Н.В. Арефьев и А.В. Корниенко предложили свои поправки к закону о территориях опережающего социально-экономического развития
Депутаты Государственной Думы Н.В. Арефьев и А.В. Корниенко внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Причины, побудившие парламентариев внести поправки в этот закон, в частности отражает пояснительная записка к законопроекту.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
№473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в
Российской Федерации» разработан с целью уточнения некоторых положений закона,
в силу действия которых Российской Федерации может быть нанесен значительный
материальный ущерб.
Еще до Рузвельта, в 90-е годы XIX века, группа банкиров во главе с Джоном
Морганом захотела прибрать к рукам русские богатства Дальнего востока. Серьезно
рассматривались даже проекты захвата Чукотки. Лобовые попытки получить
чукотские концессии провалились, и тогда американцы стали действовать хитрее.
Теперь они создавали предприятия вместе с русскими промышленниками, и через эти
лазейки проникали на российский Дальний Восток.
Вынашивались планы строительства транспортной артерии
«Париж – Нью-Йорк». Значительная часть пути, которой прошла бы по
территории России, и под этим соусом американцы добивались концессий в Сибири,
а также права покупать землю вместе с недрами. Деньги на проект выделили
всемирно известные финансисты: Морган, Шифф и Куртис. Конечно же, Николай II отверг такое «взаимовыгодное сотрудничество».
Но
прошло 100 лет и этот проект с далеко идущими планами стал осуществляться
посредством реализации Федерального закона «О территориях
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом, территория
опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет по решению Правительства
Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального
органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического
развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
Семьдесят лет слишком большой срок для
договора, которым предусматривается передача неограниченной территории РФ
юридическому лицу, в том числе иностранному, фактически бесплатно, да еще с
государственными вложениями и освобождением от налогов. По истечении данного
срока «резидент» имеет право распорядиться созданным им имуществом по своему
усмотрению. В данном случае уничтожение этого имущества не исключается. Тогда
какой смысл создавать условия «резидентам» для паразитирования на
государственных ресурсах и бюджете, если в конечном итоге через 70 лет все
вернется к первоначальному виду или к более худшему состоянию, поскольку нормальный
государственный контроль над хозяйствованием «Резидента» не предусматривается.
Законопроектом предлагается изменить срок
действия договора с 70 на 30 лет. Именно 30 лет установлен срок стратегического
планирования в России и поскольку за пределами этого срока планирования не
предусматривается, не должно быть и договоров, не укладывающихся в
стратегические планы страны.
Кроме того, любой проект, даже такой, как
гидроэлектростанция на сибирских реках строится и окупается в сроки не более
15-20 лет, за 70 лет такой объект уже придет в негодность, что не отвечает
целям закона «О территориях опережающего социально-экономического развития».
Федеральный закон «О территориях
опережающего социально-экономического развития» предусматривает передачу любой
территории РФ, не исключая города Москвы на срок 70 лет любому иностранному
инвестору – «резиденту». Те люди, которые будут подписывать соглашение на 70
лет, по истечении этого срока живы уже не будут. А те, кто родился сегодня, не
будут знать о существовании такого соглашения. Территория, отданная на 70 лет,
навсегда останется у «резидента» той страны, откуда он пришел. За примером
далеко ходить не надо. Аляска была отдана Соединенным Штатам в аренду на 49
лет. Ведь не отдали же! Именно поэтому срок договора о ТОРах необходимо
сократить до 30 лет, чтобы не создавать прецедента отторжения российской
территории.
Пункт 3 статьи 16 Федерального закона устанавливает,
что лицо, утратившее статус резидента
территории социально-экономического развития, вправе распорядиться
принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории
опережающего социально-экономического развития, по своему усмотрению в соответствии
с гражданским законодательством. Таким образом, законом предоставляется право
«резиденту» по истечении 70-летнего срока уничтожить все, что он создал за этот
срок. Сомнения в том, что резидент не будет уничтожать имущество, это ему не
выгодно не имеют под собой оснований. На протяжении 25 лет почти все заводы и
фабрики, купленные иностранными инвесторами, были уничтожены. Уничтожались
целые отрасли, чтобы убрать конкурентов с мирового рынка и сделать Россию
страной-потребителем. Поэтому законопроектом предусматривается внести в
соглашение о ТОРах условие, о судьбе недвижимого имущества резидента после
окончания срока договора с одной целью, что бы это имущество продолжало служить
России.
Федеральным законом предусматривается,
что Федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный
контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории опережающего
социально-экономического развития в отношении резидентов территории
опережающего социально-экономического развития осуществляют соответственно
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее -
органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Однако в перечне контролирующих
органов отсутствует Счетная палата. В силу того, что ТОР является федеральным
инвестиционном проектом с государственными вложениями и налоговыми льготами,
контроль над использованием государственных средств должна осуществлять Счетная
палата. Именно с этой целью внесена поправка в часть 1 статьи 4 федерального
закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в
Российской Федерации».
Закон внесен. Он делает действующий закон
действительно способствующим опережающему развитию с сохранением этого развития
и после окончания договора. Нынешняя редакция никакого опережающего развития не
предусматривает.