Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: II квартал 2010 года (апрель – июнь)

  Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-07-29 11:23

     На  основании контент-анализа публикаций 4369 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100 % принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (II квартал 2010 г. (апрель – июнь))

  II квартал 2010 г. (апрель – июнь) I квартал 2010 года (январь – март) II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 13922 53,1 16810 47,8 12664 43,9
Партия  КПРФ 6449 24,6 8740 24,9 8731 30,3
Партия  ЛДПР 2976 11,4 4922 14 3796 13,2
Партия  «Справедливая Россия» 2859 10,9 4673 13,3 3606 12,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы, составленные по итогам II квартала 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества.

     За  период апреля – июня 2010 года «Единая Россия» существенно нарастила процентную долю в общепартийном медиа-потоке с первоквартальных 47,8,% до 53,1%, чему способствовало обилие информационных поводов, которыми столь богата общественно-политическая жизнь России, среди наиболее ярких можно выделить:

  • теракты в московском метрополитене и последовавшая кампания по «борьбе» с криминалитетом, бандитизмом и экстремизмом;
  • авария на шахте «Распадская» в Междуреченске Кемеровской области и активизация дискуссий о необходимости «оздоровления» российского промышленного комплекса;
  • выборы мэра Братска и Бийска Иркутской области, в которых особо ощутимо стало падение авторитета партии власти в глазах российских граждан;
  • нарастание народного протеста, позволившего политологам предположить, что не за горами перерастание экономического кризиса в социальный, который в перспективе должен привести к диверсификации политической системы общества;
  • празднование 65-летия победы в Великой Отечественной войне;
  • периодические встречи-консультации руководства партии с президентом России Д.А.Медведевым и с председателем Правительства В.В.Путиным;
  • старт региональной и федеральной избирательных кампаний, в частности, формирование Избирательного штаба партии, проведение праймериз в ряде российских регионов, решение руководящих органов «Единой России» о выдвижении в качестве «паровозов» партийных списков на региональных и муниципальных выборах депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также активизацию деятельности по дискредитации политических оппонентов;
  • участие «маститых» единороссов в Санкт-Петербургском экономическом форуме, прошедшем 18-20 июня;
  • активное участие в обсуждении революции в Киргизии, оптимизации отношений России и Украины, а также вопросов экономического развития нашей страны, особенно, инновационного проекта Д.А.Медведева по строительству наукограда «Сколково», который должен стать прототипом американской «Кремниевой долины»…

     Ослабли позиции «Справедливой России»: 10,9% – за II квартал 2010 года вместо 13,3% кварталом ранее, что не позволило ей взять верх над ЛДПР в «борьбе» за статус третьей силы в информационном потоке по партийному критерию, несмотря на снижение показателей жириновцев – 11,4% против 14% за январь – март 2010 года.

     Практически стабилен индекс КПРФ – 24,6%, что лишь на 0,3% меньше уровня I квартала 2010 года. Тем не менее, нельзя исключать факта наличия медиа-«кордон» на освещение деятельности коммунистов с приближением федеральной выборной кампании, ростом народных антиправительственных настроений и укреплением положения главной оппозиционной силы России. Подтверждение же последнего заключения можно вывести из анализа событий, основным участником которых выступила российская Компартия:

  • обсуждение основных стратегических направлений модернизации политической и экономической системы российского общества (формулирование концепции «социалистической модернизации» на Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ 3 апреля);
  • празднование 140-летия со дня Рождения В.И.Ленина и 65-летия Великой Победы;
  • рост социального протеста в российских регионах под руководством коммунистов;
  • безоговорочная победа кандидата от КПРФ Александра Серова на выборах мэра Братска и вызванные данным фактом дискуссии в экспертном сообществе об укреплении Компартией позиций на политическом «небосклоне»;
  • реализация принятого Президиумом ЦК КПРФ курса на ужесточение борьбы с нарушениями внутрипартийной дисциплины региональными отделениями партии;
  • смена руководства Челябинского обкома и Магнитогорского горкома КПРФ, а также роспуск московского партийного отделения;
  • подготовка к осеннему выборному сезону и федеральной парламентской и президентской кампаниям;
  • политическое противостояние В.Ф.Рашкина и В.В.Володина;
  • дискуссии вокруг «Катынского дела», курируемого В.И.Илюхиным…

     Вышеприведённые события не нашли должного, в соответствии с масштабами их общественной значимости, освещения в федеральных и региональных СМИ, что индицирует существование «установки»  на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ, в целях воспрепятствования дальнейшему росту её популярности в обществе и расширению электоральной базы. 

     2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (июнь 2010 г.)

  II квартал 2010 г. (апрель – июнь) I квартал 2010 года (январь  – март) II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 3509 43,1 3254 46,3    2565    37
КПРФ (фракция) 2064 25,4 1843 26,3    1694    25
ЛДПР (фракция) 1181 14,5 780 11,1    1499    22
"Справедливая  Россия" (фракция) 1388 17 1130 16,1    2565    37

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Специфика заполнения информационного поля во II квартале 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций ЛДПР и «Справедливой России» и падению депутатской активности представителей КПРФ и «Единой России».

     Во  втором квартале 2010 года более активными стали депутаты фракций ЛДПР, способствовавшие росту показателей данной политической группы с 11,1 % за январь – март до 14%, и «Справедливой России», принесшие в партийную «копилку» + 0,9% за анализируемый период.

     Несмотря  на яркость выступлений коммунистов и единороссов с парламентской трибуны, в их итоговых показателях апреля – июня 2010 года наметился спад: 25,4% у народных избранников КПРФ и 43,1% у представителей «Единой России», что меньше на 0,9% и 3,2% соответственно.

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за II квартал 2010 года

Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Графически  представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: во II квартале 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (53,1% над 43,1%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     Однако  необходимо отметить тот факт, что если у коммунистов уровень депутатской активности превосходит партийную чуть менее чем на 1%, а у либерал-демократов – на 3,1%, то «прыткость» фракции «Справедливой России» существенно опережает общепартийную (11,4% против 17%). Это верный показатель неукоренности данной политической группы в обществе и электорально-парламентской природы её образования. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3) 

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июнь 2010 г.)

  II квартал 2010 г. (апрель – июнь) I квартал 2010 года (январь  – март) II квартал (апрель – июнь) 2009 года
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 17431 50,7 20064 47,6    15229    43
Партия  и фракция КПРФ 8513 24,8 10583 25,1    10425    29
Партия  и фракция ЛДПР 4157 12,1 5326 12,6    5295    15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 4247 12,4 6179 14,7    4732    13

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели II квартала 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют о победе эсеров в «схватке» с жириновцами за третью ступеньку в информационном рейтинге.

     Согласно  полученным данным, в сравнении с  предшествующим кварталом индексы «Единой России» в апреле – июне 2010 года вполне ощутимо выросли – на 3,1%.

       Негативная динамика прослеживается у коммунистов, чьи партийные и фракционные показатели немного «просели», в совокупности – 24,8%, что на 0,3% меньше уровня I квартала.

     Небольшое падение отмечается и у «Справедливой России» – 12,1% и -0,5%.

     Более существенно снизилась представленность в СМИ ЛДПР на 2,3%, что в итоге дало 12,4%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях  и их парламентских фракциях в  информационном политическом пространстве в I – II кварталах 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил. 

График 3 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в I – II кварталах 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая во II квартале 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по партийным и совокупным показателям (в среднем – на 1,7%).

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками  правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения  его авторитета и электоральной  поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, прошедших в рассматриваемый период.

     Апрель  – июнь 2010 года ознаменовались небольшим падением «информационных единиц» КПРФ по всем рассматриваемым параметрам, в среднем на 0,5%, что стало следствием более продуманной и планомерной реализации медиа-сообществом установки на замалчивание информации о деятельности Компартии и преимущественное распространение сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.

     Сократилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой снизилось по партийным и совокупным критериям и расширилось по фракционным, что привело к утрате статуса третьей силы медиа-пространства.

     «Справедливая Россия» демонстрирует лёгкий рост в степени представленности в СМИ депутатов Госдумы и спад интереса к партии в целом, что отразилось на снижении совокупных индексов, но, тем не менее, обеспечило ей завоевание превосходства над ЛДПР.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;
  • «Справедливая Россия» стала третьей партией в медиа-потоке, окончательно вытеснив ЛДПР с данной позиции;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
  • реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.