Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.Н. Лихачев: Великая Победа, Россия и миропорядок

Чем исторически старше становится День Победы (9 мая 1945 г.), тем более объемно и значимо воспринимается геополитический и стратегический смысл события, состоявшегося 68 лет назад. Его последствия многогранны, позитивно долгосрочны, актуальны для настоящего и будущего.

В.Н.Лихачев, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор
2013-05-08 15:42
Лихачев Василий Николаевич
Лихачев
Василий
Николаевич
Персональная страница

Наглядное тому подтверждение – сфера международных отношений и дипломатии. Без преувеличения, источники действующей международной системы, фундаментальные основы ее организации функционирования имеют своими идеологическими корнями и интеграционную роль СССР, единство и сотрудничество сил демократии, прогресса и мира при разгроме фашистской Германии и ее саттелитов.

Об этом надо знать и помнить по нескольким причинам. Во-первых, такие источники реальны. Они сохраняют свое существенное призвание и сегодня, в эпоху глобализации международных отношений. Более того, этот фактор действует практически, конкретно.

Во-вторых, тема вклада Советского Союза в историческую Победу 45 года ныне максимально заострена. Она стала объектом антироссийской, русофобской политики, проводимой реакционными движениями и партиями на Западе, в том числе ряда стран Евросоюза. К ней периодически подключаются и представители различных международных организаций (Европарламент, ПАСЕ, ПА НАТО и др.), действующие в духе «психологической войны». Такие акции требуют жесткого отпора и публичного критического разъяснения, особенно в молодежной среде, страдающей информационными пробелами.

Один из главных документальных аргументов в пользу итогов окончания II мировой войны – принятие в тот период международным сообществом предложенных государствами антигитлеровской коалиции, включая СССР, идей по его реформированию. Идей, которые базировались на объективных закономерностях и отвечали интересам большинства стран мира. Их содержание вызывает глубокое политико-интеллектуальное уважение, они, вне всякого сомнения, до сих пор аксиологичны.

Среди сформулированной оферты послевоенного устройства Сообщества – идеи неделимой безопасности, уважения суверенитета народов и прав человека, международной законности, эффективного многостороннего и двустороннего сотрудничества, ответственности государств, антиколониализма и многие иные. Эти постулаты прогрессивной направленности были не только озвучены публично (материалы международных конференций с участием СССР, США, Великобритании, других стран – Лондон – 1941г., Москва – 1943г., Ялта – 1945г., Потсдам – 1945г., Сан-Франциско – 1945г.). Они получили активное практическое воплощение – внешнеполитическое, дипломатическое, международно-правовое.

Иллюстрация тому, разработанные и вступившие в юридическую силу известные акты – Устав ООН, Статут международного Суда, Всеобщая Декларация прав человека, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о режиме судоходства на Дунае, Женевские конвенции о защите жертв войны и др. В послевоенный период, в атмосфере сотрудничества, были созданы важные институты. Среди них – Организация Объединенных Наций, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ИКАО, ВМО, иные специализированные учреждения. Большую роль сыграл Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 года, международный военный трибунал для Дальнего Востока 1946 года, другие универсальные и региональные структуры.

Весь этот организационно-нормативный массив выдержал испытание временем, включая период «холодной войны». Заключенные в нем прагматизм и креативность обладали, очевидно, таким ресурсом соответствия гармонизированным интересам государств, что стали источником многих позитивных процессов в международных отношениях. Например, движение миропорядка по кодификации и прогрессивного развития современного международного права.

Что примечательно? Эта линия распространилась как на классические отрасли и институты (дипломатическое и консульское право, право международных договоров, морское право), так и новые области, возникшие, например, под влиянием научно-технического прогресса (космос, ядерное разоружение, экология, защита интеллектуальной собственности, инновационные технологии и т.п.).

Признавая социальную ценность этого опыта, следует подчеркнуть актуальность задачи его сохранения и развития. Особенно с учетом ряда тревожных тенденций, связанных в частности, с проводимой отдельными странами политики юридического нигилизма (нарушение принципов Устава ООН, игнорирование собственных международных обязательств, отход от участия в общепризнанных многосторонних конвенциях, двойные стандарты и т.д.). В этих условиях целесообразно помнить о традициях совместной работы государств антигитлеровской коалиции, об уважительном отношении к суверенитету друг друга и стратегическим интересам международного сообщества.

Ресурсы для создания эффективного миропорядка, опирающегося на основные принципы международного права существуют. Об этом говорит и новая Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в феврале 2013 года. Объективно, многие ее положения могут стать теоретико-методологической и прикладной базой для выработки стратегии цивилизованного поведения современных государств и международных организаций в эпоху глобального миропорядка. Такой запрос времени существует. И на него надо дать профессиональный ответ в духе Великой Победы.                

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.