Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Вячеслав Тетёкин: Все проблемы моногородов от неверной экономической политики властей РФ

В «Сколково» мэров моногородов обучили управлению или "дауншифтингу" по-грефовски?

По материалам Накануне.ру
2016-02-02 14:34 (обновление: 2016-02-03 11:34)
Тетёкин Вячеслав Николаевич
Главный политический советник Председателя ЦК КПРФ
Тетёкин
Вячеслав
Николаевич
Главный политический советник Председателя ЦК КПРФ
Персональная страница

29 января в Сколково главы всех 319 российских моногородов (их экономика зависит преимущественно от одного градообразующего предприятия) были приглашены на конференцию, на которой нужно было пройти тестирование на профпригодность и поделиться эффективными практиками развития небольших муниципалитетов. Стоит заметить, что после того, как Эльвира Набиуллина еще в статусе министра заявила, что "несколько десятков моногородов можно спокойно закрыть", их количество действительно постоянно снижается, и спасением таких территорий озаботились сравнительно недавно. Эксперты считают, что в проблемах монопрофильных образований виноваты не "криворукие мэры", а федеральные "менеджеры-дауншифтеры" вроде Набиуллиной и Грефа, которые и взялись "обучать" мэров, и налоговая политика, передает корреспондент Накануне.RU.

Организаторами мероприятия выступают Внешэкономбанк и Фонд развития моногородов при поддержке правительства России. В ходе двухдневного семинара-совещания по развитию моногородов обсуждались проблемы, с которыми сталкивается руководство городов, и изучались лучшие практики по развитию территорий – и российские, и мировые, отмечают в пресс-службе Фонда развития моногородов.

Все главы муниципалитетов прошли некое тестирование, в том числе, на "умение грамотно и эффективно распределять государственный бюджет и привлекать инвестиции".

Как отмечают в ВЭБе, целью конференции является "перезагрузка программы модернизации моногородов в России, ключевым посылом которой будет девиз: "Активный мэр – успешный город". В ходе конференции необходимо было решить ряд задач: выстроить прямой диалог федеральной власти и экспертного сообщества с мэрами моногородов по ключевым направлениям, наладить неформальные связи между мэрами, обсудить ключевые цели проекта "перезагрузки" моногородов, наметить новые механизмы их развития, говорится в сообщении ВЭБа.

Нужно отметить, что обучать мэров и делиться "лучшими практиками" взялась довольно представительная публика. В частности, к участию в мероприятиях были приглашены первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр труда Максим Топилин, первый замруководителя аппарата правительства Максим Акимов, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор Московской школы управления "Сколково" Алексей Комиссаров, гендиректор Фонда развития моногородов Илья Криворогов и многие другие. Известно, что приглашения получали министр экономического развития Алексей Улюкаев и его предшественник на этом посту - глава Сбербанка Герман Греф, прославившийся недавно заявлением о "дауншифтинге".

Основным лейтмотивом стало акцентирование внимания на том, что главы моногородов "сами кузнецы своего счастья" и несут ответственность за привлечение инвестиций, развитие малого бизнеса и предпринимательства. Муниципалитеты не должны "кивать на областные и федеральные власти", а должны сами нести ответственность за экономические успехи города.

Таким образом, получается, что Шувалов и компания уверены, что все проблемы малых и, в частности, моногородов, в том, что ими просто управляют люди, которые, мягко говоря, не умеют управлять, но сейчас их научат, и все будет хорошо. Это, возможно, было бы справедливо, в том случае, если бы все, что получали в городе, в нем и оставалось, и муниципалитеты не вступали в экономические взаимоотношения с субъектом, но это вовсе не так.

"Тут правильно было бы повозмущаться, что таким людям как Шувалов, после всего, что они творят, позволительно еще насильственно обучать, но это абсолютно несущественная мелочь по сравнению с тем, что тем же Шувалову и Улюкаеву все еще позволено руководить государством", - прокомментировал Накануне.RU экономист, экс-зампред Счетной палаты РФ Юрий Болдырев.

"Проблема заключается не в том, что в малых городах люди какие-то не такие, у которых кривые руки, и они не могут управлять сами собой. Это чушь, я глубоко в этом убежден. Таланты у нас, скорее, в глубинке, а не в центре, потому что не самые лучшие категории граждан стекаются в центр. Там элементарно не хватает средств. Проблема заключается в неверной налоговой политике, прежде всего. Налоговая политика изымает даже те мизерные средства, которые у них есть, откачивают их на региональный уровень, а оттуда – на федеральный. Тем самым, центральный уровень безбожно грабит регионы. На 2 трлн руб. уже накопилась задолженность регионов", – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин.

По его мнению, для улучшения ситуации в моногородах следует не только пересмотреть налоговую политику, но и централизованно заняться промышленной политикой, далеко не всегда у муниципалитетов и даже регионов хватает для этого влияния.

"Нужна централизованная программа экономического развития. В советское время существовала государственная плановая комиссия, она занималась тем, что социально-экономические потребности увязывались вместе. Если, скажем, в каком-то городе создавался металлургический завод, то там же создавалось швейное производство, и мужики работали на металлургическом производстве, а их жены работали на швейном производстве. Это было в интересах экономики, одновременно решались социальные проблемы. Вот этим занималось правительство, этим оно и должно заниматься. Если есть малый город, нужно посмотреть, как его можно вмонтировать в общегосударственную программу развития экономики", – считает депутат.

Что касается самого семинара для мэров, то, по мнению депутата, это, в большей степени, "мероприятие для галочки", которым "удобнее отчитываться перед президентом".

"Проблема моногородов не в том, что там все косопузые и управлять собою не умеют, а в неверной экономической политике, вот это нужно менять, но в "Сколково" этого никто не скажет. Там прочитают курс лекций о современном менеджменте, будут посматривать с презрением на этих несчастных мэров, которые "неумехи", которых сейчас научат жить, вместо того, чтобы деньги, которые потратят на мероприятие, дать самим моногородам, которые задыхаются от нехватки денег. Зато они позволяют отчитаться, президенту доложить о том, что "мы тут денно и нощно рубашку на груди рвем и боремся за выживание моногородов". Это можно предъявить, в отличие от повседневной тихой работы", - уверен депутат.

"Что такое торжество ничем не сдерживаемой корыстной бюрократизации? Это бесконечные разрешительство и перепроверка квалификации, и затем бесконечное обучение. Это тот раж, в который сейчас ударилась наша власть. Мало получить диплом о высшем образовании. Вы все время должны сдавать подтверждения своей квалификации и тут же бежать учиться, желательно в ВШЭ или в "Сколково". Это не имеет никакого отношения к делу, к контролю за качеством специалистов, это имеет отношение только к одному – к ражу корыстной бюрократии, разумеется, все это осуществляется через карманные негосударственные структуры, чтобы денежки текли рекой. Эта система бесконечного обучения - чисто паразитическое звено", - считает Болдырев.

Между тем, столь пристальное внимание на моногорода обратили лишь в 2014 году после того, как на это указал Владимир Путин и поручил разработать программу диверсификации моногородов, чтобы они стали более экономически устойчивыми и стали бы центрами роста. Лишь несколько лет назад отношение к ним было куда как более прохладное.

Бывшая тогда министром экономического развития Эльвира Набиуллина в 2009 году, например, спокойно говорила, что несколько десятков моногородов "могут быть спокойно закрыты". В 2011 году она же заявляла, что поддержка "неэффективных малых городов" буквально тормозит рост экономики и препятствует модернизации. Отметим, что в 2009 году насчитывалось около 400 моногородов, в 2011 – 335, а сегодня еще меньше – 319. Видимо, такую политику имел в виду под "дауншифтингом" ее предшественник на посту министра Герман Греф. И сокращение моногородов, как мы видим, вовсе не помогло ускорить рост экономики, она продолжает падать.

По данным Фонда поддержки моногородов, из 319 городов в 99 сложная социально-экономическая ситуация. За год существования фонда заключены контракты на развитие инвестиционных проектов в 13 городах, всего рассмотрены 48 проектов на 84 млрд руб. и 13,5 тыс. рабочих мест.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.