Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого секретаря МГК КПРФ В.Ф. Рашкина на Экономическом форуме в г.Орел

Публикуем доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого секретаря МГК КПРФ В.Ф. Рашкина на Экономическом форуме в г.Орел.

Пресс-служба МГК КПРФ
2016-02-15 14:15
Рашкин Валерий Фёдорович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Персональная страница

Уважаемые участники форума!

Социально-экономическая ситуация в России потеряла стабильность. Быстрыми темпами происходит ухудшение основных экономических показателей, падение уровня и качества жизни населения.

За 2015 год произошло снижение внутреннего валового продукта (ВВП) на 3,7% в годовом выражении.

В стране происходит спад промышленного производства. По данным Росстата, за 2015 год оно снизилось на 3,4% по сравнению с 2014 годом.

При этом нефтегазовые доходы, составлявшие основу «стабильности» России в предыдущее десятилетие, не могут обеспечить выхода из кризиса. Российский экспорт за январь-сентябрь 2015 года по данным ЦБ РФ сократился на 32% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.

Кризис, и, в частности, падение экспорта, сказался на состоянии бюджета. Так, официально установленный дефицит федерального бюджета составляет почти 2,36 трлн рублей. Федерация попыталась в предыдущие годы переложить многие свои расходы на плечи субъектов РФ, однако это привело к нарастанию задолженности регионов и это сказывается в условиях кризиса. Так, сейчас она приблизилась к 2,3 трлн рублей. Это означает, что исполнение многих государственных обязательств, в том числе перед населением, оказывается под большим вопросом.

Ухудшается социально-демографическая ситуация, продолжается рост цен, падают реальные доходы населения.

Так, по данным Росстата, рост потребительских цен в декабре 2015 года составил 12,9% по сравнению с декабрем 2014 года.Эта динамика, судя по имеющимся прогнозам, сохранится и в 2016 году.

В части доходов населения статистика также неутешительна. Так, за IIIквартал 2015 года они сократились на 3,9% по отношению к тому же периоду 2014 году. По данным экспертов, падение реальных зарплат в первой половине 2015 года к уровню 2014 года составило почти 10%. В январе-сентябре 2015 года, только по официальным данным, число россиян, находящихся за чертой бедности, составило 20,3 млн человек, что на 2,3 млн больше, чем в 2014 году. Это – около 14% населения России. Однако, учитывая нереалистичность установленного в стране прожиточного минимума, следует говорить о бедности более чем половины населения России (средний заработок для которой составляет менее 30 тыс.рублей в месяц).

Происходящие негативные процессы ставят под сомнение целесообразность сохранения социально-экономического курса, который в последние десятилетия проводился в России.

«Сырьевая экономика», и раньше вызывавшая обоснованную критику в связи с отсутствием внимания к развитию обрабатывающей промышленности и нерациональным расходованием нефтегазовых доходов, стала для России настоящей ловушкой. Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление, оказалась полностью зависима от сырьевой конъюнктуры. Получилось, что страна долгие годы жила в долг, а теперь, когда сверхдоходы от продажи сырья упали, резервов для возобновления экономического роста нет.

Но даже после начала кризиса Правительством почти ничего не было сделано для компенсации его последствий и исправления стратегических ошибок, сделанных в предыдущие годы. В том числе для реализации программ импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.

Как отметила в докладе Счетная палата в октябре прошлого года, «антикризисный план» Правительства является непродуманным, размытым, он не содержит необходимых целевых ориентиров. Но даже этот план не выполняется на практике. Так, формально принято 63,3% запланированных нормативных актов, однако мероприятия, предусмотренные планом, выполнены лишь на 28,3%. Новый антикризисный план, недавно принятый правительством на 2016 год, содержит те же недостатки, что и прошлогодний: экономисты упрекают план в отсутствии единства, продуманности, критикуют фрагментарность плана.

Сейчас Правительство готовит некий новый «антикризисный план», но можно заранее быть уверенными – это не более чем «хотелки» и предвыборные обещания власти. Ни о какой антикризисной политике нельзя говорить всерьез, Правительство как бездействовало, так и продолжает бездействовать.

По сути, можно говорить об отсутствии у Правительства стратегического, комплексного видения перспектив развития страны. «Горизонт планирования» органов исполнительной власти не превышает одного года (то есть в пределах действия федерального бюджета) и даже менее, потому что мероприятия, предусмотренные бюджетом, финансируются не полностью, в бюджет вносятся поправки. Так, уже в январе 2016 года, сразу после вступления бюджета в силу, заговорили о его секвестре – потому что упали цены на нефть. Значит все наше «стратегическое планирование» - это не более чем попытки угадать, какими будут цены на углеводороды.

В условиях кризиса управление страной осуществляется «на короткие дистанции», на ощупь, чисто тактически, без общенациональной антикризисной стратегии. Очевидно, это приводит к мультипликации издержек, к неэффективному и нерациональному расходованию средств, порождает эффект «жизни одним днем», подстегивает коррупцию.

Следует подчеркнуть, что в отличие от кризиса 2008 года, у экономики России нет достаточных резервов для возобновления роста без мер государственной поддержки. В частности, из-за сокращения потребления, которое во время предыдущего кризиса смогло дать экономике нужный толчок. Однако в настоящее время этому препятствует стремительный рост цен на потребляемые в России товары, работы, услуги и падение реальных доходов населения, о чем было сказано ранее.

В целом, кризис 2014-2015 годов показал неустойчивость российской экономики, ее зависимость от внешних рынков, ее внутреннюю слабость.

Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе уверены, что настало время для коренной трансформации так называемой «рыночной экономики», исправления всех тех ошибок, которые были сделаны, начиная с эпохи приватизации.

Стране необходим «левый поворот», мы должны восстановить роль государства в экономике, в том числе государственные социальные обязательства. Подчеркну – именно государства, к которому никакого отношения не имеют псевдогосударственные новообразования типа современных госкорпораций и госкомпаний. Они есть порождение олигархической системы, потому что неподконтрольны народу и являются способом извлечения дохода для узкой группы лиц, обладающих политической властью или близких к ней.

Сейчас восстановление государства – это не просто вопрос идеологии. Это вопрос выживания страны, у которой нет иных возможностей для возобновления роста, кроме мер государственного стимулирования.

В этой связи группой депутатов фракции КПРФ в Государственную Думу 16 сентября 2015 года был внесен законопроект «О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации».

Законопроект разработан в соответствии с идеями, целями и программой КПРФ. Вот, что в ней, в частности, сказано:

«Взяв в свои руки природные богатства и стратегические отрасли производства, государство наладит планирование основных показателей развития народного хозяйства, сформирует полноценный бюджет и станет важнейшим заказчиком продукции для отечественных производителей. Народная власть с помощью плановых и рыночных механизмов будет активно регулировать развитие экономики и социальной сферы».

Предлагаю Вам, уважаемые участники форума, обсудить антикризисную повестку, отталкиваясь от концептуальных предложений, сформулированных в указанном законопроекте.

Законопроект предусматривает следующие меры:

1. Введение государственного планирования социально-экономического развития Российской Федерации на основе приоритетов (ключевых направлений развития), определяемых федеральным законом на срок 6 лет, а также шестилетнего государственного плана развития страны, также принимаемого федеральным законом.

Проекты федеральных бюджетов должны разрабатываться, исходя из требований указанного государственного плана.

2. В качестве основы мероприятий государственного плана - определение перечня «точек роста» экономики и мер их государственной поддержки.

В качестве «точек роста» следует определять предприятия, производственные комплексы, а также территории Российской Федерации, которые по совокупности факторов, включая расположение, транспортную доступность, природно-ресурсный, кадровый потенциал и иные факторы, наилучшим образом подходят для реализации проектов ускоренного социально-экономического развития.

Задача «точек роста» – дать толчок развитию всей экономики, «вытянуть» ее из кризиса. Государственный план должен предусматривать их скорейший выход на окупаемость и обеспечение выпуска ими конкурентоспособной продукции, а также ответственность руководителей предприятий за достижение установленных целевых показателей.

В данном случае мы учитываем опыт многих зарубежных стран, включая такие страны как Япония, Южная Корея, скандинавские страны, которые именно за счет системы «торпед», «точек роста» смогли в свое время восстановить экономику и успешно преодолевали кризисные явления.

3. Законопроектом обеспечивается построение системы управления планированием экономического развития страны.

Мы считаем, что согласование основ государственного плана, в том числе мер государственной поддержки и перечня точек роста должно проводиться открыто, с участием всех ветвей власти, общественности, экспертов.

В связи с этим законопроектом предусматривается создание Национального комитета государственного планирования, в котором должны войти представители Правительства Российской Федерации, Центрального банка, палат Парламента (включая оппозиционные партии), регионов, общественных объединений, эксперты.

Данный национальный комитет должен согласовывать приоритеты социально-экономического развития страны на шестилетний период, а также предлагаемые меры поддержки и список предприятий (территорий), которые планируется отнести к «точкам роста».

Необходимо ввести регулярную проверку Счетной палатой целесообразности и обоснованности предоставления господдержки.

Опыт подобных органов государственно-общественного партнерства есть во многих странах. Их создание и их наделение полномочием принимать юридически значимые решения, позволяет исключить кулуарное распределение ресурсов органами исполнительной власти и депутатами от «партии власти». Нужны также гарантии от превращения национального комитета в лоббистский орган. Для этого предусмотрен его диверсифицированный состав, частая его ротация, присутствие одновременно представителей власти, оппозиции, общественности, регионов.

4. Законопроектом предлагается временное изменение правового статуса Центрального банка в рамках его участия в деятельности по реализации приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, мер государственной поддержки национальной экономики.

В части антикризисных действий и государственного планирования он должен выполнять поручения Правительства Российской Федерации и решения Государственной Думы.

5. При разработке первого государственного шестилетнего плана мы предлагаем определить следующие приоритеты развития страны на 2016-2021 годы:

1) государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения (первый блок приоритетов «Национальная промышленность и импортозамещение»);

2) государственная поддержка развития транспортной и коммунальной инфраструктуры (второй блок приоритетов «Инфраструктура»);

3) государственная поддержка национальной науки, создания и внедрения новых технологий (третий блок приоритетов «Наука и технологии»);

4) формирование системы профессионального образования, ориентированной на развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного производства, науки и технологий, национального здравоохранения (четвертый блок приоритетов «Кадры для экономики»).

5) обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения (пятый блок приоритетов «Здоровье нации»);

6) государственная социальная политика, в том числе принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

В проекте рекомендаций «круглого стола», который Вам роздан, а также в упомянутом законопроекте, имеется более подробное описание основных направлений государственной политики в рамках каждого из этих блоков.

Среди них такие важные меры, как:

стимулирование, в том числе путем проведения соответствующих мероприятий Центральным банком, снижения банками процентных ставок по кредитам, предоставляемым промышленным предприятиям;

принятие мер по установлению обоснованных цен (тарифов) на электроэнергию и услуги организаций коммунального комплекса для промышленных предприятий, в том числе предприятий, включенных в состав точек роста национальной экономики;

введение принципа безусловного предпочтения товаров, работ, услуг национальных производителей при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, а также при осуществлении закупок организациями, учредителем которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, госкорпорации и госкомпании;

восстановление утраченной транспортной и коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения и экономики;

меры государственной поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований, в первую очередь опытно-конструкторских и технологических разработок;

переориентация системы профессионального образования на потребности развития национального обрабатывающего производства, включая активизацию подготовки инженерных и рабочих кадров, повышение мотивации обучения рабочим и инженерным специальностям;

внедрение практики закрепления специалистов на производствах на период до пяти лет после окончания обучения в учреждениях профессионального образования на бюджетной основе,

и ряд других мер.

В дополнение к данному законопроекту в Государственную Думу уже были внесены проекты федеральных законов, развивающие его положения.

В частности, депутатами от партии КПРФ уже внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Он предусматривает ограничения трансграничного перемещения иностранной валюты, вводит обязательную продажу валютной выручки, создает препятствия для валютных спекуляций внутри страны.

Также в Госдуму был внесен ряд законопроектов, касающихся социальной политики.

Россия должна стать социальным государством и уйти от сегодняшней ситуации, когда экспорт сырья обеспечивает казне доходы, а благосостояние народа не имеет для власти значения. Предлагается новая модель: государство гарантирует социальную справедливость и высокие доходы населения, которые, в свою очередь, обеспечивают высокий спрос на продукцию национального производства.

С учетом всей сложности положения, в котором оказались пенсионеры в кризис, был разработан законопроект о дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям. В рамках законопроекта предлагается установить дополнительную доплату к пенсиям для тех пенсионеров, чья сумма общего материального обеспечения в месяц не достигает 50% средней заработной платы в соответствующем регионе. Доплата устанавливается в таком размере, чтобы с ее учетом общая сумма материального обеспечения пенсионера достигла этого показателя. Эта мера позволит существенно улучшить социальное положение пенсионеров.

В рамках другого законопроекта, посвященного социальной политике, предлагается ввести ежемесячные социальные выплаты тем россиянам, чей доход ниже прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 1,3. Этот повышающий коэффициент необходим, так как установленный в стране прожиточный минимум представляется нереалистичным и не позволяющим удовлетворить основные жизненные потребности человека.

Размер выплаты нуждающимся рассчитывается как разница между средним доходом лица за три последних месяца и величиной прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Выплату предполагается производить в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счет, а средства социальной выплаты могут расходоваться на приобретение товаров и услуг первой необходимости – продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарств, оплату услуг, в том числе коммунальных.

Законопроекты социальной направленности преследуют своей целью смягчить последствия кризиса для населения, а также нарастить потребление. Рост потребительского спроса – это одно из необходимых условий для роста экономики, выхода ее из кризиса.

Встает закономерный вопрос: где взять средства для осуществления социальной программы и реализации предложенных законопроектов? Источники средств есть.

Во-первых, следует ввести прогрессивную ставку НДФЛ, которая коснется лишь незначительной части населения – только лиц со сверхдоходами, тех, чей годовой доход превышает 3,6 млн рублей, не затрагивая средний класс, малый и средний бизнес. По расчетам экономистов, при такой прогрессивной шкале можно значительно увеличить годовой сбор НДФЛ. Также данная мера может смягчить остроту проблемы социального неравенства в стране, которая только усугубляется в связи с кризисом и распространением бедности.

Во-вторых, предлагается перераспределить расходы федерального бюджета, сократив на четверть те расходы, которые государство тратит на себя, свой силовой блок и свои военные операции. В действующем бюджете эти расходы, с учетом секретных статей, составляют почти 40% бюджета страны, что является нецелесообразно высокой долей в условиях кризиса.

В-третьих, нужно наконец начать по-настоящему бороться с коррупцией. За счет реальных мер по борьбе с коррупцией можно было бы высвободить средства, значительно превышающие сумму, требуемую для реализации социальных законопроектов.

Предполагаются и иные меры. Следует провести национализацию крупнейших ресурсодобывающих корпораций, которые сегодня свободно распоряжаются огромными доходами от продажи природных богатств нашей страны. Также нужно принять меры по повышению эффективности расходования средств в госкорпорациях и компаниях с государственным участием, провести их деолигархизацию. Отдельным источником дополнительных доходов, а также во многом социальной мерой, может стать национализация ликеро-водочной, пивной и табачной отраслей.

Как видим, у страны есть средства на то, чтобы профинансировать и новый экономический курс, и социальные программы.Все эти меры, а также приведенные выше законопроекты вносились в Государственную Думу, однако Госдума их блокирует: большая часть предложений так и лежит без движения.

Но партия и в дальнейшем планирует продолжать законотворческую деятельность. Готовится пакет законопроектов по программе реформ – в области бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, антимонопольного законодательства, законодательства о госкомпаниях и госкорпорациях, социального законодательства и т.д.

Формирование программы перемен необходимо, поскольку Россия находится в состоянии серьезного социально-экономического кризиса, и необходимо искать и предлагать пути выхода из него. Государственное планирование социально-экономического развития страны, селективная промышленная политика и прочие предлагаемые меры являются инструментами для выхода из этого кризиса и перехода к иной экономической модели – ориентированной на промышленное развитие внутри страны, а не на продажу углеводородов за рубеж.

Предлагаю обсудить предлагаемые фракцией КПРФ меры и поддержать их. Спасибо за внимание!

Вложения
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.