Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Н.Н. Иванов: Для развития конкурентной среды нужна политическая воля, кропотливая работа, в которой фракция КПРФ готова принимать участие

16 ноября в Государственной Думе состоялся «Правительственный час» с участием руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ И.Ю. Артемьева. От имени фракции КПРФ на заседании выступил депутат Н.Н. Иванов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
2016-11-16 17:14
Иванов Николай Николаевич
Председатель ЦКРК КПРФ
Иванов
Николай
Николаевич
Председатель ЦКРК КПРФ
Персональная страница

- Уважаемые депутаты!

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Давосского экономического форума по эффективности антимонопольной политики Россия занимает 83-е место из 138 стран. За прошедшие два года мы с вами приняли так называемый четвертый антимонопольный пакет и другие акты в целях развития конкуренции.

Наши с вами усилия внесли позитивный вклад, однако анализ показывает, что принципиально ситуация не изменилась. Огромный поток дел, а ФАС возбуждает ежегодно более 60 тысяч дел по всем составам, мало оказывает влияние на развитие конкуренции. Я хотел бы остановиться на пяти проблемах.

Первая. Взять, например, борьбу с картелями. По данным Счетной палаты, за 2014 год только 16 процентов наложенных штрафов уплачено в бюджет. За другие годы ситуация не лучше. На строительном рынке в 2014 году наложено картельных штрафов на 87 миллионов рублей. Это эквивалент стоимости одной квартиры в городе Москве, и то не самой дорогой.

Второе. Два года назад я уже обращал внимание Госдумы на нелогичную политику двойных стандартов, которую ведет ФАС: бьет по своим, в то время как, например, в США 90 антимонопольных штрафов накладывается на иностранные компании, то есть на конкурентов американского бизнеса.

Игорь Юрьевич услышал критику: были возбуждены дела против Googleи Apple, в ряде регионов – дела против АШАНа и Danone. Пожалуй, это и все. Доля дел против иностранных компаний по-прежнему не превышает 0,1 процента.

Третье. К сожалению, малопонятны действия ФАС, которые мы наблюдаем в другой важнейшей сфере – это регулирование тарифов естественных монополий. С начала года ФАС отпустила тарифы крупнейших аэропортов Москвы, это уже сказалось на стоимости авиабилетов. Теперь предлагается отпустить тарифы «Газпрома» и тарифы РЖД по экспортным поставкам. Но мы все понимаем, что либерализация тарифов в условиях фактически монополии одной компании «Газпром» приведет к негативным последствиям для потребителей. Даже либеральный экономист Милтон Фридман писал, что хуже госмонополии может быть только нерегулируемая частная монополия.

Четвертое. Вызывает вопросы и ситуация с контролем госзакупок, который осуществляет ФАС. По расчетам «Деловой России», три четвертых из около 25 тысяч ежегодно возбуждаемых ФАС дел по 44-му закону возбуждено против мелких закупок. В Калужской области до суда дошло дело о «нарушении» музеем закупки на 9 тысяч рублей. Только на одно заседание суда бюджет потратил больше. Неоднократные предложения экспертов отказаться от контроля за закупками хотя бы менее чем на 100 тысяч рублей ФАС отвергала.

Детский сад №82 Санкт-Петербурга только в Верховном Суде смог добиться справедливости и отменить решение ФАС, в котором служба предписала детскому саду закупать морковку и капусту для супа не вместе, а отдельно. Какой вывод сделан после этого решения Верховного Суда? ФАС возбудила аналогичное дело против детсада в Омске.

Пятое. В СССР доля машин и оборудования в экспорте составляла 20%, сегодня в России – 7%. Можно было бы помочь компаниям, которые выходят на внешний рынок с IT-технологиями и машинами. На деле эти предприятия получают проблемы от ФАС.

Завод «Катод», Новосибирск, вышел на американский рынок приборов ночного видения и попал под санкции ФАС. «Аргус-Спектр», город Санкт-Петербург, стал поставщиком систем противопожарной безопасности практически для всей Европы и тут же получил проверку от ФАС с обыском. И так 83 дела, часть из которых продолжается до сих пор. Кстати, главное то, что компания выиграла у ФАС практически во всех судебных инстанциях, включая Верховный Суд.

Вывод. За последние годы ни одно действительно крупное слияние не было заблокировано, не было практики принудительного разделения монополистов. Согласовывая правительственные законопроекты, ФАС не остановила монополизацию целых рынков и повышение административных барьеров. Значит, для развития конкурентной среды нужна политическая воля, кропотливая работа, в которой фракция КПРФ готова принимать участие.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.