Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Одним из завершающих аккордов истёкшей весенней сессии Госдумы стало обсуждение денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) России. Вопрос серьёзнейший. От того, как распорядится банк денежными накоплениями, зависит экономическое здоровье страны.
Оно, как известно, не в лучшем состоянии. Но это не омрачает настроения председателю ЦБ РФ Сергея Игнатьева. Он доволен, что золотовалютные запасы ЦБ растут — к концу июня составили 406,6 млрд долларов, Стабфонд приближается к 3 трлн руб. Как говорится, деньги есть. И этому стоило бы порадоваться. Страна очень нуждается в деньгах. Коммунисты постоянно выступают за финансовое замещение экономики. Но главный банкир дал понять депутатам, что выпускать денежные средства из банковских рук не намерен. Такова особенность проводимой в РФ денежно-кредитной политики. Так же, как министр финансов А.Кудрин, Игнатьев считает своей основной задачей борьбу с инфляцией, ростом курса рубля по отношению к доллару, контроль за денежной массой, находящейся в обороте (агрегат М-2), которая, несмотря на усилия ЦБ, увеличивается и в 2007 г. может вырасти на 37-39%. А это для господина Игнатьева оборачивается большими хлопотами в неустанном сражении с инфляцией. Он поддерживает методы Кудрина по стерилизации денежной массы.
Нетрудно было заметить, глава ЦБ не отличается своеобразностью мышления и широтой фантазии в выстраивании денежно-кредитной политики. Прогнозы, как и в предыдущие годы, Игнатьев плотно увязывает с ценами на нефть. На годы бюджетной трёхлетки Игнатьев "разработал" три варианта прогнозирования платёжного баланса: на случай, если цена будет 39-44 дол. за баррель, или — 50-55 дол. за баррель, или — 62 дол. за баррель. Когда главу ЦБ спросили, почему его прогноз не только суженный, но очень приблизительный, Игнатьев ответил, что не знает точно, какими будут цены на нефть. И вслед за Кудриным, не задумываясь, пообещал выполнить задачу по снижению инфляции за трёхлетку до 4—5,5 процента в год. А в 2007 г. инфляция, считает Игнатьев, будет не выше 6,5—8 процента.
Коммунисты убеждены, что такой уровень инфляции будет нарисован на бумаге, а реально она поднимется значительно выше. Как можно в текущем году удержать инфляцию на обещанном уровне, если она уже за полугодие, по официальным подсчётам, составила 5,7%, а товары продолжают дорожать? Особенно резко, на 12,2%, вздорожала плодоовощная продукция. А ещё имеют место растущие тарифы на услуги ЖКХ, на газ, электроэнергию, продукты питания. О состоянии реального сектора экономики как нельзя лучше говорят такие данные: экспорт РФ вырос всего на 4%, а импорт — на 39%. Разрыв между этими показателями из года в год увеличивается. Это ли не оценка воздействия на экономику РФ пассивной политики ЦБ?
"Нас постоянно держат в состоянии 10%-ной инфляции, хотя Россия имеет в избытке свои нефть, газ, электроэнергию, уголь", — громко полемизировал с Игнатьевым Николай Кондратенко. Депутат-коммунист считает, что в стране умышленно проводится политика отсечения денежной массы от производственной сферы. Потому что как только страна начнёт производить свои товары, инфляция тут же пойдёт на спад. А этого как раз и не хотят допустить ни Минфин, ни ЦБ. Кондратенко припомнил недавнюю встречу с Уго Чавесом, который делился, до чего американцы довели экономику Венесуэлы. Это же ждёт и Россию, считает Кондратенко, потому что нашей стране насаждается такой же бесперспективный экономический курс.
Детальную оценку денежно-кредитной политики ЦБ РФ даёт депутат думской фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Николай САПОЖНИКОВ.
— Николай Иванович, в чём особенность данной финансовой политики?
— На протяжении последних лет наших граждан убеждают в том, что с приходом к верховной власти В.Путина в России начался отход от политики ельцинизма. На самом же деле денежно-кредитная политика, которая определяет социально-экономическое развитие нашего государства, не претерпела никаких изменений со времён Гайдара. Опирается она на лучшие традиции монетарной теории, когда государству отводится роль "ночного сторожа" при экономике, когда его влияние на экономические процессы ограничивается регулированием количества денег, находящихся в обращении. Эту преемственность подтвердил председатель ЦБ С.Игнатьев.
Сценарий макроэкономического развития России, построенный ЦБ показывает, что правительство и Центробанк всё глубже садятся на нефтяную иглу. Как будто нельзя выстроить прогрессивную модель денежно-кредитной политики, опираясь на собственную производственную базу, на свои производительные силы.
Денежно-кредитная политика ЦБ не стимулирует наше отечественное производство, не создаёт условия для наращивания объёмов производства, создания новых рабочих мест, повышения заработной платы. В итоге наш внутренний рынок замещается в основном импортом. Это выгодно странам, которые везут нам свои товары, но невыгодно нам.
Эта денежно-кредитная политика спровоцировала возникновение такого крайне опасного для нас явления, как рост внешних финансовых обязательств. Это уже не прямые государственные долги, которые в своё время наделал Горбачёв, а страна потом их выплачивала многие годы. Теперь речь идёт о займах частных компаний в иностранных банках. В этом году произошёл скачок роста таких финансовых обязательств, другими словами, внешних долгов.
— Чем они опасны?
— Деньги заимствуются не некто Ивановым или малыми предприятиями, производящими макароны. Заимствуют крупные компании с участием государства, такие как Газпром, Роснефть и им подобные. Прирост внешних финансовых обязательств интенсивно увеличивается. В этом году по сравнению с первым кварталом 2006-го их объём возрос в 2,3 раза и составляет 43,8 млрд. долларов США. К сожалению, Игнатьев обходит своим вниманием этот вопрос. Но такие огромные заимствования могут привести к очень негативным последствиям.
— Каким?
— Например, в случае девальвации рубля эти компании не смогут исполнять свои обязательства перед заёмщиками. Тогда за них придётся всей стране расплачиваться из государственного бюджета. Допустим, "Газпром" в результате падения рубля не сможет платить по долгам. Что нам его банкротить? Как людей оставить без газа? Не распродавать же газпромовскую инфраструктуру!
— И велика опасность девальвации?
— Могу сказать, что сегодня разговоры о девальвации рубля участились. На мировых финансовых рынках нестабильность, это может привести к обесценению денег в любой момент. Все помнят кризис 98-го года. Он начался в Юго-Восточной Азии, накрыл Японию и добрался до России. Такая угроза существует и сегодня.
Её создаёт и нестабильная обстановка в мире. Идут войны. Их количество сейчас трудно сосчитать. Воюют на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке… Войны пожирают гигантские финансовые ресурсы. США, обладающие на данном этапе самой крупной в мире экономикой, имеют гигантский внутренний долг, до 10 трлн. долларов. То количество долларов, которое обращается в мире, не подкреплено золотовалютными запасами национальной резервной системы США. Это фиктивные деньги. Они могут отреагировать самым негативным образом, когда угодно. Не секрет, и этим хвалился сам Сорос, что кризис в Юго-Восточной Азии спровоцировал он. Т.е. один человек, финансовый спекулянт, сумел запустить вот этот страшный маховик… А финансовая система России сегодня тесно связана с американской финансовой системой. Золотовалютные запасы Центробанка РФ, Стабфонд находятся за рубежом. Думу проинформировали, что произошла диверсификация, средства размещены в долларах, евро и небольшая часть — в фунтах стерлингах.
— Но в Основных направлениях государственной денежно-кредитной политики, представленных ЦБ, нет ни слова об этих рисках.
— Этот документ отличается, я бы сказал, убогостью прогнозирования. На чём ЦБ основывается? На ценах на нефть, которые неизвестно откуда взяты: 44 дол. за баррель, 53 дол., 62 дол. за баррель, тогда как сейчас стоимость барреля перевалила за 70 дол. США. Такого же уровня прогноз ЦБ по инфляции — якобы она снизится до 5% к 2010 году. И тут же в бюджетной трёхлетке закладывается рост цен на газ в 2,78 раза по отношению к нынешним ценам. Это требование ВТО — выйти РФ на мировые цены на газ. Минфин и ЦБ подстраиваются под эти требования. На 65% закладывается рост цен на ЖКХ, будут расти цены на все энергоносители. Это не позволит удержать инфляцию в 5%. Газовая составляющая "сидит" в цене почти любого товара. Цены на услуги ЖКХ воздействуют непосредственно на доходы потребителя.
— Складывается некий замкнутый круг…
— Да, именно так. Потому что нынешняя денежно-кредитная политика исчерпала себя. Она исходит из одних монетаристских способов борьбы с инфляцией. ЦБ, Минфин ограничивают денежную массу путём изъятия денег, переводом долларов в рубли, стерилизацией. Но подавляющее большинство специалистов, учёных убеждены, что в основе инфляции лежат тарифы естественных монополий на нефть, газ, электроэнергию, ЖКХ. Они, взвинчивая цены на свои товары и услуги, раскручивают инфляцию.
Вот такая тупиковость. Она уже очевидна всем. Проводимый курс и в денежно-кредитной политике, и в экономике нужно менять. На этом настаиваем мы, депутаты фракции КПРФ.
— Пойдёт ли власть на смену курса?
— Думаю, нет.
— Нам обещают, что бизнес вот-вот станет социально ответственным…
— У нас налицо — полная безответственность бизнеса. По своей инициативе олигархи никаких социальных проблем не решают. Ждут, когда государство реализует национальный проект "Здоровье". А где участие бизнеса? Или нацпроект "Агропромышленный комплекс". Государство хоть что-то вкладывает, а бизнес где?
Однако же нынешняя власть не хочет и не будет ссориться с бизнесом. Та же проводимая в РФ денежно-кредитная политика — своего рода охранная грамота для олигархов. Такой серьёзный документ, как работа ЦБ в области денежно-кредитной политики государства, на базе которой выстраивается вся экономическая политика страны, бюджетная политика, — рассматривается в Госдуме формально, для галочки. Такой порядок ввела "Единая Россия". Заслушали доклад Игнатьева, дали по 3 минуты от каждой фракции выступить, приняли всё к сведению, и — вперёд. Никакого анализа, предложений, никакой дискуссии. Это не парламентская работа, а худший образчик чиновничьего формализма.
К тому же доклад Центробанка о проводимой в стране денежно-кредитной политике не имеет никакой юридической силы. Это не закон и даже не постановление, а некий документ, который мы заслушали и приняли к сведению. Кто эту политику вырабатывал, кто её продвигает и почему — никто не поясняет даже депутатам, что уж говорить о простых гражданах! Нас в справочно-явочном порядке знакомят с проводимой в стране кредитно-денежной политикой, а вырабатывают её где-то кулуарно, не давая никому из членов общества выражать свою точку зрения и тем более влиять на эту деятельность.
Игнатьева упрекнули, что он прогнулся перед Минфином. Глава ЦБ отрицал, ссылался на самостоятельность совета директоров банка. Но ни у кого не вызывает сомнения, что идеолог этой финансовой политики, конечно же, министр финансов Кудрин. Он же по совместительству — председатель национального банковского совета. Он дёргает за ниточки банкиров, с его ведома и при его личном участии формируются основные направления денежно-кредитной политики в РФ и с помощью Центрального банка проводятся в жизнь.
— А народу всё тяжелее и тяжелее. Что делать?
— Будущее России за социализмом. Стране нужна индустриализация на базе технологий ХХI века. Для этого необходимо провести индустриализацию, все ресурсы должны находиться под государственным контролем, чтобы они работали на народ, а не на абрамовичей. Тогда и денежно-кредитная политика будет другой. Тогда все увидят, что в стране нет лишних денег.