Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Так электронные рейдеры захватят всю Россию

22 января депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков изложил свое мнение по проекту федерального закона № 305592-5 «Об электронной подписи»  (первое чтение).

Kprf.ru
2010-01-22 17:22

 

 

- Изложу кратко историю вопроса. В 2002 году был принят федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”. Одной из основных целей принятия этого закона была борьба фальшивыми авизо, то есть поддельными платежными документами, которые наводнили страну в 90-е годы. Особенно часто встречались чеченские авизо. В тот тяжелый для российской экономики период было распространено мошенничество с их использованием, ущерб от которого оценивается в триллионы рублей в тех ценах.

Для решения проблемы в российскую банковскую систему была внедрена система электронной цифровой подписи, с появлением которой появилась возможность организации надежного электронного документооборота. Преимуществом электронной цифровой подписи является то, что ее невозможно подделать – любые изменения, внесенные в документ, можно установить.

Сегодня возникла необходимость совершенствования законодательства в отношении электронной подписи. Дело в том, что в соответствии с действующим законом электронная цифровая подпись – реквизит физического лица. Юридические лица, в том числе государственные органы, не могут использовать этот современный метод документооборота. Новый закон в основном направлен на устранение указанного недостатка, хотя на наш взгляд было бы логичнее внести изменения в старый закон, не отменяя его.

Вместе с тем к новому закону есть определенные вопросы. Вводится 3 вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная, хотя эксперты ФСБ ясно нам объяснили, что существует всего 2 вида подписи – надежная и ненадежная. Ненадежную подпись можно подделать. Надежная подпись позволит проверить, вносились ли в документ изменения третьими лицами. Если подпись создана средствами, не прошедшими сертификацию, не может быть гарантии ее надежности. Это относится и к подписям, поставленным иностранными компаниями и лицами.

Сопутствующим законопроектом сильно расширяется сфера применения электронной подписи. Сегодня цифровая подпись активно применяется по большому счету только в банковской системе. Если раньше существовал закрытый перечень случаев, в которых допускалась использование при совершении сделок цифровой подписи, то теперь все наоборот – документ, подписанный цифровой подписью, приравнивается к бумажному, если законом не установлено иное. А поскольку в представленном законопроекте применение цифровой подписи практически не ограничивается, трудно даже представить, что произойдет, если не будет серьезно ограничено использование ненадежных видов подписи.

Во-первых, могут подделываться документы по сделкам с собственностью. Какой простор открывается для рейдерских захватов по всей стране! Во-вторых, теперь можно будет проводить выборы путем электронного голосования, а также вести все избирательные протоколы в электронном виде. Надо полагать, недалек и тот момент, когда цифровая подпись изменит пришедшего человека на избирательный участок, и таким образом можно будет повлиять на итоги голосования. В-третьих, электронными могут стать уголовно-процессуальные документы. И если разрешить использовать все это без надлежащего контроля, в стране наступит хаос.

Хотя во всем развитом мире уже давно широко применяется электронный документооборот, наша страна оказалась в отстающих. Поэтому принятие этого закона необходимо, но в спешке важно не наломать дров. 

Очевидно, что необходимо вносить изменения в огромное количество нормативно-правовых актов для того, чтобы ограничить сферу применения электронной подписи. В каждом случае нужно четко прописать требования к цифровой подписи и условия применения, а также жесткие ограничения в ряде сфер. Полагаем, что при подготовке к рассмотрению закона во втором чтении требуется привлечение квалифицированных специалистов научного и технического профиля. Пока этого, к сожалению, не сделано.

В целом, наша фракция поддерживает концепцию законопроекта, с условием его доработки во втором чтении с учетом наших пожеланий и замечаний Федеральной службы безопасности, которые носят принципиальный характер и могут существенно повлиять на дальнейший смысл законопроекта.

 

 

 

 

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.