Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат Госдумы Н.В.Коломейцев выступил на Пленарном заседании 23 апреля 2008 года от имени фракции КПРФ на «правительственном часе» по проблемам перспектив развития сельскохозяйственного машиностроения

Депутат Госдумы Н.В.Коломейцев выступил на Пленарном заседании 23 апреля 2008 года от имени фракции КПРФ на «правительственном часе» по проблемам перспектив развития сельскохозяйственного машиностроения.

Пресс-служба фракции КПРФ – KPRF.RU
2008-04-23 23:52

Н.В.Коломейцев

Я надеюсь, что здесь в зале сидят все государственные люди, и начну с того, что во все времена, во всех наставлениях и книгах царей, где готовили государственных руководителей, из восьми государственных дел на первом месте было продовольствие.

Общеизвестно, владей Вы хоть всеми богатствами мира, но если у Вас нечем питаться Вы зависите от других. Вы можете торговать, можете обогащаться, но Вас одной коркой хлеба сделают зависимыми.

Я не обижаюсь на докладчиков, я понимаю, что у них совсем другая профессиональная задача подготовка и проведение законодательных актов Министерства, тем более такого как Минпромэнерго, где не поймешь за что отвечать. Но я убежден, что в корне неправильный подход руководства нашей страны к этой теме может на раз-два организовать в нашей стране голод.

Цены на рис со вчерашнего дня увеличились на 16%, а этим продуктом питается половина человечества. Да и на другие продукты питания цены в мире стремительно растут, что уже в 40 странах мира вызвало голодные бунты, способные сметать любое правительство. Вчера же МЭРТ объявил о снятии ограничителей на продукты питания для сетевых структур. Все эти тревожные тенденции, несмотря на систематические хвастливые заявления российских чиновников об экспорте зерна, как покажется, о якобы его излишке в России, в реальности ничем не подкреплено, и говорит лишь о слабой компетенции людей отвечающих за продовольственную безопасность России.

Реальность же такова: Россией утрачена продовольственная безопасность, так импорт продовольствия в 2007 году составил 659 млрд.рублей при том, что при сверх профицитном бюджете на поддержку своего с/х выделено менее 1%, в результате 45% в балансе российских продуктов сегодня составляет импорт.

Производство основных продуктов питания в 2007 году составляет (млн.тонн) зерно 81,8 при 117 млн.тонн в 1990 г., мясо скота и птицы 5,6 при 10,1 в 1990 г., молоко 32,2, при 55 в 1990 г., и как следствие снизилось потребление основных продуктов питания на душу населения мяса в 2007 г. – 56 кг (из которого только 30 кг. собственного производства) вместо 75 кг. в 1990 г, молока  и молокопродуктов 235, вместо 386 кг.

Среднее энергетичное содержание потребляемых продуктов снизилось с 3,3 тыс. ккал в сутки на человека в 1990 году до 2,8 тыс. в настоящее время.

Уменьшение потребления качественных продуктов питания является одной из главных причин снижения продолжительности жизни населения.

Производительность труда в с/х производстве России ниже высокоразвитых стран в 8-10 раз, США в 25 раз.

Продовольственная безопасность России во многом определяется технической оснащенностью сельских производителей. Между оснащенностью АПК техникой и объемом произведенной там продукцией существует прямая связь. В России сегодня крайне низкая энергообеспеченность (энерговооруженность) сельхозорганизаций.

На 100 га посевной площади всего лишь 128 л.с., вместо технологически необходимой 350-400 л.с.

Даже в существующей госпрограмме на 2008-2012 гг. предусмотрена необъяснимо малая энергообеспеченность в 2012 г. лишь – 168 л.с. (в 1990 г. в России было 351 л.с.)

Справочно сегодня: ЕС – 544 л.с., Германия – 476 л.с., США – около 9001 л.с.

При этом парк тракторов и зерноуборочных комбайнов неуклонно снижается и на сегодня в России всего 493 тыс. шт., при 1365 тыс. шт. в 1990г., з/у комбайнов 129 тыс.шт., при 408 тыс. шт. в 1990 г.

При том, что при несравненно меньших посевных площадях в Канаде 732 тыс. шт. тракторов и 132 тыс. шт. – з/у комбайнов, в Германии 944 тыс. шт. тракторов  и 135 тыс. шт. з/у комбайнов, в США 4 761 тыс. шт. тракторов и 662 тыс. шт. з/у комбайнов.

Количество тракторов на 1000 га пашни (шт.): Мир – 20; Канада – 16; Белоруссия – 18; ЕС – 93; Германия 103; Франция – 72; Италия 179; США – 27; Россия – 5,3 (в 1990 г. было 10,0).

Причем среднее снижение тракторов в год (2001-2006) 44,5 тыс. шт.

Среднее ежегодное приобретение тракторов всего 11 тыс. шт.

Из всех тракторов в парке РФ сегодня, находятся с возрастом 9 лет и старше –83,3 %.

Количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевных площадей зерновых (шт.): Мир – 6,5; ЕС – 17; Канада -7,0; Германия – 19; Италия – 16; Франция – 19; США – 20; Россия 3,7 (1990 г. - 6,61).

Из-за крайне низкой обеспеченности с/х производства России современными машинами и оборудованием в большинстве хозяйств применяются упрощенные экстенсивные технологии, из-за этого ежегодные потери по оценке специалистов, составляют 15-20 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн мяса и 7 млн. тонн молока и др. продукции. Это же послужило сокращению на 40 млн. га посевных площадей за последние 17 лет.

Ли Тоу в IX веке сказал «в стране не пашется земля и есть голодные люди правят преступники».

Идет стремительное старение кадрового потенциала, проектно-конструкторской, технологичной и инженерной квалификации. Во многих городах и для многих заводов сегодня проблема взять на работу квалифицированного токаря, фрезеровщика, сварщика, инструментальщика, т.к. многие ПТУ и технологические факультеты ВУЗов после так называемого реформирования или перепрофилированы или закрыты.

Кроме того, гонящиеся за сверх прибылью новоявленные хозяева на селе и в промышленности, повсеместно нелегально и полулегально применяя почти бесплатный труд гостарбайтеров, вынуждают местные кадры, как перекати поле, выехать в поисках лучшей доли в крупные мегаполися, опять же на мало квалифицированный труд.

Производство сельхозтехники в России за последние 17 лет значительно уменьшилось. Так тракторов произведено в 2007 г. в 15 раз меньше, чем в 1990 и составило всего 14 тыс. шт. из которых для села всего около 7 тыс. шт., з/у комбайнов в 9,5 раза и составило чуть более 7 тыс., шт.; кормоуборочных комбайнов в 13 раз – всего 780 шт., плугов в 43 раза – всего 830 шт., сеялки в 11,6 раза – всего 4,4 тыс. шт., культиваторов в 25 раз – 4,2 тыс. шт. Доильных установок в 48 раз – всего 640 тыс. шт.

Даже элементарные бороны и другие простейшие с/х машины мы сегодня завозим из-за рубежа, чему очень способствует бескорыстная позиция МЭРТ - поглощенного бредовой идеей вступления в ВТО, снявшего все таможенные барьеры.

К примеру, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, в чьи обязанности входит введение защитных механизмов в случае возросшего импорта продукции, напротив, лоббирует интересы зарубежных производителей, заведомо ставя в неравные условия аналогичные отечественные компании. Под давлением США, МЭРиТ выступило инициатором отмены действующей ранее (до 30 июня 2007 года) специфической составляющей ввозной таможенной пошлины (в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя) на зерноуборочные комбайны.

В результате недальновидной политики экономического ведомства, импорт новых комбайнов вырос в два раза, участились случаи занижения таможенной стоимости (потери федерального бюджета в августе 2007 года – январе 2008 года превысили 258 млн.рублей), а доля производства российских машин на внутреннем рынке сократилась на 8%.

Подумайте, объем импорта с/х техники в России в 2007 году составил свыше 60 млрд. рублей, при объеме товарной продукции СХМ России – 52,4 млрд.рублей.

Рост импорта только по отношению к 2006 г. по тракторам 178%, причем тракторы импортируются из 12 стран (14 фирм – 150 моделей). З/у комбайнов – 169%, импортируются они из 13 стран – 86 моделей.

При том, что их цена в 3-4 раза выше отечественных аналогов, и основная их цена заложена в запчастях, которые в 10-15 раз выше, и это Российское село почувствует в ближайшие 3-4 года, не зря же на заводах форда ключевым лозунгом является «заключите со мной договор на обслуживание и я авто вам отдам бесплатно».

Так, во Франции объем производства в аналогичной отрасли 3,5 млрд. евро на 22 тыс. работающих (5,5 млн. рублей в год на 1 работающего); в корпорации «AGCO» – 5,5 млрд. долларов на 12,8 тыс. работающих (10,6 млн. рублей в год); в России – 580 тыс. рублей в год на 1 работающего.

Общеизвестно и научно подтверждено, что для эффективной работы агропромышленного комплекса России необходимо не менее 1 млн. тракторов средней мощностью минимум 250 л.с., комбайнов не менее        500 тыс. штук. Однако по государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., предусмотрено приобретение:

    • Тракторов – 176 тыс.шт. Это количество явно недостаточно, при том что на 2007 г. в парке имеется – 478 тыс.шт., из них к списанию – 335 тыс.шт.

Следовательно на 2012 г. останется в парке 179 тыс.шт.

    • Зерноуборочных комбайнов – 55,4 тыс.шт. Имеется в парке – 129 тыс.шт. – из них подлежит к списанию в ближайшее время 90 тыс.шт.

Следовательно на 2012 г. останется в парке 34,6 тыс.шт.

Необходимо предусмотреть приобретение за 5 лет как минимум: тракторов – 359 тыс.шт., зерноуборочных комбайнов – 90 тыс.шт.

Предусмотрена явно недостаточная энергообеспеченность:

2008 г. – 134 л.с. – 2012 г. – 168 л.с. При том, что по техническим нормам необходимо – 350 л.с. В 1990 г. было – 250 л.с.; Е.С. – 544 л.с.; Германия – 476 л.с.

Российские сельхозтоваропроизводители предпочитают приобретать более мощную, более производительную технику: тракторы – 300-500 л.с., зерноуборочные комбайны – 300 и выше л.с.

Из реализованных 35910 тракторов на рынке Российской Федерации в 2007 году, для АПК предназначено 16700 тракторов, из которых отечественного производства 7452. Зерноуборочные комбайны, из 7162 приобретенных для АПК, отечественные – 4542 и 2620 импорт.

Анализ мирового и российского опыта показывает, что обеспечение ускоренного экономического развития сельского хозяйства возможно только при участии Государства, обеспечении взаимодействия сельского хозяйства, промышленности науки и образования, направленном на разработку прогрессивных технологий, внедрения современных видов техники в серийное производство, а также подготовку высококвалифицированных кадров.

Задача внедрения высокоэффективных технологий и повышение производительности труда в сельскохозяйственное производство требует решения многих вопросов и активное участие всех нас, в этом деле (ученых, руководителей Департаментов Министерства, Россельхозбанка, Росагролизинга и других организаций).

Решение проблемы видится в участии государства в трех системных узловых позициях.

Первое. Государству вследствие системности проблемы остро необходимо принять меры по стимулированию институциональных процессов в сельскохозяйственном машиностроении. Сегодня оно раздроблено, не объединено единой политикой действий на рынке своих изделий. В настоящее время имеется две объединительные структуры – Ассоциативный «Союзагромаш» и ОАО «Агромашхолдинг». Вместе с тем многие десятки предприятий действуют на рынке самостоятельно, на «свой риск». Это ослабляет отечественного производителя машин, негативно воздействует на сельхозтоваропроизводителя. По этой причине не удается решить проблему производства конкурентной системы компонентов, сотни заводов регионального сельхозмашиностроения не могут освободиться от «многотемья», не представляется возможным сформировать сильную конструкторскую базу и экспериментального производства.

Таким образом, решение проблемы видится в формировании с участием государства мощной сельхозмашиностроительной корпорации, позволяющей объединить ресурсы на приоритетных направлениях машино-технологической модернизации сельского хозяйства. Для этого государство могло бы заинтересовать предприятия к объединительным процессам. Для этого, например, достаточно ввести субсидирование части стоимости техники, приобретаемой сельским хозяйством, например в размере до 20-25% ее рыночной цены, которая производится предприятиями сельскохозяйственной корпорации.

Этот принцип можно было бы распространить и при решении следующей проблемы.

Второе. Наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения, для решения проблемы машинно-технологического развития сельского хозяйства чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу услуг на селе, которая разрушена преобразованиями 90-х годов. Из-за неразвитости этой системы сельское хозяйство не может поднять свою эффективность и техническая готовность агрегатов ежегодно не превышает 70-80%. Есть реальная возможность объединить разобщенные предприятия технического сервиса под эгидой, например, ОАО «Росагроснаб», как систему комплексного логистического и машинно-технологического сервиса сельхозтоваропроизводителей. Без такой системы не удается эффективно освоить многие миллионы «заброшенных» земель, поддерживать в работоспособном состоянии интеллектуальную технику нового поколения, развивать систему кооперации в обслуживании сельского хозяйства и т.д. Экономической основой объединительных процессов могли быть принципы, которые рекомендуются для машиностроительной корпорации.

Третье. Следует разработать и принять Федеральную целевую программу «Развитие машиностроения для АПК». Главные позиции программы: расширение масштабов участия государства (совместно с бизнесом) в создании и организации производства техники нового поколения.

  • Утвердить механизм субсидирования 2/3 ставки по кредитам до 5 лет организациям сельскохозяйственного машиностроения на проведение технического перевооружения;
  • Снизить ставку страхового тарифа для предприятий сельскохозяйственного машиностроения с 5% до 2,5%. Отменить льготу по уплате таможенных платежей при импорте сельхозтехники в качестве вклада в уставный капитал;
  • Увеличить финансирование и количество конкурсов, проводимых государством на разработку новой современной российской сельхозтехники (машины для животноводства и кормопроизводства, колесные тракторы, зерноочистительное оборудование и проч.);
  • Содействие государственному финансированию создания промышленно-образовательных комплексов на базе действующих организаций сельхозмашиностроения в рамках нацпроекта «Образование»;
  • Повышение таможенной защиты по сельхозтехнике, аналоги которой производятся в Российской Федерации.

Убежден, что реализация высказанных положений станет новой вехой в развитии национального продовольственного комплекса.

 

Благодарю за внимание!

 

Депутат

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации        Н.В. Коломейцев

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.