий к 2035 г. фактически обнулится. Соотношение
средней страховой пенсии со средней зарплатой сохранится на уровне не ниже 34%.
Из сказанного следует, что вся эта реформа направлена не на повышение пенсий, а лишь на недопущение их сокращений. То есть «гора родила мышь». Лучше бы все затраты на содержание аппарата и экспертов ЦСР направили малоимущим пенсионерам, пользы было бы больше, да и вреда меньше. Народ устал от бесконечных пенсионных реформ и оптимизаций, которые не улучшают, а только ухудшают жизнь граждан России.