Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

О.А. Лебедев: Экологический ущерб от разливов нефти и нефтепродуктов скоро приблизится к объемам прибыли, получаемой от ее добычи и реализации

Депутат ГД фракции КПРФ О.А. Лебедев провел экологические слушания в Госдуме. В мероприятии приняли участие заместители министров федеральных министерств по чрезвычайным ситуациям и по природным ресурсам. Обсуждение вызвало большой интерес у представителей  ряда заинтересованных ведомств, надзорных органов, нефтедобывающих предприятий, общественных экологических организаций, СМИ.

Пресс-служба Тульского обкома КПРФ
2015-02-09 09:41
Лебедев Олег Александрович
Первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета ГД по аграрным вопросам
Лебедев
Олег
Александрович
Первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета ГД по аграрным вопросам
Персональная страница

Модератор слушаний, член президиума Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев в своем вступительном слове сказал, что в наше время все сильнее ощущаются проблемы, связанные с развитием высокоиндустриального общества. К таким проблемам относится и угроза загрязнения окружающей среды  от разливов нефти и нефтепродуктов. На территории страны сегодня расположено более 1,5 тысяч нефтебаз и хранилищ нефтепродуктов, работают более 50 нефтеперерабатывающих заводов, эксплуатируется около 140 тысяч скважин.

Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечивают наполнение более половины федерального бюджета России, но, к сожалению, продолжают оставаться основными загрязнителями окружающей среды. От аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ущерб водным объектам и почвам только за первое полугодие 2014 года оценивается в 6 млрд. руб., тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 800 млн. руб. Количество аварий на опасных производственных объектах (ОПО), связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, увеличивается.

Вместе с тем, если факт аварии не выявляется вовремя, а нефтяное пятно перемещается (например, по воде), то через 1 – 2 дня уже невозможно идентифицировать принадлежность его к тому или иному ОПО, и затраты по ликвидации последствий аварии переносятся на бюджет государства. Таким образом, экологический ущерб, наносимый от разливов нефти и нефтепродуктов, скоро приблизится к объемам прибыли, получаемой от реализации добытой нефти.  Поэтому риск возникновения аварий должен быть сведен до минимума, а повышение степени готовности всей системы реагирования на чрезвычайные ситуации является основной задачей органов государственной власти, ответственных за обеспечение экологической безопасности в стране.

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант Владимир Викторович Степанов рассказал о деятельности МЧС по совершенствованию нормативной базы, а также о проведении мероприятий, повышающих готовность подразделений МЧС к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подробнее он становился на вопросе совершенствования системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне.

С докладами на заседании выступили представитель ОАО "Оборонсервис" Х.А.Захаруев, заместитель генерального директора ОАО "Газфлот" С.А. Бокарев, профессор Российской академии наук И.А. Бортенков, генеральный директор ЭКОСПАСа А.В. Апреленко, начальник Департамента промышленной безопасности и экологии научно-технических работ ОАО "ЛУКОЙЛ" Ю.А. Заикин и др.

Эмоциональным получилось выступление президента СоюзНефтегазинвеста Виктора Ивановича Калюжного, бывшего в 1998-2000 годах  Министром энергетики Российской Федерации. Он считает, что государство должно строго спрашивать с тех, кому оно даёт право управлять своими недрами. В своем выступлении он также затронул проблему защиты биоресурсов Каспийского моря.

Многие выступающие отмечали, что в настоящее время довольно подробно разработано правовое регулирование и требования в области обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ на водной среде. Вместе с тем происходит существенное ослабление требований к опасным объектам, расположенным на суше, хотя в этих зонах возможного поражения проживает свыше 90 млн. человек, что составляет 60% населения страны.

Еще одной проблемой является недостаточное правовое обеспечение деятельности и оснащенности аварийно-спасательных формирований, в результате чего им становится экономически невыгодно проводить оснащение и переоснащение специальными техническими средствами, внедрять новые технологии, поддерживать высокий профессиональный уровень специалистов. Указанные факты подтверждаются результатами проверок МЧС России, в соответствии с которыми было выявлено, что многие аварийно-спасательные формирования не отвечают минимальным требованиям оснащенности.

Особую озабоченность участников слушаний вызывают наличие более 100 тыс. законсервированных бесхозных нефтяных скважин, а также брошенных объектов оборонного значения бывшего СССР. Объемы отходов нефтепродуктов и нефтяных загрязнений, скопившиеся на отдельных объектах, достигают десятков и даже сотен тысяч кубометров, а значительная часть хранилищ нефтешламов превратилась в постоянно действующие источники загрязнений.

В настоящее время формируются предложения в проект подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». Принятие этой программы позволит провести учет загрязненных территорий и объектов, в том числе бесхозных нефтяных скважин и шламнакопителей, а также ликвидировать последствия загрязнений.

Дополнительного правового регулирования требует финансовый механизм, направленный на обеспечение приоритета возмещения вреда окружающей среде в натуре, то есть путем проведения организациями-природопользователями рекультивационных и восстановительных работ перед выплатой денежных компенсаций.

Таким образом, вопросы совершенствования законодательства в части возмещения вреда окружающей среде, возникающего при разливах нефти и нефтепродуктов, до настоящего времени остаются актуальными. Конкретные предложения с целью принятия управленческих и законодательных решений нашли отражение в резолюции слушаний с рекомендациями органам государственной власти.

Подводя итоги заседания, ведущий Олег Лебедев сказал, что проблемы обеспечения безопасности проведения аварийно-спасательных работ при разливах нефти и нефтепродуктов поставлены на рассмотрение Высшего экологического совета впервые и требуют дальнейшего обсуждения в формате диалога власти и общественности.

Участники слушаний приняли рекомендации ко всем органам государственной власти РФ.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.