Г.А.Зюганов в "Правде": Нужна левоцентристская политика с опорой на советский опыт
Выступление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в эфире телеканала «Россия 24» привлекло внимание многих телезрителей. Телеканл повторил его в эфире вечером 26 июля. Это и понятно, вопросы ведь затрагивались насущнейшие. Готова ли Россия ко второй волне кризиса? Куда ведёт нынешний курс Путина? Почему КПРФ выступила в защиту православия от нападок и поношений ультралибералов? Что предлагают коммунисты? Какая команда способна реализовать политический курс КПРФ?
Геннадий
Андреевич
В связи с многочисленными просьбами читателей «Правды» публикуем сокращённое изложение этого телеинтервью.
— Будет ли, на ваш взгляд, вторая волна экономического кризиса?
— Она уже идёт довольно мощно, накроет и нашу любимую, многострадальную Россию. Сегодня ещё никто не знает, чем закончится этот кризис. Одни ищут выход на пути военных авантюр, и мы это видим — и в Сирии, и в Ираке, а завтра, возможно, в Иране. Мы видим, как банкиры пытаются уйти от нормальных налогов. Допустим, Обама пытался залатать свой кризис мощными финансовыми вливаниями, не справился, сейчас снова включили станок для печатания денег. Европа не справляется, финансовый крах в Греции, на подходе — Португалия, Испания, лихорадит Италию, с юга этот кризис полез на север, сбавила обороты Германия, трещат банки даже в Люксембурге, чего никогда отродясь не было. Стала медленнее работать экономика всей Азии, стагнирует Япония, Китай сбавил темпы. То же самое в Индии и других странах. Общий вывод: на пути финансовых вливаний нет выхода. У нас положение хуже губернаторского. Почему? Потому что на 70% наш бюджет формируется на доходы от нефти и газа. Если экономика в Америке свёртывается, в Европе свёртывается, в Азии свёртывается, то это значит, что такого объёма нефти и газа, который мы им продавали, сейчас им не нужно. Это означает, что цена на нефть может падать, даже Минфин говорит, что может падать до 60 долларов. А это значит, что у нас все статьи бюджета разваливаются практически разом.
Отсюда мы должны сделать далеко идущие выводы. Встраивание нашей экономики в хвост дяди Сэма не оправдалось. И если дальше будем продолжать эту политику, превратимся в сырьевой придаток.
Развивайте свою экономику, делайте её самостоятельной, независимой. Для этого ресурсы у нас есть, и колоссальные. А вы развиваете только нефтегазовый сектор, а всё остальное ломаете, распродаёте. Я внимательно прочитал Бюджетное послание Путина и то, что несколько дней назад приняло правительство. С одной стороны, у Путина в этом послании много нового. Он выстроил иерархию приоритетов, что, на мой взгляд, полностью совпадает с нашей программой. Но тогда и бюджет стройте новый. Трёхлетний бюджет уже действует, его подписали и Путин, и Медведев. Он предполагал на четверть увеличение в год выборов социальных расходов, но одновременно свёртывает всё на ближайшие три года, сокращает на 700 миллиардов. Вот если и дальше пойдёт зажимание всех тех, кто работает, думает, изобретает, начиная от науки, здравоохранения и сельского хозяйства, то впереди нас ждёт очень мрачный период жизни.
— Закончилась весенняя сессия Госдумы, есть время для того, чтобы отдохнуть и подготовиться к осенней сессии. Как вы будете проводить отпуск?
— Мы сейчас очень тщательно готовимся к проведению XV съезда, к 20-летию КПРФ. Мы недавно провели пленум по укреплению первичного звена партии. Первичка наша стоит на дружбе, справедливости, уважении к труду, на этом вся жизнь держится. Наша задача — укрепить это звено, и прежде всего за счёт молодых, талантливых кадров. Мы за лето проведём во всех субъектах Федерации встречи с молодёжными лидерами, организуем их учёбу и подготовку. Мы развёртываем школу молодых лидеров, только что провели встречу в Северной Осетии, привезли туда молодёжные коллективы со всех республик, классную самодеятельность. Ведь у нас очень много талантливых людей. Лето будет бурным, интересным.
— Геннадий Андреевич, в предыдущие годы вы были в горах во время своего отпуска, ездили по стране, как в этом году сложится география вашего отдыха?
— У меня будет традиционная поездка на родную Орловщину. 5 августа день освобождения Орла. В честь Орла и Белгорода прозвучали первые салюты Родины. На Орловско-Курской дуге сломали хребет фашистскому зверю. Вообще говоря, от Орла после войны уцелел один дом, капитальная постройка, над которой водрузили флаг. Иван Христофорович Баграмян, который открывал там Вечный огонь, а я там устанавливал первый комсомольско-пионерский пост, мне сказал, что, когда освобождали Орёл, он был в восторге от мужества и храбрости советских солдат. Вся страна восхищалась. И он всегда, когда приходило пополнение, а батальона на три боя хватало, спрашивал: «Сколько русских?» Я спросил: «Почему?» Он сказал, если русских было менее 50%, часть была небоеспособна. Без русского языка, русской культуры, русского плеча, русской истории, русского патриотизма невозможны наши общие победы. Я обязательно съезжу на родину поклониться тем святым местам, встретиться со своими студентами. Мы, с кем вместе учились, встречаемся в эти дни. Это вообще прекрасная традиция.
Одновременно у нас пройдут молодёжные встречи, семинары, я планирую участвовать в них вместе с Афониным — это наш молодёжный толковый лидер. У нас развиваются прекрасные молодёжные лидеры. Мы вместе проведём школу молодых талантливых политиков.
— Геннадий Андреевич, 12 лет назад, в 2000 году, вы написали книгу, она называется «Постижение России». Произошло ли что-нибудь за эти 12 лет, что вас удивило?
— Почему я писал эту книгу? У каждого народа есть своя судьба и опора, на которой и мы стоим. Национальная идея, мы её давно выстрадали, она не придумана. Она рождается в боях, походах, победах, поражениях, она в крови у каждого человека. Без сильного государства нас давно бы смели. Когда у нас звоном колоколов блистала Киевская Русь, Германии и в помине не было, Америку ещё не открыли. Без справедливости невозможно жить на этой земле. Эти четыре опоры уже рушатся, растаскиваются. Кажется, уже наелись, нас кризис перевоспитал, нельзя жить, присосавшись к нефтегазовой соске. Половину нефти и газа истопили, но у нас есть три главных ресурса (у меня в книге есть об этом специальный раздел) возобновляемых — это чернозёмы, пресная вода и лес. Мы без ущерба для природы при глубокой, умной переработке леса можем зарабатывать в год сто миллиардов долларов. Мы можем построить сотни заводов, а вы везёте лесоматериалы бог знает откуда. Угробили все леспромхозы, было 70 тысяч лесников, оставили считанные единицы, некому делянку провести, не знают дорогу туда. У нас лучшие чернозёмы в мире, мы на своих чернозёмах вместе с Украиной и Белоруссией могли бы кормить 700 миллионов человек отборными продуктами. А мы половину дряни завозим, начиная от Новой Зеландии до Аргентины. У нас с вами тонна чистой отборной воды стоит дороже, чем тонна отборного бензина, и вода будет дорожать, удваиваясь в цене каждые пять лет. Уже каждому четвёртому не планете не хватает стакана чистой воды и куска хлеба. Вложите сюда, поддержите своё производство, постройте его так, чтобы были свои коллективные хозяйства, фермеры, все формы хозяйства на земле, дайте нормальные энергоносители. Я говорил Медведеву, ну как мы можем с кем-то конкурировать, если киловатт электроэнергии у нас стоит дороже, чем в Европе? Дороже, чем в Канаде и Норвегии? Если литр солярки стоит 30 рублей? Мы никогда из этого не вылезем. А ведь всё это уже можно было сделать. Когда открываешь бюджет, думаешь, кто же это их загипнотизировал? Кто закодировал? Но разве можно вылезти из этого дерьма с реформой образования по Фурсенко? Или с военной реформой по Сердюкову? Взорвал 42 склада! Самолёты, танки, ракеты без боекомплектов — это дорогие игрушки.
— А постичь Россию можно?
— Можно, можно! Ну, «умом Россию не понять», вы знаете это выражение, но можно и нужно. Я как-то в беседе с Медведевым сказал, что Россией можно управлять, если от Калининграда до Чукотки вы знаете, как реально живут люди. Невозможно управлять, зная только Москву, Сочи и Париж.
Собрать русский мир в его духовности. Вместо того, чтобы копать могилы на Красной площади, Мединскому нужно было срочно внести предложение: издать сто томов русской классики, чтобы она была в каждой школе. А у нас в школах за последние десять лет ни одной книжки не получали. И удивляются, почему Сильвестра Сталлоне знают, а наших Поддубного, Заикина, суперклассных богатырей не знают. Гагарина забыли.
Ещё раз говорю, сильное государство не может быть без справедливости, без высокой духовности. А сейчас накат на православие идёт сильнее, чем вчера на КПРФ и Советскую власть.
— Многих удивляет, что коммунисты и вы, в частности, вступились за Русскую православную церковь.
— Я вам могу сказать, что у меня есть все священные книги, я изучал Библию, я писал научные работы на эту тему. Для меня, молодого человека, было открытием, что библейские заповеди и Моральный кодекс коммунистов совпадают. Открываем послание апостала Павла к фессалоникийцам, там написано: кто не работает, то и не ешь. Открываем Кодекс строителя коммунизма, там написано: кто не работает, тот и не ест.
Мои предшественники хотели построить царство небесное на земле. Считаю великим подвигом попытку поставить превыше всего труд, справедливость, знания, гуманизм. Да, было много ошибок, были и преступления. Но эти светлые идеалы, они заложены во все мировые религии, они и сегодня стучатся во все двери. Почему душат сегодня православие? Я в книге писал: вслед за погромом Советской власти примутся обязательно за православие и за армию.
— Партию ждёт серьёзное переформатирование?
— Мы серьёзное переформатирование ведём все последние годы. Пришла плеяда молодых, талантливых лидеров. У нас кандидаты в ЦК партии в основном молодые люди. Сейчас идут перевыборы, мы требуем, чтобы избирали молодых. У нас в ходе выборов 11 с половиной тысяч человек стали депутатами. Много молодых, ярких, талантливых, убеждённых, очень интересных.
Вот что мы предлагаем нации и государству. Подготовили программу реальной модернизации, создания народных предприятий, Правительства народного доверия, программу вывода страны из кризиса. Не случайно за нас голосовали молодые люди.
Все наукограды за нас проголосовали, наиболее умная, образованная публика, люди, которые смотрят в будущее. Нобелевский лауреат Жорес Алфёров почему в нашей фракции? Потому что, по его словам, это единственная фракция, которая всегда голосует за науку и образование. Полноценная современная фракция. Кто возглавляет ведущую комиссию по новой энергетике? Жорес Алфёров. Кто создал лучшую школу математиков, физиков? Он отдал на это половину своих средств из Нобелевской премии. Кто сегодня занимается природными ресурсами, их использованием? Академик Владимир Кашин. Кто занимается реформой образования? Мельников, Смолин, Плетнёва, Останина — люди, блестяще знающие образование. Кто занимается армией? Адмирал Комоедов, командовал Черноморским флотом. Это люди, прекрасно подготовленные. Кто занимается внутренней политикой? Харитонов, один из самых опытных депутатов, который по одномандатному округу избирался, сейчас депутат от Кубани. Я заинтересован, чтобы такого уровня люди пополняли наши ряды. Уверяю вас, в ближайшее время будет модернизация не только экономики, всей политической системы.
— В каких условиях пройдут выборы в октябре?
— У нас продолжают работать предвыборные штабы в Москве.
Что касается нашего кандидата на Брянскую область, мы Вадима Потомского туда отправили, 40 лет, грамотный, крепкий, профессиональный, опытный человек. Потомский — реальный кандидат, который может победить в Брянске на честных выборах, не мешайте и не злобствуйте, будет всё в порядке. Он готов уже сегодня представить программу возрождения области по всем ведущим отраслям. У нас эту область курирует Пётр Романов, один из самых опытных депутатов, директор крупнейшего комбината в Красноярске, был сенатором, зампредом Думы, великолепно знает промышленную политику, военно-промышленный комплекс, а Брянск — один из центров в этой отрасли. Вот вместе бы и показали, что можно работать и развивать.
У нас везде есть хорошие кандидаты. В Рязанской области Федоткин, первый секретарь, депутат с опытом, со стажем. У нас есть талантливые женщины и ребята, кандидатуры рассматриваем, на днях кадровая комиссия внесёт свои предложения. У нас везде очень хорошо работают кадровые комиссии. Это ведь не просто — быть губернатором, это очень сложно и ответственно. Когда в мэры идут люди, которые ничего в жизни не построили, я с улыбкой смотрю на них. Я был самым молодым в стране вторым секретарём горкома, мне было 28 лет, первый орден я получил за «орловскую непрерывку». У меня учитель был гениальный — Иванов Альберт Петрович, позже Министерством коммунального хозяйства командовал. Вот он меня учил, как надо работать на объектах, на школе, на театре, на институте культуры, на руководстве комиссии по чрезвычайным положениям. Но я не только этим занимался, но и силовыми ведомствами, торговлей, это школа, без которой невозможно нормально управлять ни городом, ни областью.
— Во Франции Николя Саркози признал своё поражение на президентских выборах спустя 20 минут после того, как были объявлены предварительные итоги. Как я понимаю, вы до сих пор не признаёте своё поражение в президентской кампании. Почему?
— Во Франции были выборы, а у нас выборов нормальных не было. Они нарушались сплошь и рядом. Об этом все знают, и не надо тут лукавить. Поэтому я сказал, что достойных выборов не было. Что такое честные и достойные выборы? Это соперничество программ, чего у нас не было. Это публичные дебаты, я смотрел их во Франции, у нас и намёка не было. Это обязательное сопоставление команд, я обнародовал свою команду, а мы не знали, кто будет против нас.
Мы предложили не удалять ни одного наблюдателя. Мы настаивали на том, чтобы был нормальный пересчёт. Отказали. Поэтому, если нет демократических, честных выборов, то и поздравлять кого-либо нет смысла. Я за то, чтобы выборы были полноценные и достойные.
У Путина есть сейчас время многое поправить. Но тогда нужно прежде посмотреть на кадровый состав. С таким министром обороны ничего поправить нельзя. С такой образовательной политикой ничего сделать невозможно. С такими нанотехнологиями, которые Чубайс возглавляет, никакие открытия делаться не будут. С таким отношением к сельскому хозяйству нельзя прокормить страну. Знаете, сколько будут по долгам платить в этом году? 360 миллиардов, плюс 80 прибавляйте в следующем, ещё 80 в следующем — почти 500 миллиардов. Больше, чем всё образование и здравоохранение стоят.
Как управляют сегодня эти эффективные собственники — посмотрите на примере «Хромой лошади», «Распадской», Крымска и Саяно-Шушенской ГЭС.
Мы провели почти двадцать мощных акций протеста, какие-то определённые выводы власть из них сделала. Ну и надо иметь в виду, выборы мэра — это прежде всего выборы человека-специалиста. И если вы не умеете хозяйством заниматься, если вас люди не знают, вы можете обещать что угодно, вас не выберут. И подтасовки особо не сработают. Поэтому надо организовывать выборы честные и достойные. Чтобы во власть приходили грамотные люди.
Что касается местных властей, то там многие люди, умеющие управлять, сохранились, и они уберегли страну. Но их вынудили, заставили заниматься фальсификациями. Я надеюсь, что всё-таки целый ряд наших предложений по ремонту законодательства и по массовому контролю, особенно после манифестаций, которые прокатились по стране, будут приняты, и мы тут готовы объединяться с кем угодно, чтобы контролировать такого рода действия.
— Вы уверены, что выборы 14 октября будут максимально честные и чистые?
— Я живу в этом мире и знаю, с кем дело имею. Понимаете, не могут быть выборы честными в коррумпированной насквозь стране. Где продаются и покупаются все должности. Где после таких жутких аварий ни один начальник не ответил. Честными выборы могут стать при условии, если законодатели будут контролировать исполнительную власть, но этого нет. Если исполнительная власть будет регулярно отчитываться перед избирателями и законодателями, но этого и близко нет. Если будет прозрачный бюджет.
Кстати, вот пройдёт встреча с Медведевым по бюджету, я подготовил предложения, как сделать электронную версию бюджета, чтобы каждый человек мог войти и посмотреть.
Вот если бы люди посмотрели, как выполняются статьи по обеспечению водного хозяйства страны в текущем году, после жуткой катастрофы в Крымске, они бы ахнули — на треть не выполняются. Предполагались гидрологические посты на каждой речке, всё убрали, экономят. Приходится расчищать завалы у каждого моста, там всё превратилось в сплошные плотины. Крымск стоит на ровном месте, там не может быть волны, если ты её рукотворно не создал. И там в 2002 году были все предписания сделаны, но ни одна собака не шевелилась и ни один начальник ничего не сделал.
— Геннадий Андреевич, вы начали интервью в философском ключе…
— Да, и в философском надо и закончить. Я вам напомню, жил такой Клаузевиц, один из авторов военной доктрины. Он, кстати, участвовал в войне вместе с армией Кутузова. И когда он увидел, как борется наш народ с наполеоновскими захватчиками, он высказал интересную мысль, её надо и сейчас иметь в голове. Он сказал, никогда в истории, ни сегодня, ни в последующем, невозможно победить Россию, если власть и народ будут в единстве. Можно справиться при условии, если власть отделится от народа.
Горбачёв со своей камарильей отделился от партии и народа, Ельцин пропил здоровье и всё остальное. И вот сегодня власть предпринимает ряд вещей, которые не объединяют с народом, а отдаляют от него.
Из истории надо делать выводы. Несмотря на трудности, Гражданскую войну, перекосы, репрессии, всё-таки перед 1941 годом народ и власть были едины. И справились с таким супостатом, который за несколько месяцев разгромил всю хвалёную Европу.
Так вот, очень важно, выбираясь из кризиса, помнить, что надо принимать решения, которые власть не отдаляют, а приближают к народу. Власть должна выражать интересы людей труда, а не своего клана, не олигархии, которая держит деньги в офшорах (детки там, клубы, яхты), а сюда ездит на шабашку.
Надо помнить, что наступает момент, когда всё, что мы за тысячу лет отвоевали и двести лет назад отбили от Наполеона, потом от Гитлера, должно служить каждому человеку. Но для этого надо проводить новый финансово-экономический курс. Он вызрел. Нужны левоцентристская политика и обязательно опора на свою историю, и обязательно советскую, это вершина нашей цивилизации, опора на дружбу народов, на все наши верования, традиции, обычаи, на классное образование, на великую науку, на наших уникальных подвижников, героев, учёных, талантливых полководцев, это даст результат.
Я надеюсь, что мы подошли к тому рубежу, когда наши победы и подвиги будут нам служить маяком.