Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А.Д. Куликов: Восстановить прокурорский надзор! Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 4 июня от имени фракции КПРФ

Пресс-служба фракции КПРФ - kprf.ru
2010-06-04 12:44

4 июня на пленарном заседании Государственной Думы от имени фракции КПРФ выступил депутат А.Д. Куликов.

 

А.Д. Куликов (фракция КПРФ).

Уважаемые коллеги!

Фракция Коммунистической партии Российской Федерации в этом зале неоднократно обращала внимание, била тревогу по поводу состояния  законотворческой работы Государственной Думы, качеству ее конечной продукции.

Мы говорили о несовершенстве, «сыром» характере, оторванности от реальной  жизни  законов, кодексов во множестве  принятых за последние 10 лет Парламентом Российской Федерации.  По  ним ныне живет наша страна, граждане которой расплачиваются  своей свободой, здоровьем, даже жизнью за политизированность законодательного процесса, за  амбициозность и профессиональную несостоятельность многих влиятельных  лоббистов законопроектов, впоследствии приобретших силу закона.

 Я отнюдь не преувеличиваю. Цена подобного законотворчества вам известна, даже на примере последних катастроф на  Саяно-Шушенской ГЭС и  шахте "Распадская".

Человеческие жертвы  множатся.

 Сегодня коммунисты обращают внимание Государственной Думы, прежде всего ее большинства - депутатов фракции "Единая Россия", от которых только и зависит принятие законов вот уже третью Думу подряд, на  состоянии законодательства  в  сфере уголовного судопроизводства. Именно в этой  тонкой материи общественной жизни любые недочеты ведут к злоупотреблениям, системным просчетам и провалам, наносят наибольший ущерб основным правам и свободам граждан: праву на жизнь и физическую целостность, правам собственности и неприкосновенности частной жизни, праву на защиту, доступ к справедливому и в разумные сроки правосудию.

Итоги работы правоохранительных органов страны за последние годы, судебная практика все увеличивающийся поток жалоб (и не только российских) граждан  к нам, депутатам, неумолимо свидетельствует, что наше уголовное судопроизводство не соответствует Конституции РФ, международному праву, провозглашающих высшей ценностью человека, его права и свободы ( ст.2 Конституция РФ).

Надо набраться мужества и признать вам, господа, что принятый Государственной Думой  в 2001 году уголовно-процессуальный кодекс - фундаментальный закон уголовного судопроизводства, несмотря на провозглашенные в нем принципы "презумции невиновности", "состязательности и равноправия сторон" и др. оказался на деле инквизиционным, с резко обвинительным уклоном. И прежде всего на досудебной стадии судопроизводства. Подчеркну, подобного драконовского  закона нет ни в Белоруссии, ни в Украине,  ни в Казахстане. Не было и в СССР, и в царской России.

Новый УПК, сложившаяся практика его применения, полностью противоречит пункту 3 статьи 123 Конституции РФ, провозглашающий, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе равноправия сторон. Действительность горька-  предварительное следствие носит ярко выраженную обвинительную направленность, а принцип равенства лишь иногда, кое-как, прослеживается в судебном процессе. На стороне обвинения выступают  все представители государства - дознаватель, следователь, прокурор. Права же подозреваемого, обвиняемого и его защитника в этом случае ограничены на столько, насколько этого желает сторона обвинения.  Законодатель "забыв" записать в УПК обязанность представителя обвинения собирать доказательства, подтверждающие как виновность, так и невиновность в совершении инкриминируемого лицу преступления, дал возможность работникам следствия и дознания не только игнорировать   соответствующее Постановление Конституционного суда РФ от 29 июня 2004 г.  № 13-П, но и штамповать обвинения невиновным гражданам.

Наверное, мало кто знает в этом зале, что согласившись с независимостью судей и подчинению их только Конституции РФ и Федеральному закону, законодатель ( "Единая Россия" ) "забыл" прописать в Уголовно-процессуальном кодексе простую, но чрезвычайно важную вещь для судопроизводства любой демократической страны: при рассмотрении любого дела суд обязан устанавливать истину, быть беспристрастным, справедливым и объективным. Не приходится удивляться, что освобожденные от груза этих обязанностей судьи выносят вердикты на основе своих внутренних убеждений, которые, как подтвердили прошедшие годы, не всегда,  мягко говоря, совпадают с понятиями справедливости и законности, становясь тем самым на сторону обвинения. 

Закономерно, что наши граждане после подобных судебных решений обращаются в суд "просвещенной" Европы в поисках правды. В этих условиях  провозглашаемый  российским УПК принцип "презумции невиновности" становится просто насмешкой, издевательством над  правами человека и правосудием.

Изьяны ряда норм УПК провоцируют злоупотребления полномочиями и их превышение со стороны должностных лиц, выступающих на стороне обвинения, вольность трактовки закона на всех стадиях уголовного судопроизводства.  В нем, уголовно-процессуальном кодексе, заложены правовые ниши для коррупционного разгула, заказных уголовных дел.

Еще больше усугубило положение  с законностью следствия  принятые опять "впопыхах"  в 2008 году поправки в УПК и в закон « О прокуратуре Российской Федерации», фактически упразднившие  реальный прокурорский надзор за следствием.    О мотивах этого говорить не буду. Что в результате? Не замедлили порожденные  неудовлетворительным  качеством  кадров в органах следствия, корпоративной солидарностью,  массовые беззакония при расследовании уголовных дел ( Москва, Московская область), фальсификации доказательств ( Курская, Волгоградская области, Краснодарский край), необоснованные и незаконные аресты граждан, незаконные уголовные преследования,  в том числе двойные за одно и тоже  преступление ( Волгоградская область), необоснованные и незаконные приговоры судов.

Речь идет о десятках тысяч наших соотечественников, без вины виноватых попавших под молох российского "правосудия" только за один 2009 год. Если верить руководителю Верховного Суда РФ, признавшего, что более 40 процентов уголовных дел, рассмотренных в порядке надзора - брак, то правомерен и вопрос: на чьей совести, господа,  искалеченные, исковерканные судьбы?  Докладываю, виновных в беззаконии практически нет, не считая  десятка изобличенных работников следствия и дознания, судей на всю Россию за последние пять лет. Уйти от ответственности им помогает  и уголовно-процессуальный кодекс, и уголовный кодекс,  конструкция статей 299-305 которого заведомо облегчает жизнь мошенникам  в органах следствия.   Не менее правомерен и вопрос, какова ответственность тех, кто  разрабатывает и принимает подобные законы ?  

Видимо стоит прислушаться к голосу из народа, требующего введение  уголовной ответственности для депутатов, членов Совета Федерации, Президента за разработку  и  принятие законов, умаляющих, попирающих права гражданина и человека.

 Уважаемые коллеги, вынужден сказать и следующее:   в условиях  действующего  УПК помимо рядового гражданина, ни один из власть предержащих, ни один из членов его семьи,  друзей и знакомых, никто не застрахован от уголовного преследования.  Как говорят "на голом месте", без каких-либо объективных фактов. Достаточно в соответствии с УПК составить рапорт об обнаружении нарушения с признаками преступления и… уголовное дело сляпано.  И должен сказать вам, коллеги, что шансов выпутаться из этой уголовной передряги будет значительно меньше, чем в проклинаемых некоторыми наивными 30-х годах Советского Союза. Тогда от 15 до 20 % выносилось оправдательных приговоров, а сегодня только 0,4 %.

       Ну, а что касается русского мужика, то для него  вновь  стала реальной  давняя, еще  с царских времен истина –« с сильным не борись, с богатым не судись».

   Практика применения УПК показывает, что только очень богатые и очень влиятельные в высшей политической элите   страны  лица защищены как от применения  уголовного закона в необходимых случаях, так и  от  произвола следствия.  И еще один важный вывод: система уголовного судопроизводства в России  превратилась в инструмент неправосудной расправы, в том числе в интересах политического режима.  

 Фракция КПРФ  требует:   соответствующим комитетам Государственной Думы совместно с Генеральной прокуратурой  РФ  создав рабочую  группу, разработать и внести   поправки в УПК РФ, в закон о прокуратуре Российской Федерации:

            - восстанавливающие прокурорский надзор за следствием;

-   обязывающие суд, прокурора, следователя, дознавателя по уголовному делу беспристрастно, объективно, полно и всесторонне исследовать все обстоятельства в целях установления истины;

-обеспечивающие реальную защиту конституционных прав гражданина в уголовном судопроизводстве.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.