Н.В. Коломейцев: Почему российские госкомпании стремятся сокращать информацию о своей деятельности?
Минэкономразвития России в конце апреля 2016 года, то есть в период подготовки годовых отчетов, предложило госкомпаниям самим решать, какую информацию раскрывать в годовой отчетности, а какую считать коммерческой тайной и оставлять секретной.
Николай
Васильевич
Эти
правила вводятся в ответ на обращение ПАО «НК "Роснефти" (ист. РБК) об
исключении из списка обязательной к публикации информацию, составляющую
коммерческую тайну, и уравнять в правах госкомпании и частные организации. В
руководстве "Роснефти" указали, что повышенные требования к
отчетности ставят государственные предприятия в неравные условия. «Роснефть» не хочет раскрывать цели своей
долгосрочной программы развития и данные о продаже непрофильных активов. Кроме
того, "Роснефть" хотела бы засекретить расходы на инвестиционные
проекты и данные о вложениях с доходностью более 10% годовых.
АО «Роснефтегаз»
- основной акционер «Роснефти» сменил в начале
марта 2016 года организационно-правовую
форму с открытого акционерного общества (ОАО) на непубличное акционерное
общество и получил право не публиковать отчетность,
включая годовые отчеты. Теперь информацию о своей деятельности АО будет
раскрывать, только если этого захочет его акционер - государство.
Желание
не раскрывать всей информации понятно. Ведь, как неоднократно отмечали в
Правительстве РФ, выплаты топ-менеджерам
госкомпаний должны соответствовать достигнутым результатам. А что получается?!
В
2015 г. чистая
прибыль 15-ти ведущих российских
компаний хотя и выросла на 600 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом и превысила
3 трлн руб., но не достигла докризисного уровня в 3.2 трлн. руб. Это
объясняется падением цен на нефть и газ,
однако доходы топ-менеджеров сырьевых компаний выросли на
10% и составили 63.8 млрд рублей, в 2014 году этот показатель составлял 58,1 млрд
руб., в 2013 году - 56,5 млрд руб..
При этом,
основные показатели, например, ПАО «Газпром» имели тенденцию к снижению: добыча
газа снизилась в 2015 году на 25,4 млрд м3
по
сравнению с 2014 г. и на
68,5 млрд м3
по сравнению с 2013 г.; снизился
объем переработки природного и попутного
газа по сравнению с 2013 г. на 0,3 млрд м3, переработка нефти и газового конденсата снизилась с 68 млн т
в 2014 г до 66,8 млн т в 2015 г, или на 1,2 млн т ; реализация
природного газа сократилась в
2015 г. до 221,2 млрд м3, что на 12,8 млрд м3
меньше, чем в 2014 г и на 22,1 млрд
м3, чем в 2013 году.
Уровень
газификации природным газом по России на начало 2016 г. составил в среднем 66,2%, в том числе в городах — 70,4%, в
сельской местности — 56,1%.
Прибыль от
продаж Группы Газпром в 2015 г.
уменьшилась на 82,1 млрд. руб., или на 6,3 %, по сравнению с 2014 г. и
составила 1 228,3 млрд руб. Этот показатель наименьший за последние 5 лет.
Несмотря на
снижение производственных показателей
по итогам работы в 2015 г.,
топ-менеджеры (17 членов Правления) ОАО «Газпром» получили в среднем по
13,3 млн. руб. (217 тыс. $) в месяц за 2015 год (Ист. РБК).
ПАО «НК «Роснефть»
также показывает снижение основных производственных и финансовых показателей.
Так, добыча нефти в 2015 г. снизилась с
4 159 тыс. барр./сут в 2015
г. до
4 116 тыс. барр.
н.э./сут в 2014 г., добыча газа
снизилась с 1 043
тыс. барр. н.э./сут до 947 тыс. барр.
н.э./сут , выручка снизилась с 5503 млрд.руб до 5150 млрд.руб.
При
этом за
2015 год топ-менеджеры компании получили в среднем почти по 312 млн. руб., или
по 26 млн. руб. в месяц. Это на 43% больше, чем в 2014 году.
Кроме того, большинство госкомпаний получают господдержку в форме госгарантий,
субсидий, докапитализациями со стороны самого государства. Только, в 2016 году
в федеральном бюджете на эти цели заложено 342 млрд. руб.
При этом руководство госкомпанийвсе чаще принимает меры посокращениюинформации о своейдеятельности, называя ее коммерческой тайной.Но ведь эти компании в той или иной степени государственные, какая тайна от собственника?! Кроме того эти компании практически не являются полноценными участниками рыночных отношений, т.к.они имеют огромное число преференций по сравнениюс другими хозяйствующими субъектами. А возможность дозировано предоставлять информацию о себе создает еще больше преференций для госкомпаний, в том числе в большей степени обслуживать интересы своих топ-менеджеров, а не интересы государства.