Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы ЦИПКР, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.

Центр исследований политической культуры России
2010-04-24 22:02

     На  основании контент-анализа публикаций 4173 федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций обо всех думских партиях.

     В аналитическую модель включен контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой  России».

     1. Информационные индексы думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские  политические партии (табл.1).  

   Таблица 1

   Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (март 2010 г.)

  Март 2010 года I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 7326 46,7 16810 47,8 11475 45,4
Партия КПРФ 3957 25,3 8740 24,9 7246 28,6
Партия ЛДПР 2362 15,1 4922 14 3441 13,6
Партия  «Справедливая Россия» 1986 12,7 4673 13,3 3141 12,4

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Как видно, в марте и на протяжении всего первого квартала 2010 года лидерство по созданию информационных поводов и представленности в СМИ традиционно принадлежало «Единой России», за ней, в порядке убывания медиа-активности, следовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

     В марте информационные индексы КПРФ и ЛДПР превысили их квартальные показатели и составили 25,3 и 15,1% соответственно против 24,9 и 14% по итогам периода января – марта 2010 года. Подобную тенденцию можно связать с прошедшими 14 марта выборами в региональные и муниципальные органы власти, принесшими оппозиции достаточно неплохие результаты по сравнению с кампанией 11 октября; усилением протестных настроений; возникновением дискуссий вокруг проблемы терроризма, вызванных взрывами в Москве и Кизляре …

     Мартовские  же показатели «Единой России» и «Справедливой России», напротив, по сравнению с квартальными результатами немного снизились: 46,7 против 47,8% у единороссов и 12,7 против 13,3% у эсеров. Что для партии власти явилось вполне логичным следствием ослабления электоральной поддержки и роста числа недовольных текущим политическим курсом.

     Интересно сравнить квартальные показатели 2009 и 2010 годов и на основе этого выявить  основные направления развития медиа-пространства за прошедший период.

     На  лицо усиление прессинга партии власти на СМИ, посредством которых она и пытается укрепить своё достаточное шаткое на данный момент положение, создавая информационные поводы, порой искусственного характера, путём вбрасывания критики в адрес политических оппонентов. Подтверждением чему служит увеличение количества сообщений о деятельности партии «Единая Россия» с 11475 сюжетов за первый квартал 2009 года до 16810 за аналогичный период 2010 года, чему соответствует процентное соотношение 45,4 к 47,8%.

     Стремление  «Единой России» удержать власть отражается на представленности в информационном пространстве её главного политического конкурента КПРФ, который всеми возможными способами вытесняется с поля зрения аудитории. В итоге, несмотря на небольшой рост числа публикаций о КПРФ (с 7246 в первом квартале 2009 года до 8740 за тот же временной отрезок 2010 года), её процентная доля в совокупном медиа-потоке снижается – 24,9% в с начала 2010 года против 28,6% за январь – март 2009 года.

     Подобный  результат обеспечивается и увеличением  присутствия в СМИ псевдооппозиции в лице «Справедливой России» и ЛДПР. Эсеры подтянулись с 3141 сообщений и 12,4% в 2009 году до 4673 сюжетов и 13,3% в 2010 году, а либерал-демократы – с 3441 и 13,6% до 4922 и 14% за анализируемый период. 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать  обобщенную представленность в СМИ.

   Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).  

   Таблица 2

   Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  фракции парламентских  партии (март 2010 г.)

  Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 1 259 47,3 3254 46,3 1714 31,9
КПРФ (фракция) 695 26,1 1843 26,3 1603 29,8
ЛДПР (фракция) 281 10,6 780 11,1 1043 19,4
"Справедливая  Россия " (фракция) 426 16 1130 16,1 1019 18,9

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     В марте 2010 года освещение в СМИ деятельности думских фракций КПРФ и «Справедливой России» расширилось и утвердилось на квартальных показателях 26,3 и 16,1% соответственно. Данный результат значительно ниже индексов 2009 года, составивших 29,8% у коммунистов и 18,9% у эсеров.

     Данная  тенденция объясняется активизацией партии парламентского большинства, нарастившей  представленность в информационном потоке с 1714 сообщений и 31,9% за январь-февраль 2009 года до 3254 сюжетов и 46,3% за тот же период 2010 года. Что же касаемо мартовских показателей, то они близки к уровню первого квартала – 47,3%.

     Практически стабильно положение фракции ЛДПР в марте – 10,6% против квартальных 11,1%. Однако присутствие либерал-демократов – парламентариев в медиа-сфере в сравнении с 2009 годом значительно сократилось: с 19,4 до упомянутых 11,1%. 
 

   Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).

   График 1

   Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за март 2010 года 

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы  анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

        В марте 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» фиксируется преобладание первой, противоположная ситуация – у ЛДПР, чья партийная работа по укоренившейся привычке значительно превосходит активность депутатского корпуса.

     Однако  необходимо отметит тот факт, что  если у коммунистов и единороссов уровень партийной и депутатской активности примерно одинаков (около 25,5 и 47% соответственно), то у «Справедливой России» - «прыткость» её фракции существенно опережает общепартийную (16% против 12,7%). Это верный показатель неукоренности «Справедливой России» в обществе, верхушечного, чисто депутатского характера данной партии. 

   График 2

   Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за I квартал (январь-март) 2010 года

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ  «Медиалогия» 

     В целом же за первый квартал 2010 года фракционная составляющая преобладает у КПРФ и «Справедливой России», а партийная – у ЛДПР и «Единой России».

     При этом важно иметь в виду, что  соотношение данных показателей  у коммунистов и единороссов  достаточно близко друг к другу, у либерал-демократов же явное доминирование партийной работы над законодательной, а у эсеров, напротив, - законотворчества над партийной жизнью. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

   Таблица 3

   Структура информационного  пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь – февраль 2010 г.)

  Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март) I квартал 2009 года (январь – март)
Партия Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 8585 46,9 20064 47,6 13189 43
Партия  и фракция КПРФ 4652 25,4 10583 25,1 8849 29
Партия  и фракция ЛДПР 2267 12,4 5326 12,6 4484 15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 2788 15,2 6179 14,7 4160 14

Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  мартовские показатели всех парламентских  партий приближаются к соответствующим квартальным, которые закрепили доминирование «Единой России» над КПРФ и «Справедливой России» над ЛДПР.

     При этом существенно возросли показатели «Единой России» за январь-февраль 2010 года – 47,6% и 20064 сообщения по сравнению  с 43% и 13189 сюжетами за аналогичный период 2009 года. Положительная динамика характерна и для эсеров, прирастивших за первый квартал 2010 года 0,7%.

     Значительно упали в 2010 году совокупные информационные индексы КПРФ: с прошлогодних 29 до 25,1%. Подобная ситуация обстоит и с ЛДПР, потерявшей в 2010 году 2,4%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов. 

   График 3 

   Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     Сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют о динамично развивающейся структуре партийно-политического информационного пространства, которое полностью подчинено общественным веяниям и изменениям политической конъюнктуры. 

     Некоторые выводы 

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», укрепившая за первый квартал 2010 года своё лидерство по всем информационным показателям. При сравнительном анализе результатов медиа-активности партии власти за период января – марта 2009 года с аналогичным периодом 2010 года обнаруживается значительное приращение ею присутствия в СМИ, что во многом обеспечивалось сознательно «спроектированными» действиями для формирования информационных поводов и удержания лидерства как в медиа-пространстве, так и в целом в партийном спектре.

     Март  ознаменовался ростом активности КПРФ, на что во многом повлияла политическая конъюнктура, сложившаяся в обществе. При этом квартальные результаты 2010 года по всем рассматриваемым медиа-«параметрам» значительно снизились, под воздействием монополизации СМИ «Единой Россией».

     ЛДПР  активизировала в марте партийную работу, но потеряла ряд позиций в освещении её парламентской деятельности, что заметным образом отразилось на итоговых показателях января – марта 2010 года, которые окончательно утвердили лишение её третьего места в информационной составляющей партийной системы. В целом, уровень медиа-представленности либерал-демократов за первый квартал текущего года значительно отстает от показателей 2009 года.

     Стремительно  наращивает позиции «Справедливая Россия», что отражается как на мартовских, так и в целом на квартальных результатах по всем анализируемым аспектам.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие тенденции:

     - сохраняются два  информационных  полюса  в лице «Единой России»  и КПРФ;

     - ЛДПР окончательно вытеснена «Справедливой Россией» с позиции «третьей партии» в медиа-потоке;

     - сравнительный анализ представленности в СМИ парламентских партий и их фракций за период января – марта 2009 года с тем же временным отрезком 2010 года показал, что количество сообщений о каждой из политических сил увеличился, наибольшая динамика наблюдается у «Единой России»;

     - партия власти продолжает эффективно использовать, имеющиеся у неё ресурсы для еще большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «ЕР», тем активнее и агрессивные информповоды для постоянного наращивания её активности в СМИ;

     - реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не предоставляется оппозиции существенных гарантий её деятельности и не приводит к заметному ограничению информационной монополии «Единой России».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.