О.А. Куликов: Если пенсионный возраст поднимут до 65 лет, то до пенсии доживут только 20% мужчин
«Единая Россия» торопится с принятием закона «Об охране здоровья граждан РФ». Он был принят в первом чтении 31 июня 2011 года. Его рассмотрение во втором чтении запланировано уже на конец сентября. Депутат Госдумы фракции КПРФ, член Комитета по охране здоровья О.А. Куликов подверг резкой критике «медвежий» законопроект. Он считает, что «ЕР» торопится с принятием этого документа, чтобы «пропиариться» на нем накануне выборов, поскольку избиратели не сразу разберутся в его сути.
«Закон об основах охраны граждан должен был стать концептуальным, но он таким не стал, - рассказал нашему корреспонденту О.А. Куликов. - У Правительства нет концепции развития здравоохранения в стране. А ведь первоначально должна быть создана концепция – это как генеральный план, а уже затем нужно переходить к этапу законотворчества».
«Из всей социальной сферы в нашей стране здравоохранение находится в самом тяжелом положении. Самые тяжелые потери в результате реставрации капитализма в нашей стране понесло именно здравоохранение, - считает О.А. Куликов. - В 70-80-е годы наша система здравоохранения была в десятке лучших систем здравоохранений в мире. Мало того, советскую модель здравоохранения брали за образец другие страны».
О.А. Куликов сообщил, что предложения КПРФ по вопросам здравоохранения оформлены в форме поправок. «Мы внесли около 140 поправок в законопроект», - сообщил он. Законопроект обсуждался на «круглом столе», который провела фракция КПРФ в Госдуме 16 июня 2011 года.
Олег Анатольевич привел интересные статистические данные. В настоящее время до пенсии доживают только 40% мужчин, а если пенсионный возраст поднимут до 65 лет, то до пенсии доживут только 20% мужчин. Только 10% взрослого населения в России здоровы, около 40% новорожденных имеют хронические заболевания.
16 июня фракция КПРФ в Госдуме провела «круглый стол» на тему: «Развитие здравоохранения в России. Обсуждение закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Выступление на «круглом столе» депутата Госдумы фракции КПРФ О.А. Куликова.
- Уважаемые товарищи! Коллеги!
Вопросы здравоохранения стоят на первом месте среди приоритетов большинства наших граждан. Охрана здоровья и рост населения должны стать основными государственными задачами.
В России только треть граждан удовлетворена качеством медицинской помощи, 80% медицинских работников считают состояние системы здравоохранения неудовлетворительным.
Отраслевое законотворчество должно не предшествовать, а следовать за концепцией государственной политики охраны здоровья. Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не соответствует названию. В нем рассматриваются не вопросы здоровья, а оказания медицинской помощи.
В нашем обществе с небывалым расслоением людей по доходам и возможностям, здравоохранение должно стать системой социального выравнивания. Декларативность большинства положений законопроекта делает эту задачу невыполнимым.
В разделе законопроекта, посвященном медицинским кадрам, ничего не сказано о перспективной кадровой политике в отрасли. Так, в первичном звене не хватает, как минимум 60 тыс. врачей, в то время как в стационарной помощи их существенный переизбыток. На селе врачей всего 7,4% , а там проживают 27% граждан и плотность расселения значительно ниже, а, значит, ниже и доступность медицинской помощи и ее более сложно организовать. С 1990 по 2007г. количество сельских участковых больниц сократилось с 4800 до 2500, а мощность амбулаторного звена уменьшилась на 20%. Соотношение врачей и медсестер у нас самое плохое, т.е. 1 к 2, а это означает, что во многих случаях врачи выполняют медсестринские функции.
Закон не мотивирует медицинских работников на его реализацию и не защищает их социальные права. Престиж медицинской профессии – один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. Низкая заработная плата не компенсирует высокую ответственность, небезопасный тяжелый труд. Сегодня заработная плата медицинских работников (с совместительством) составляет только 74% от средней заработной платы по России и не индексировалась для федеральных бюджетников почти 3 года. Необходимо предоставление медицинским работникам достойной оплаты труда и соответствующего социального пакета. Коэффициент совместительства 1,4-1,6 и 90% врачей отмечают хроническую усталость. Существующая последипломная подготовка (1 раз в пять лет) не обеспечивает постоянное совершенствование знаний и современный уровень подготовки медицинских работников.
В итоге ошибочных диагнозов - 25-30% (в ЕС - 2-3%), из них с летальным исходом более 10000.
Половина выпускников медвузов не идет в здравоохранение и более 50% врачей предпенсионного и пенсионного возрастов. Нет механизмов договорных отношений с обучающимися за государственный счет, обязывающими их в первые три года после получения диплома и окончания интернатуры (ординатуры) работать в определенном медицинском учреждении государственной и муниципальной систем здравоохранения. Не переломив негативный тренд, через 5-8 лет работать в здравоохранении будет некому.
Нет в законопроекте даже намека на какие-либо приоритеты. Чем меньше денег, тем выше роль и значение приоритетов. При сравнении с развивающимися странами со сходным уровнем экономического развития и реальных доходов населения смертность в России должна быть меньше на 400 тыс. чел в год, прежде всего, за счёт трудоспособных возрастов.
Фактически этим законопроектом узаконивается платная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, что не соответствует Конституции РФ. Так, стоматология уже на 90% платная. Наркология. За 15 лет заболеваемость увеличилась в 20 раз, а количество коек в стационарах сократилось в 3 раза. Нет медико-социальной реабилитации. На практике более 90% - платная.
Лабораторные исследования. Рентген и томография - 50%, можно и дальше продолжать.
Население тратит на медпомощь, лекарства и медицинские изделия более 700 млрд руб (1.5% ВВП). Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и ОМС - 3.5% ВВП. Состояние здоровья нации критическое, нужны и антикризисные меры, и антикризисные законы. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» таким не является.
Мы предлагаем:
1.Приостановить принятие закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", как имеющего большое число серьезных принципиальных ошибок, отложить второе чтение и вынести его на всенародное обсуждение
2. Немедленно приступить к разработке Концепции государственной политики по сохранению и преумножению российского народа, развитию здравоохранения России.
3. Обеспечить финансирование здравоохранения из бюджетных источников и ОМС на уровне не ниже 6% ВВП страны, принять безотлагательные меры по сокращению дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, по возмещению затрат на жизненно необходимые лекарства для всех граждан страны, существенному повышению заработной платы медицинских работников и реализация мер по их социальной защите. До 2013 грозит увеличение дефицита программы государственных гарантий медицинской помощи до 1триллиона рублей! Необходимы: коренное изменение налоговой и бюджетной политики для достойного финансирования здравоохранения и новые источники доходов. Борьба с коррупцией. На госзакупках разворовывается более 2 триллионов рублей. Необходимо введение прогрессивного подоходного налога, налога на роскошь, налога на сверхприбыль. Необходима государственная монополия на производство и реализацию алкогольной продукции, национализация топливно-энергетического комплекса, как источника наполнения государственного бюджета.
4. Восстановить государственный контроль над качеством пищевых продуктов и алкогольной продукции. В год гибнет более 30000 граждан от пищевых отравлений.
5. Включить в систему ПГГ стоматологические услуги, а не только осмотр за 20 рублей.
6. Обеспечить информированность граждан об объеме бесплатных услуг, порядке и сроках их оказания. Запретить оказание платных и бесплатных медицинских услуг на одних площадях.
7. Создать Национальный Совет при Президенте по вопросам охраны здоровья населения.
8. Рекомендовать ежегодный доклад руководителей регионов и Президента страны о состоянии здоровья населения.