Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Советская Россия»: Что скрывают новые пенсионные законы

Принято два законопроекта: «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…». Привлекательные стороны есть, но справедливые ли?

«Советская Россия» - Галина Платова
2009-06-09 11:21

Все пенсионные законы рыночного периода были сложными, противоречивыми, невразумительными. Но, пожалуй, такого количества узелков, сколько наверчено в новых законопроектах Минздравсоцразвития, еще не было никогда. Объяснить это можно только одним: у руководства страны нет ни малейшего желания реально улучшить положение пенсионеров. Громкие обещания упаковываются в законотворческую путаницу, чтобы создать иллюзию стараний по увеличению пенсий.

Два законопроекта, олицетворяющих собой подобие пенсионной постзурабовской реформы, приняты Госдумой в первом чтении. Один из них – «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» (о введении страховых взносов на конкретные виды социального страхования и об отношениях, возникающих в процессе осуществления их уплаты в государственные внебюджетные фонды в связи с отменой с 1 января 2010 г. единого социального налога); второй, сопутствующий первому, – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования».

 Исключительно в положительном свете их представил замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин. Он касался лишь самой безобидной, а отчасти даже привлекательной стороны новой «шарады» для пенсионеров. И в самом деле, разве плохо, что будет учтен труд пенсионеров в советское время? Его обесценили ельцинисты. Да и сейчас он не получит достойной оценки, добавка составит всего 1% страховой пенсии за каждый год работы до 1991 года. Но хоть клок шерсти… Набежит в итоге от 10% до 17–20% к нынешним пенсиям людям старшего поколения. Теперь это называется валоризацией советского стажа. Длительный трудовой стаж тоже будет поощрен. Доплата в 6% базовой пенсии будет начисляться за каждый год стажа свыше 30 лет. Но у кого он меньше 30 лет, то из его базовой пенсии вычтут 3% за каждый год, недостающий до 30. Эти новшества начнут действовать с 1 января 2010 года и коснутся всех, как сказал Воронин, «у кого есть пенсионные права до 2002 года».

Теперь Воронин подчеркивал преимущества нового пакета законов, которые позволят «существенным образом повысить пенсии более пожилым пенсионерам в 2010 году, ничего не получившим от пенсионной реформы 2002 года». Существенной, в глазах Воронина, является прибавка в среднем 1700 руб., а в среднегодовом исчислении – 2 тыс. руб. Но заместитель министра не конкретизировал, на сколько эти суммы обесценит инфляция. Он говорит, что министерство уходит от уравниловки в пенсионном обеспечении, что, дескать,  повышается роль трудового вклада. Но это далеко не так. Сравним.

Логика министерства: по новым законам с 2010 года ни один пенсионер не будет получать пенсию ниже прожиточного минимума. Сейчас самые маленькие пенсии – социальные – 2562 руб. (такая же базовая часть трудовых пенсий). Их получают люди без трудового стажа. С будущего года они получат доплаты до размера прожиточного минимума, установленного в регионе их проживания. Например, в Москве сейчас официальный прожиточный минимум 5030 руб. В будущем году он наверняка возрастет, возможно, до 6 с лишним тыс. руб. Не ниже этой суммы и будет социальная пенсия. В итоге прибавка пенсионеру без стажа окажется в 2 раза больше, чем прибавка пенсионера, всю жизнь трудившегося. Такова справедливость, по-Воронински.

Депутат Оксана Дмитриева как математик-экономист произвела реальные  расчеты и раскрыла хитрость алгоритма пенсионных манипуляций в ведомстве Голиковой. Суть их в том, что уравниловка будет еще циничнее. Вычисления показали, что пенсия высококвалифицированного врача и уголовника, отсидевшего полжизни в колонии, будут равны, а то даже последний будет в выигрыше. Те, кто работал в горячих цехах, кто много учился, узнают, что их усилия и потеря здоровья на вредных производствах никак не учтены новым законодательством. Периоды учебы, аспирантура, докторантура вычеркнуты вообще. Если зарплата у гражданина была высокая, ее «причешут» под общую гребенку коэффициентом 1,2. В результате трудовая пенсия человека с высшим образованием и ученой степенью не превысит 6 тыс. 267 руб.

Уголовник 1950 года рождения, который в 15 лет попал на зону, если и работал, то получал не более МРОТа (минимальный размер оплаты труда), но пенсия его будет чуть меньше 5 тыс. 967 руб. Работник невысокой квалификации, не тративший силы на учебу и получавший среднюю зарплату, получит пенсию 8 тыс. 277 руб. Врач, который не мог учиться заочно или на вечернем отделении, потому что у врачей только очная форма обучения, теряет в расчетах за недостаточный стаж, зарплату ему усреднит коэффициент и  пенсия получится 6 тыс. 791 руб. Больше всего пострадают пенсионеры-ученые. Чтобы достичь пенсии работника без образования, профессорам-докторам придется трудиться еще не менее 22 лет и выйти на пенсию в 82 года.

Воронин с трудом скрывал раздражение, слушая выкладки О.Дмитриевой. Он поспешил заявить, что в его ведомстве «расчеты делались не на калькуляторе, а с помощью серьезнейшей актуарной модели». Оксана Генриховна подтвердила чрезвычайную сложность вычислений, заложенных в законопроектах: «Ни один работник Пенсионного фонда на руках это не просчитает, алгоритм составить тоже практически невозможно, поскольку есть системные грубые математические ошибки, даже математические абсурды. Как можно одновременно определять фиксированную базовую часть пенсии, если в одном пункте она рассматривается как константа в фиксированном значении, а в другом – как переменная величина, зависящая от стажа свыше 30 лет? Невозможно составить такой алгоритм без системных ошибок». 

Коммунисты поддержали Дмитриеву, потребовавшую от Воронина представить расчеты размеров пенсий по каждой группе нынешних и будущих пенсионеров. Без этих формул невозможно распутать нарочитые заморочки новых законопроектов. Что уж говорить о простых пенсионерах, им никогда не разобраться в шарадах Минздравсоцразвития.

Но есть еще одна «буржуйская хитрость» в пакете Воронина, возмутившая и Дмитриеву, и выступивших от фракции КПРФ Николая Коломейцева и Валентина Романова. Это – замена единого социального налога уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. При этом плоскую шкалу бывшего налога сменила суперрегрессивная шкала страхового взноса, что предоставляет богатейшим россиянам огромные финансовые преимущества.  

Новое законодательство облагает страховыми взносами заработные платы  до 415 тыс. руб. в год. В 2010-м ставка взноса составит 26%, это более, чем четвертая часть от 415 тыс. руб. То, что гражданин получит сверх 415 тыс. руб., никакими взносами облагаться не будет. С 1 января 2011 года страховой взнос увеличится до 34%, т.е. более трети годового небольшого заработка бедному человеку придется отдать в социальные фонды. Но заработки свыше 415 тыс. руб. годовых освобождаются от взносов. Следовательно, «дыру» в Пенсионном фонде, достигшую уже свыше 1трлн руб., будут покрывать самые бедные граждане России, расплачиваясь своими нищенскими заработками и недоплатами к пенсиям.

Что получается? Для зарплаты до 415 тыс. руб. в год эффективная ставка взноса равна 34%. Для зарплаты в 2 млн руб. в год ставка – 7%, для получателя 3 млн руб. в год – ставка 4,7%. Как видим, чем больше доход, тем меньше нагрузка по социальным выплатам. Воронин понимал правоту депутатов, доказавших дичайшую классовую дифференциацию по доходам и взносам, заложенную в законодательном пакете. Он попытался выкрутиться: мол, как же брать со сверхдоходов соцвзнос, если потом придется платить очень высокие пенсии?

Коммунисты отвечают: выход есть. Это прогрессивная шкала социальных взносов! Но для его применения нужна политическая воля первых лиц РФ и Минфина. 

 За суперрегрессивной шкалой таится немало подвохов и подрывов не только социального плана, но и экономического. Ограничение до 415 тыс. руб. годового заработка для соцвзноса еще и увеличивает финансовую нагрузку и снижает рентабельность обрабатывающей промышленности, легкой, науки, образования, где заработки как раз в пределах 415 тыс. руб. или чуть-чуть выше. Работодателям невыгодно будет повышать зарплату малооплачиваемым, так как тогда им, работодателям, придется платить более высокий соцвзнос. Но будет безболезненным увеличение заработков для топ-менеджеров, у которых месячный доход 100 и более тысяч рублей, потому что с их увеличивающихся зарплат не придется ничего платить.

Депутаты-коммунисты практически уверены, что введение с 2011 года 34% социального взноса на доход до 415 тыс. руб. уведет в тень большинство организаций-плательщиков. Это резко снизит поступления средств в соцфонды. Ресурсов федерального бюджета, направляемых на покрытие «дыр» в этих фондах, наверняка не хватит. И тогда жди пенсионного кризиса уже в 2011 году. Минздравсоцразвития во главе с бывшим соратником Кудрина Голиковой искусственно создает ситуацию, которая может привести к срыву выплаты пенсий в стране на два-три месяца. Снова наши многострадальные пенсионеры окажутся на грани выживания. Сколько ж можно людей обрекать на вымирание?

Все эти негативные составляющие новых законопроектов, казалось бы, указывали на один-единственный ответ: отклонить! Но не все так однозначно. Коммунисты взвешивали каждый пункт законопроектов. На первом чтении перевесила положительная часть – доплата за советский стаж. Об этом просили в своих письмах тысячи пенсионеров, обращаясь во фракцию КПРФ. Ради них коммунисты решились проголосовать «за» законопроекты. Но они оставили за собой право изменить решение во втором чтении, если не будут приняты их поправки. В первую очередь это требование о прогрессивной шкале социального взноса. На подготовку пакета ко второму чтению отводится месяц. Депутаты надеются, что не только фракция КПРФ, но и сами пенсионеры за это время обратятся и в министерство, и в правительство, и в Госдуму с требованиями положить конец махинациям с пенсиями, установить простую и ясную схему их начисления и повысить размер пенсий не на тысячу-полторы рублей, а в разы, и тем самым вернуть старшему поколению давний государственный долг.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.