Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.А. Ганзя: «Регионам приходится изворачиваться и оптимизировать расходы до полного абсурда»

22 марта на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступила депутат В.А. Ганзя.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
2017-03-22 15:26 (обновление: 2017-03-23 20:37)
Ганзя Вера Анатольевна
Ганзя
Вера
Анатольевна
Персональная страница

- Уважаемые коллеги!

В течение года правительством предпринимались усилия, чтобы удержать рост задолженности регионов. Ужесточались условия участия в госпрограммах, предоставления бюджетных кредитов, иных мер финансовой поддержки. Однако усилия оказались тщетны. Только за декабрь регионы нарастили бюджетный дефицит на 514 млрд рублей.

Напомню цифры. По данным федерального казначейства государственный долг регионов на 1 февраля 2017 г. достиг 2,32 трлн руб. Доля бюджетных кредитов составила 45%, при этом доля коммерческих - 31,2%. У 19 регионов долг значительно вырос. На 1 марта 15 регионов выполнили бюджет с профицитом 28 млрд., а 70 регионов – с дефицитом 242 млрд. рублей. Расходы регионов на обслуживание государственного и муниципального долга составили 12,1 млрд рублей.

Резервов у государства осталось на 1 февраля 973 млрд. рублей, ФНБ - 4,36.

Поэтому - главный вопрос - финансовая судьба регионов. Согласно Конституции, наша страна является федеративным государством. Однако у нас была выстроена нежизнеспособная система межбюджетных отношений, в основном, для укрепления вертикали власти, которая становится тормозом социально–экономического развития страны. Эта система прямо противоположна бюджетному федерализму, который год от года провозглашался в различных государственных нормативных актах. Чем эта система характеризуется:

1. Централизацией налоговых полномочий на федеральном уровне. Если в 2001-12 году налоговые доходы делились в пропорции 50% на 50%, теперь у регионов остается не более 30% налогов. Кроме того, федеральные налоги - НДС, НДПИ, НДФЛ, большая часть акцизов, пошлины. В региональный бюджет поступают доходы от менее стабильных налогов – налог на прибыль (кризис наступил, и доходы рухнули вместе с налогами на прибыль) Налоги на имущество организаций, транспортный налог - это все трудоёмкие в сборе налоги. Ну а местным бюджетам достались налог на имущество физлиц и земельный. Не менее трудоемкие, учитывая кадастровую оценку. И самые неблагодарные, т. к. НДС, например, не заметен в цене, а налог на имущество физическому лицу надо вынуть из своего кармана и отдать. Такое несправедливое по отношению к регионам и муниципалитетам распределение налогооблагаемой базы приводит к снижению бюджетного потенциала регионов. Окончательно последний гвоздь в налоговую систему вбили КГНы.

В последнее время мы видим ярко выраженное стремление федерального центра скорректировать налоговые поступления в свою пользу. Например, приняли изменения об отчисление налога на прибыль в размере 1%. В 2017 году это более 100 млрд. рублей. Например для НСО это потеря более 1 млрд. рублей. Перераспределили и акцизы на нефтепродукты и опять не в пользу регионов. Что порождает такая централизация налогов на уровне федерального центра? Полное отсутствие стремления у регионов увеличивать налогооблагаемую базу.

В результате число дотационных регионов увеличилось. Если в 2007 году самодостаточных регионов и не получающих дотацию на выравнивание было 19, теперь их осталось 13. Число дотационных МО вообще 97%

Полномочия. Еще один камень преткновения в межбюджетных отношениях. Во-первых, федеральные полномочия более гибкие, их можно корректировать в зависимости от наличия денег.

А региональные полномочия носят исключительно социальный характер. Их намного сложнее корректировать, от них отказаться нельзя. Кроме того, из федерального центра постоянно шла передача этих полномочий без должного финансирования. И финансирование шло через субсидии. А субсидии требуют софинансирования из региональных бюджетов, и не маленького.

Минюстом закреплены полномочия регионов. Я посмотрела эти таблицы. Полномочий субъектов, закрепленных постановлениями правительства - 162, указами президента - 20, совместного ведения - 61, перечень госпрограмм и подпрограмм - 55. А есть ещё и 184 закон. Только по 184-му закону 108 полномочий, которые находятся на исполнении у субъектов Федерации. И Минюст выявил 64 нормативно-правовых акта, которые в 184-й не вошли, в расчётах не участвуют, но ответственность за их исполнение возложена на субъекты.

Так было и есть с майскими указами президента. Указы приняли, а денег не хватает. Регионам приходится изворачиваться и оптимизировать расходы до полного абсурда. Эта оптимизация практически уничтожила бесплатную медицину, довела до полного коллапса образование и культуру.

В прошлом году при правительстве РФ работала группа, основной задачей которой было проведение инвентаризации полномочий. Все были в ожидании. Наконец- то эта проблема впервые за 13 лет начинает обозначаться. 13 лет никто не смотрел, какие полномочия у регионов, могут ли они их обеспечить их исполнение в полном объеме? Сколько необходимо средств? Однако надежды не оправдались. Мы получили расчёты по каждому региону. Но результаты необъективны. Почему- то в расчёты не вошли капитальные вложения регионов и расходы на ЖКХ. А ведь это наиболее затратные статьи расходов. Работа была проведена недостаточная и её необходимо продолжать. Об этом же говорила на Сочинском форуме и председатель счётной палаты Т.А. Голикова. По заверениям Минфина, такая работа будет продолжена, но насколько результат будет объективен?

Это очень важно, потому что все долги субъектов Федерации на сегодня не имеют источника погашения. По признанию правительства, из-за всех этих постановлений, указов, условий регионы лишены каких-либо возможностей распоряжаться даже собственными бюджетными доходами — более 95% их расходов де-факто нормированы федеральным центром.

Как в таком случае развиваться региону? Если, вообще, у региона нет средств для того, чтобы ни школу построить, ни ФАП построить, ни достроить какие-то объекты? Причём, как раз то, что им необходимо, а не то, что в приказном порядке предлагает федеральный центр.

Межбюджетные трансферты. В 2016 году трансферты федерального центра регионам составили 1,56 трлн руб., на 2017 год запланировано перечисление 1,6 трлн руб. трансфертов, к 2019 году они должны снизиться до 1,5 трлн руб.

Правила предоставления трансфертов сильно заформализованы. Условия постоянно меняются. Регионы вынуждены лавировать, менять в спешном порядке свои нормативные документы. Огромное количество наименование межбюджетных трансфертов. Это порождает громоздкую процедуру, неразбериху, субсидии не доводятся до регионов своевременно, осваивать их времени не остаётся, субсидии возвращаются обратно, а регионы остаются, как говорится, с носом.

Принимая бюджет 2017 года, вообще додумались до выставления условий при получении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Потом, правда, убрали, но соглашение–то между регионом и федеральным центром осталось. А в этом соглашении те же самые условия. Только в законе их видели все. А соглашения – это договор между губернатором и минфином.

Выкрутить руки губернаторам, заставив подписать соглашение даже в ущерб интересам региона, можно всегда. У минфина рычагов много. Региональные власти должны брать на себя обязательства по повышению доходной части своих бюджетов, сбалансированности, оптимизации расходов, развитию малого и среднего бизнеса и т.п. В постановлении правительства России (N1506 от 27 декабря 2016 года) перечислены все условия, которые были включены в типовые соглашения между центром и регионами. Но насколько имеются возможности у регионов выполнить эти условия? Не выполняют условия не получают федеральную поддержку. Вот и лезут в кабалу к коммерческим банкам.

Несовершенство системы бюджетного выравнивание регионов привели к резкому увеличению дефицита бюджетов регионов. Установленные для регионов условия получения бюджетных кредитов предусматривают дефицит бюджета не более 10%.

Это искусственный порог. Потому что регионы, снижая дефицит, одновременно наращивают внутренний долг. Вообще, замена безвозмездной финансовой поддержки регионов бюджетными кредитами не дала серьёзных результатов. Закредитованность в сегодня – у последней черты.

Да и бюджетные кредиты в 2016 году были в сумме 310 млрд, в этом году запланировано 200 млрд, причём, распределены только 150 млрд, а 50 оставлены в резерве. 50 этих самых миллиардов из предоставленных бюджетных кредитов были взысканы. За что? За то, что субъекты нарушили условия, потому что они не в состоянии их выполнить. Нельзя окриком и репрессиями, будем так говорить, обеспечить сбалансировать бюджетов. Экономика не прощает таких подходов.

Вообще сейчас речь начинает идти о формировании бюджета по фактическим потребностям. Вспомните советское время. Тогда это называлось – защищать бюджет. Руководители МО приезжали в финансовые органы региона, регионы в минфин РФ и доказывали первостепенную необходимость тех или иных мероприятий. Именно они и были включены в бюджет. Зачем было ломать прозрачную, работоспособную систему и выстраивать неэффективную и вредную для развития регионов?

Коллеги, усиливаются протестные акции. Повышение цен, закрытие школ и больниц, изменения в лесной, земельный и другие кодексы, ущемляющие интересы населения не остаются без отклика граждан и вызывают резкий протест. В год столетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции это очень показательно.

Нужно немедленнопринимать серьёзные меры, которые наша партия предлагает в своей программе«10шагов»,чтобыокончательно не получитьв стране такой же финансовыйи налоговый хаос, который мы имеем в межбюджетных отношениях.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.