Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Правда»: Продовольственная безопасность - главная забота коммунистов

3 июня в Государственной думе РФ по инициативе фракции КПРФ прошёл "Круглый стол", Он был посвящён теме наиважнейшей — продовольственной безопасности страны. В заседании приняли участие более 300 человек — депутаты Государственной думы, представители правительства РФ, региональных законодательных и исполнительных органов власти, ученые, руководители предприятий агропромышленного комплекса (АПК), представители общественных организаций.

Владимир Вишняков, Елена Краснолуцкая («Правда»)
2008-06-06 09:23

Разгром под "крышей" закона

Открывая заседание, депутат Государственной думы, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик Российской академии сельскохозяйственных наук В. Кашин подчеркнул, что принятые в последние годы законодательные акты (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и др.) фактически освободили государство от ответственности за состояние дел в сельскохозяйственной сфере, породив правовой нигилизм.

Начатый в эпоху Б. Ельцина разгром экономики, в том числе АПК, по сути, сегодня приобрел законодательную "крышу".

Между тем продовольственная безопасность государства, как подчеркнул В. Кашин, является важнейшей частью экономической и национальной безопасности страны. Она предполагает такое состояние экономики и АПК, которое, независимо от внешних и внутренних условий, обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства, энергетическая полезность которых не ниже 75 процентов от научно обоснованных норм, в объеме не ниже 80 процентов.

Продовольственная безопасность определяется аграрной политикой государства по всем направлениям, включая финансовую поддержку производителей, защиту их интересов, развитие материально-технической базы, что в совокупности закрепляется в Конституции Российской Федерации, в других законодательных и нормативных государственных актах.

Продовольственная безопасность — это одна из необходимых гарантий права человека на жизнь и громадного значения политический фактор.

В настоящее же время, отметил В. Кашин, население страны обеспечивается продуктами питания отечественного производства примерно на 50—52 процента. Крупные административно-промышленные центры зависят от поставок извне на 70—80 процентов. На ввоз импортного продовольствия правительство Российской Федерации ежегодно затрачивает около 22—26 миллиардов долларов.

При полной продовольственной зависимости от поставок продовольствия из-за рубежа, под угрозой искусственного инициирования голода внешними силами, можно ли говорить о какой-то самостоятельной политике, а в конечном счёте — о суверенитете?

За гранью нищеты

Цены на экологически чистые продукты питания в нашей стране недоступны основной массе населения. Так, например, за последние 2—3 года рост заработной платы и пенсий составил 15—20 процентов, а цены на основные продукты питания выросли в 1,5—2,5 раза. Особенно тяжелое положение на селе. Здесь заработная плата составляет примерно 40 процентов от средней по стране. У половины селян ее размер не достигает прожиточного минимума. Уровень сельской бедности колеблется по различным регионам от 30 до 70 процентов.

И это при том, что Россия владеет почти 50 проц. черноземов, российскими учеными выведены высокоурожайные сорта пшеницы и других зерновых культур, не уступающие по урожайности лучшим сортам Запада, высокопродуктивные породы крупного рогатого скота, кур с высокой яйценоскостью и т. д. И сегодня еще сохраняются хозяйства, где получают высокие урожаи зерновых, высокие надои и производят высококачественное мясо в больших объемах: агрофирма "Настюша Измалково" в Липецкой области, СПК им. Гагарина и СПК "Комсомольский" в Оренбуржье, СПК "Староаннинский" и колхоз им. В.И.

Ленина в Волгоградской области, СПК "Красная пойма" в Московской области, колхоз "Путь Ленина" в Кировской области, колхоз им. Фрунзе в Белгородской области и др.

Казалось бы, ясно, что для достижения показателей, обеспечивающих продовольственную безопасность, необходимо восстановить сельскохозяйственное машиностроение и оснастить сельское хозяйство современной техникой. А что видим на практике? Годовое производство тракторов сокращено почти до 10 тысяч (в 22 раза), плугов — до одной тысячи (!). Культиваторов выпускается меньше в 31 раз, сеялок — в 39 раз, комбайнов зерноуборочных — в 66 раз, кормоуборочных — в 44 раза. Производство многих других видов техники вообще приостановлено.

В ходе "реформ" посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на 41 миллион гектаров, или на 34,8 процента. Утрачено плодородие почвы, не получающей достаточного количества удобрений. Минеральных вносится 26 процентов от уровня 1990 года, органических – 25,7 процента. А разве не противоестественно, что из России за рубеж вывозится более чем 90 процентов минеральных удобрений — это при остром-то их дефиците внутри страны?

Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий, повышаются засоленность, закисление, пере увлажненность. Огромные площади (до 40 процентов) подвергаются водной и ветровой эрозии. До 85 процентов сельхозземель деградируют, истощаются сорняками.

Продолжается преднамеренное, искусственное банкротство сельскохозяйственных предприятий. Только около 15 тысяч хозяйств благодаря самоотверженному труду крестьян еще держатся на плаву. Однако с каждым годом им приходится всё труднее. Практически приостановлена работа по финансовому оздоровлению хозяйств, что приводит к разрушению отрасли в целом. На селе безнаказанно орудуют рейдеры, захватывающие сельскохозяйственные угодья при попустительстве местных властей. В руках олигархов, банков, иностранного капитала и просто жуликов уже оказалось около 50 процентов земель сельскохозяйственного назначения. При этом существующее законодательство Российской Федерации не способно остановить перевод их в другие категории, в частности, под строительство коттеджей.

Разрушение сельскохозяйственных предприятий, их искусственное обанкрочивание ведут к сокращению рабочих мест, к обезлюдению сельских территорий. За последние 17 лет с лица земли российской исчезли 15 тысяч деревень, а еще в 9 тысячах остались по 20—30 человек. К 2007 году на селе из 8 миллионов человек осталось всего лишь 3,8 миллиона, в основном — старики.

Неудивительно, что валовое производство сельскохозяйственной продукции за годы "реформ" уменьшилось почти наполовину. Стратегические же запасы продовольствия, созданные при Советской власти, растрачены, и при нынешнем состоянии экономики их воссоздать практически невозможно. На сегодня, например, в государственном интервенционном фонде осталось всего лишь около 400 тысяч тонн зерна, в основном — пшеницы для хлебопечения. Этот объем меньше месячной потребности российских мельниц в зерне.

Почти 50 процентов хозяйств АПК всех форм собственности убыточны. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами. Цены на промышленные товары в годы "реформ" росли в 4—5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего и стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.

Сегодня, чтобы купить одну тонну дизтоплива, крестьянину нужно отдать 4—5 тонн зерна, или 300—400 кг мяса, или 3—4 тонны молока. Это в 10— 12 раз больше, чем в 1990 году.

Немаловажной причиной кризисного состояния сельского хозяйства является неудовлетворительное функционирование системы сбыта сельхозпродукции. По данным статистики, только 28 процентов сельскохозяйственных предприятий и 22 процента фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на рынок. Вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы получили стихийный рынок с теневой, криминальной экономикой.

Государство умывает руки

Еще одна причина — сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с 12—25 процентов огромного государственного бюджета СССР до 1,2 процента расходной части в бюджете России на 2008 год и последующие годы. В Западной Европе государства на поддержку своего сельского хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в Японии – 473, в США – 324, в Канаде — 188. В России государственная поддержка села составляет всего лишь около 13 долларов на гектар. При такой политике вступление России в ВТО похоронит село окончательно.

В плачевном состоянии находится и рыболовство. Разрушено и лесное хозяйство. Новый Лесной кодекс не может способствовать рациональному лесопользованию, равно как и лесовосстановлению.

Природоохранительные мероприятия за годы реформ практически свернуты. Единая государственная политика природопользования не проводится. Богатейшие природные ресурсы находятся в руках мафиозных кланов. Нарастают загрязнение и истощение источников водоснабжения как поверхностных, так и подземных. При этом власть, несмотря на настоятельные предложения фракции КПРФ в Государственной думе, общественных природоохранных организаций и вопреки здравому смыслу, продолжает пагубную политику по отношению к среде обитания человека, нанося природе невосполнимый вред, лишая граждан России права на саму жизнь.

Сельскохозяйственная наука на голодном пайке и во многом держится на энтузиазме патриотов-подвижников.

Особое беспокойство вызывает безопасность продуктов питания. В советское время этому вопросу уделялось огромное внимание со стороны государства. Качество продукции должно было соответствовать государственным стандартам, и государственными органами это четко контролировалось. Нарушение стандартов считалось уголовным преступлением.

Сегодня же на продовольственный рынок страны поступает всё больше некачественных, фальсифицированных, опасных для здоровья продуктов. По оценке Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85 процентов продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы, что создаёт угрозу здоровью нации. Функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распылены между ведомствами, ответственность размыта. Фактически не контролируется использование в России так называемых биотехнологий, разного рода пищевых добавок. Самое страшное, что жертвами недобросовестности производителей продуктов питания становятся дети.

Сырьевая база пищевой и перерабатывающей промышленности сегодня в значительной мере обеспечивается импортом. По данным Ассоциации мясопроизводителей Российской Федерации, в страну поступает в основном залежалая импортная продукция с 3—6-летними сроками хранения. Тем самым подрывается генофонд нации.

Закон безмолвствует

Продовольственная безопасность России, утверждал В. Кашин, может быть обеспечена лишь в том случае, если ее гарантом выступает закон. Законодательная база, гарантирующая продовольственную безопасность, должна состоять не менее чем из 30 законов. Фактически в настоящее время такого пакета нет. Нет и главного закона, формулирующего основные положения политики государства, обеспечивающего продовольственную безопасность,— закона "О продовольственной безопасности". Внесенный фракцией КПРФ в 1997 году и одобренный Советом Федерации закон этот так и не был подписан ни Б. Ельциным, ни В. Путиным.

Между тем аналогичные законы приняты во всех развитых странах — Германии, Франции, Швеции, США, Китае, Белоруссии... В США, к примеру, продовольственный комплекс страны является самым защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранение его природных ресурсов. Государство здесь оказывает стратегическое воздействие на функционирование агропромышленного комплекса.

В Белоруссии система принятых законодательных и нормативных актов также надежно обеспечивает продовольственную безопасность республики и динамичное развитие АПК.

За последние 5 лет прирост продукции сельского хозяйства составил около 25 процентов, в перерабатывающей – 30. Рентабельность сельского хозяйства выросла с 3 до 10 процентов. По производству важнейших продуктов питания Белоруссия вышла на лидирующие позиции среди стран Европы и СНГ. В Китае принятая система законодательных актов и государственные целевые программы в течение 15 лет практически решили продовольственную проблему страны с полуторамиллиардным населением.

В нашей же стране закон "О развитии сельского хозяйства", принятый в 2007 году усилиями депутатов "Единой России", явился логическим продолжением политики, реализуемой законом о "монетизации" льгот, Водным и Лесным кодексами и другими подобными законодательными актами. Ряд других документов, разработанных в недрах правительства, как правило, носит декларативный характер. Принимаемые государством меры по поддержке якобы аграрного сектора экономики не носят системного характера.

Что же делать?

Прежде всего необходимо пересмотреть, полагает В. Кашин, всю законодательную базу, касающуюся АПК, незамедлительно принять научно обоснованную целевую программу "Восстановление и развитие агропромышленного производства", а также программу "Восстановление и развитие сельскохозяйственного машиностроения". Правительство должно обеспечить реальный протекционизм по отношению к АПК, многократно увеличив помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям на стадиях производства, реализации продукции, а также в материально-техническом обеспечении.

Необходимо усовершенствовать экспортно-импортную политику, сократить импортные квоты и повысить таможенные пошлины на ввозимое мясо и мясопродукты минимум на 20—30 процентов, разработать экономически обоснованный механизм регулирования цен на материально-технические ресурсы, электроэнергию и т. д., устраняющий диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Важно остановить изъятие земель у крестьян, переработав Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части продажи и перепродажи земли, землеустройства, кадастрового учета, права на продажу земельных долей. Необходимы неотложное улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности сельских товаропроизводителей, ре структурирование их задолженности по кредитам. Одна из важнейших задач — принять экстренные меры по прекращению деградации социальной сферы села, поскольку реализуемая ныне федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" обеспечивает финансовую поддержку инфраструктуры на селе не более чем на 7—8 процентов.

Весь этот комплекс первоочередных мер заложен в проект федерального закона "О государственной политике в области продовольственной безопасности", разработанный фракцией КПРФ, также ставший предметом обсуждения на "круглом столе". Принятие его в совокупности с другими законодательными и нормативными актами могло бы обеспечить системный подход к решению накопившихся проблем АПК страны, от которых зависит состояние продовольственной безопасности России.

Латифундистов — к ответу!

В многочисленных выступлениях участников "круглого стола" звучали боль и озабоченность состоянием отечественного сельскохозяйственного комплекса.

Внешняя экономическая политика нынешней власти носит характер антинародный, антикрестьянский, сказал в своём выступлении академик РАСХН А. Шутьков. В сравнении с 2000 годом импорт продовольствия вырос в три с половиной раза. Мы подкармливаем зарубежных фермеров. В то же время растёт экспорт отечественных минеральных удобрений. А чем кормить свою землю? Академик высказался против свободной продажи земли, приводящей к созданию громадных латифундий, выводимых из сельскохозяйственного оборота.

Возмутительный пример разбазаривания ценнейших сельскохозяйственных земель привел депутат Госдумы РФ Н. Коломейцев — создание гигантского игорного центра "Азов-Сити". Это на метровом-то чернозёме, кормившем некогда пшеницей всю Европу! Может быть, правительство просто не компетентно: ведь там нет ни одного настоящего специалиста в сфере сельского хозяйства.

Специалисты, объединённые в общество "Российские учёные социалистической ориентации", множество раз предлагали властям конкретные проекты вывода сельскохозяйственного комплекса из кризиса, в который столкнула его обрушившаяся на страну капитализация всего и вся, в ответ — ноль внимания, возмутился академик РАСХН В. Шевелуха. Он предложил создать Комитет национального спасения сельского хозяйства, причём с полномочиями законодательной инициативы. Если же правительство по-прежнему будет притворяться глухарём, то надо потребовать его отставки и импичмента президента.

В то же время, судя по выступлению директора Департамента экономических программ и анализа Минсельхоза РФ Л. Кошолкиной, картинка с сельхозпроизводством складывается почти идиллическая. Причём картинка в прямом смысле — из показанных на экране диаграмм и графиков его развития, предусмотренного в разработанной министерством государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. Правда, всю идиллию портят инфляция, к тому же повышение ставок по кредитам, цены на энергию, строительные материалы... Ну прямо хоть плачь.

О чём вы говорите, вскипел руководитель СПК "Верный путь" В. Язиков, приехавший на "круглый стол" из Смоленской области. Какой рост, когда поголовье скота неуклонно снижается, а грошовые дотации "распиливаются" между свояками, близкими к руководству регионов? Лучше бы уж власти не разрабатывали никаких "программ": ведь за что ни возьмутся, всё проваливают. Да вы загляните в соседнюю Белоруссию. Там солярку по хозяйствам распределяют практически бесплатно, а какие поселки строят для работников! А у нас не то чтобы работать — жить на селе уже некому.

К опыту Белоруссии обратился и доктор технических наук С. Сидоров. Своё производство, по его словам, капитализаторы успешно угробили. А расчёт на импорт не оправдался. Использование зарубежной техники так взвинчивает себестоимость продукции, что о какой-либо рентабельности и думать не моги.

В стране произошло политическое убийство крестьянства, с болью констатировал депутат Госдумы РФ В. Стародубцев.

Если страна не способна себя прокормить, она становится колонией, власти, что, не знают этого? (Крики в зале: "Всё они знают!"). Вернуть землю в госсобственность — вот первоочередная задача. А латифундистов — привлечь к уголовной ответственности.

Депутат Госдумы РФ Н. Харитонов впадать в отчаяние не собирается. По его словам, профильный комитет нижней палаты, заместителем председателя которого он является, в последнее время "плотно работает" с Министерством сельского хозяйства РФ по разработке реальных законов, способных вытащить из пропасти и сельхозпроизводство, и вообще село, являющееся, по мнению депутата, традиционной основой формирования национального характера и русского духа.

В принятых единогласно рекомендациях участники "круглого стола" предлагают рассмотреть на Совете безопасности Российской Федерации положение дел с обеспечением продовольственной безопасности как составной части национальной безопасности страны, дать поручение правительству в кратчайшие сроки разработать и внести на рассмотрение Совета Безопасности доктрину продовольственной безопасности РФ, формулирующую основные направления государственной политики в сфере продовольственной безопасности России, вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности вступления России в ВТО.

Правительству Российской Федерации рекомендовано незамедлительно принять комплексную программу первоочередных мер по возрождению российского села, в частности, разработать федеральную целевую программу "Развитие машиностроения для АПК". Взять под строжайший контроль и учет имеющееся продовольствие, закупить недостающие продукты питания государственного стратегического резерва. Заключить со странами СНГ соглашения по коллективной продовольственной безопасности и взаимопомощи при природных, погодных и других катаклизмах, кризисах и бедствиях, ведущих к голоду и гибели населения. Выступить с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008— 2011 годы" с целью увеличения объемов финансирования отечественного агропромышленного комплекса.

Итак, что делать и как, в принципе ясно. Проблема только в том, прислушается ли власть к голосу депутатов и специалистов, к голосу здравого смысла, озаботится ли общенациональными интересами, или продолжит всё ту же прозападную политику.

Не щадя живота...

— Мы должны так строить нашу законодательную базу,— сказал, завершая работу "круглого стола", В. Кашин,— чтобы нейтрализовать те риски, которые могут сделать невозможной реализацию даже той скромной программы, которая сейчас предложена правительством. Это не только риски климатические и связанные с захватом США и другими зарубежными странами наших продовольственных рынков.

Это и непонимание как обществом, так и руководящими государственными структурами тех задач, которые необходимо решать в отношении села — кормильца страны. Мы обязаны достучаться и до нашего многострадального народа, и до власть имущих. Будем же работать в этом направлении, не щадя живота своего.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.