В.Н. Иконников: Правительство РФ несет прямую ответственность за финансовое состояние регионов
4 апреля 2017 года Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации провести совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации оценку дефицита собственных средств бюджета каждого субъекта Российской Федерации, необходимых для финансирования расходных обязательств в 2017 году и в последующие годы, исходя из расчётного (нормированного) объёма расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на их исполнение, и по результатам этой оценки представить предложения о сбалансировании расходных обязательств и собственной доходной базы субъектов Российской Федерации, а также о механизмах снижения накопленной задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Василий
Николаевич
Публикуем
комментарий члена ЦК КПРФ, члена Совета Федерации ФС РФ В.Н. Иконникова.
-
Позиция Президента совпадает с ранее сформулированными предложениями Совета
Федерации и мнением большинства экспертов, обращающих внимание на
несбалансированность региональных бюджетов, рост их долговой нагрузки, а также значительный перечень дополнительных
полномочий, переданных с федерального на региональный уровень без
соответствующего дополнительного финансирования.
Правительству
поступают недвусмысленные сигналы об изменении межбюджетной политики центра в
отношении регионов. И здесь есть, что менять. К примеру, Минфин изымает дешевые
бюджетные кредиты у 16 субъектов РФ, не выполнивших условия кредитных
соглашений, условия которых для регионов являются кабальными и заведомо
невыполнимыми. Ещё 24 региона ждет та же участь.
Общий
долг субъектов по итогам 2016 года составил 2,4 трлн. рублей, из которых 42%
приходится на бюджетные кредиты. У 16 субъектов РФ размер долга превысил 85% их
доходов, при этом у 8 из них – 100% доходов. 40 субъектов стабильно не
выполняют соглашения по бюджетным кредитам, при этом в 16 субъектах фиксируется
критический уровень их неисполнения.
По
этим причинам Минфин намерен уже в ближайшие недели досрочно отозвать у 16
субъектов Российской Федерации бюджетные кредиты, выданные по ставке 0,1% в год
на сумму свыше 90 млрд. рублей по причине невыполнения ими кредитных соглашений
с Минфином. У отдельных субъектов величина отзываемых Минфином средств
превышает 20% от объема расходных обязательств на текущий год. К этим 16
регионам в ближайшее время могут присоединиться и потерять бюджетные кредиты
ещё 24 региона.
Что
будут делать в этой ситуации регионы? Что бы закрыть дыру в бюджете они пойдут
в коммерческие банки за дорогими кредитами по ставке 11% в год. Однако
возможности таких субъектов взять коммерческие кредиты, по оценкам
Счетной палаты, крайне ограничены. Многие кредиты просто не получат. Возникает
закономерный вопрос: «Ради каких принципов Минфин отбирает у регионов дешевые
бюджетные кредиты и понуждает их к новым дорогим заимствованиям, подвигая их
все ближе и ближе к пропасти? Разве правительство не несет ответственность за финансовое
состояние регионов?».
Ведь
понятно же, что неисполнение субъектами РФ кредитных соглашений с Минфином это
следствие финансово-экономической политики правительства РФ, при которой регионам
навязали соглашения с такими условиями, которые в кризис оказались просто
невыполнимыми.
Правительству
необходимо оперативно решить вопрос о рефинансировании бюджетных кредитов
проблемных субъектов, не снижать совокупный объем бюджетных кредитов и
межбюджетных трансфертов в 2017-2018 годах, совместно с регионами выработать
комплекс мер по приведению расходных полномочий субъектов Российской Федерации
их доходным возможностям.
Дальнейшее
усугубление финансово-экономической
ситуации в регионах приведет к нарастанию социальной напряженности и
политической нестабильности. В правительстве это видят и понимают, однако адекватных мер не принимают.
На этом фоне предложение КПРФ о формировании правительства народно-патриотических сил и смене социально-экономического курса находит поддержку в регионах России.