Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

А.В. Багаряков: Опираться на внутренние источники экономического роста!

Выступление депутата фракции КПРФ в Госдуме А.В. Багарякова «Модернизация денежно-кредитной политики» на «круглом столе», организованном фракцией КПРФ в Госдуме, 22 марта 2010 года на тему: «Законодательное обеспечение модернизации экономики Российской Федерации».

Kprf.ru
Фото Сергея Сергеева.
2010-03-22 16:49

 

Мировой экономический кризис обнажил недостатки в денежно-кредитной политике Российской Федерации, ранее замаскированные экономическим ростом,  вызванным продолжительным периодом повышения мировых цен на нефть, а также кредитной накачкой, которую российский бизнес получил за счет относительно дешевых иностранных кредитов (Слайд 2). Сегодня оба этих источника роста исчерпаны.

Проводимая Центральным банком политика подталкивает отечественные компании к заимствованиям на международном рынке капитала. Основных причин такого положения дел две.

Во-первых, стоимость кредитных денег в России в разы выше, чем в западных странах (Слайд 3). Ставка рефинансирования снижается Центробанком медленно и нерешительно. Еще хуже то, что даже снижение ставки ЦБ на 3,5 процента за последний год, а также беспрецедентные меры по поддержке банковской системе не привели к существенному снижению стоимости кредитных ресурсов в банковской системе  (Слайд 4).

Проблема в том, что большинство российских банков в погоне за быстрой прибылью предпочли направить полученные от государства деньги на спекуляции на фондовом и валютном рынках.

Наша партия считает, что ЦБ следует применять суровые санкции в отношении банков, получавших субординированные или беззалоговые кредиты от государства и при этом не снижающих стоимость финансовых ресурсов для населения и бизнеса. Необходимо более четко прописать такой механизм в законах о банках и банковской деятельности и о Центральном банке и ограничить возможность нецелевого использования средств банками.

Вторая причина неразвитости отечественного рынка кредитования – валютная политика Правительства и ЦБ. За последний год рубль укрепился на 20% как к доллару США, так и к евро. Согласно заявлениям чиновников Минэкономразвития в ближайшие 2-3 года рубль прибавит в цене еще на 20%. Благодаря этому российским компаниям становится невыгодно занимать средства в рублях, поскольку приходится отдавать больше. Таким образом, ЦБ подсаживает наши компании на импортную кредитную иглу.

К чему приводит такая политика, мы могли убедиться осенью 2008 года, когда крупнейшим российским компаниям понадобилась экстренная помощь от государства для рефинансирования полученных кредитов. Государству пришлось потратить огромные средства на рефинансирование внешнего долга компаний, и в результате чего валютные резервы страны сократились на 200 млрд. долларов (слайд 5). Тем не менее, сокращение доступа к западным кредитам нанесло настолько сильный удар по отечественному производителю, что в начале 2009 года производство в стране рухнуло на 25%.

Укрепление рубля также ведет к потере отечественными экспортерами конкурентных позиций. Если Китай, используя политику слабого юаня, смог в буквальном смысле завоевать весь международный рынок, то позиции России год за годом слабеют, за исключением сырьевого сектора, который рано или поздно истощится. Благодаря укреплению рубля импорт вытесняет отечественную продукцию. Если в конце 90-х годов после многократной девальвации рубля отечественная промышленность получила мощнейший импульс в развитии, которого хватило на несколько лет, а затем последовал период невиданного роста цен на нефть и дешевых западных кредитов, то теперь не приходится ожидать ни того, ни другого, и экономику при продолжении нынешнего курса в лучшем случае оживает стагнация.

В законе о Центральном банке в качестве целей его деятельности указаны защита рубля, развитие и укрепление банковской и платежной систем РФ. Как показали последние 2 года, защитить рубль от девальвации ЦБ не удалось, а теперь, с переходом к режиму свободного плавания, рубль может вообще быть брошен на произвол судьбы. С развитием банковской системы также не все гладко – только на спасение банков было потрачено свыше 500 млрд. рублей, причем крайне неэффективно: на каждый рубль вкладов населения в банке государство тратило несколько рублей на его санацию. В США положение обстоит совершенно иначе – в качестве целей деятельности Федеральной резервной системе четко указаны стимулирование экономического роста в стране наряду с поддержанием стабильных цен и низкого уровня безработицы. Считаем, те же цели стоит прописать и в нашем законе о ЦБ в качестве основных. В противном случае за провалы в экономической политике у нас по прежнему никто не будет отвечать.

Центральный банк собирается в обозримой перспективе перейти к режиму плавающего валютного курса. Это означает, что уровень интервенций денежного регулятора на валютном рынке будет минимальным. Учитывая, что согласно прогнозу ЦБ валютные резервы страны будут только расти, встает вопрос об их эффективном размещение. Сегодня резервы страны размещаются в иностранные финансовые инструменты с доходность всего 1-2% годовых. При этом российские компании берут займы на Западе под 5-7 и более процентов годовых. Только на этой разнице страна теряет 20-25 млрд. долларов в год. Куда разумнее вкладывать полученные от продажи природных ресурсов деньги в технологическую модернизацию промышленности страны, выделив на эти цели значительную часть национальных резервов.

Другая серьезная проблема – отток капитала из страны, который за последнее десятилетие составил астрономическую величину. Согласно данным ЦБ за 10-летний период из страны было вывезено товаров на сумму на 850 млрд. долларов большую, чем было импортировано. При этом валютные резервы страны на конец 2009 года уступали по величине суммарному внешнему долгу государства и бизнеса. То есть, несмотря на ежегодный вывоз огромного объема природных богатств из России, накопить стране за это период ничего не удалось. Большая часть потерь пришлась на отток капитала, который по самым скромным оценкам превысил 500 млрд. долларов. Олигархи, преступные группы, высший менеджмент крупнейших компаний выводили из страны деньги, полученные за счет продажи невозобновляемых природных ресурсов России. Потери страны только за счет переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами, а также неполученной экспортной выручки превысили 200 млрд. долларов (слайд 6).

Подобная практика является совершенно недопустимой и должна быть прекращена. Нужно по примеру Китая и стран Южной Америки вводить строгий контроль за движением капитала. В противном случае расхищение национальных богатств России будет продолжаться.

Нужно искать внутренние источники экономического роста, мобилизовав для этого дополнительные финансовые ресурсы. Первый шаг на этом пути – введение прогрессивной шкалы подоходного налога, на чем давно настаивает наша фракция. Недавно нами были проведены расчеты на основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой, которые показали, что в случае введения 45% налога на лиц с доходами свыше 12 млн. рублей в год бюджет получит свыше 2 трлн. рублей – поистине огромная сумма, после чего мы внесли законопроект с соответствующим финансовым обоснованием в Госдуму. Столь же настойчивыми мы собираемся быть и при отстаивании принципов построения денежно-кредитной политики, которая соответствует нашим убеждениям и интересам страны.

 

Изображения увеличатся при нажатии на них

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.