«Правда»: Профсоюз рабочего не пощадит
Против «семейного подряда» в стенах Академии труда и социальных отношений (АТиСО) выступают её студенты и преподаватели. Смещение «без объяснения причин» ректора академии всколыхнуло общественность.
Утром в пятницу, 26 июня, здание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), расположенное на Ленинском проспекте Москвы, напоминало приготовившуюся к обороне крепость. По его периметру и во дворах близ стоящих домов кучковались милиционеры, за железным забором внутреннего двора стоял автобус с омоновцами. Против кого же были выставлены эти внушительные и мощные силы? Против юношей и девушек, студентов Академии труда и социальных отношений (АТиСО).
В интернете появилось сообщение, что в этот день они намереваются прийти к председателю ФНПР Михаилу Шмакову и членам исполкома организации с петицией, в которой выражается их протест против грубого вмешательства в жизнь учебного заведения - увольнения ректора Алексея Шулуса. И они пришли. Собравшись за два квартала до штаб-квартиры «самого главного профсоюза страны», ребята развернули плакаты. Тут их и «атаковали» журналисты. Главный вопрос: что же такое произошло, что вызвало острую реакцию, выплеснувшуюся в спонтанную акцию на улице столицы?
- Выступление Михаила Викторовича Шмакова на вчерашней, 25 июня, конференции трудового коллектива и студентов академии. Никогда бы в жизни не поверила, если бы не услышала своими ушами, что руководство профсоюза на основе какой-то анонимки может оскорбить и уволить заслуженного человека, ректора нашей академии, доктора экономических наук профессора Алексея Апполинарьевича Шулуса»,- сказала журналисту «Правды» студентка, назвавшаяся Верой.
Впрочем, разговоры были недолгими, ребята пошли к зданию бывшего Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), ныне известному в народе как «дом Миши Шмакова». Но шли недолго: за квартал до этого самого дома дорогу им перекрыли омоновцы, которые грубо вырвали из рук студентов плакаты, разорвали их, а затем, посадив в автобус шесть студентов, увезли их в «околоток», с остальными начали «работать» милиционеры, уговаривая разойтись.
Отметим, что это событие произошло в знаменательный для Академии труда и социальных отношений год ее 90-летия. В марте 1919 года была создана прародительница АТиСО - Инструкторская школа, позднее она была переименована в Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС имени Н.М. Шверника, а нынешнее название академия носит с 1990 года. В ней ведется обучение по 11 специальностям высшего и 12 программам дополнительного профессионального образования на семи факультетах. Одновременно учеными академии разрабатываются разные направления соцэкономики - науки о воспроизводстве человеческих ресурсов как главной производительной силы общества.
Свой юбилей академия торжественно отметила 26 марта. В празднестве принял участие и председатель ФНПР М. Шмаков. Тогда он дал высокую оценку работы как самой академии, так и ее преподавательского состава. Но не прошло и двух месяцев, как вокруг академии и ее ректора Алексея Шулуса завертелась такая история, которая вызвала шок и у преподавателей, и у студентов. В академии заговорили о том, что руководство ФНПР готовит ее «внутренний рейдерский захват». Что же послужило поводом для столь серьезных опасений?
Всё началось с того, что в академию прибыли представители ФНПР и изъяли около 150 финансовых документов якобы для проверки ее финансово-экономической деятельности. Отметим, что академия действует на основе устава, который хотя и был принят Исполкомом ФНПР не так давно - 21 марта 2006 года, но уже нуждался в обновлении. Ученые академии разработали такой документ, и на конференции трудового коллектива (высший орган ее управления) 28 августа прошлого года он был принят.
Руководство ФНПР почему-то не спешило с его утверждением, а 28 мая нынешнего года внесло на рассмотрение ученого совета АТиСО свой проект нового устава. Члены совета отметили в нем «существенные расхождения» со своим проектом по 10 ключевым вопросам, зафиксировали серьезные противоречия с действующим законодательством, фактически отвергнув, но признав необходимость продолжения «совместной работы».
Комиссии ученого совета в составе 11 человек, включая ректора А. Шулуса, было поручено «обеспечить тесное взаимодействие с представителями учредителя для конструктивного согласования возникающих вопросов». Шестым пунктом решения совета говорилось о необходимости «увязать мероприятия по подготовке новой редакции устава с разработкой договора между учредителем и академией в соответствии с требованиями действующего законодательства». Решения ученого совета были одобрены 22 июня участниками конференции АТиСО. А 24 июня на заседании Исполкома ФНПР ректора АТиСО А. Шулуса уволили по параграфу 2 статьи 278 Трудового кодекса, по сути, самому подлому - без объяснения причин.
Наверное, у кого-нибудь возникнет вопрос: почему он подписал это решение Исполкома? Понять ректора можно. На заседание его пригласили, но в зал, где проходило это таинство, не пустили. Представьте себе состояние этого человека - заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора, уважаемого коллегами-преподавателями и любимого студентами и аспирантами. Он, надо полагать, ожидал, что с ним будут говорить о новом уставе академии, ее взаимоотношениях с учредителем, а вместо этого его, как ударом дубинки по голове, ошарашили сообщением об увольнении, да еще и «без объяснения причин». В такой ситуации растеряться может любой человек. Не на это ли и рассчитывал М. Шмаков со своими подручными?
Сообщение об увольнении ректора всколыхнуло преподавателей и студентов. 25 июня в АТиСО открылся очередной этап конференции, начатой 22 июня. На нее приехал и председатель ФНПР М. Шмаков, чтобы, по его словам, «встретиться с коллективом и объяснить мотивы решения Исполкома ФНПР об увольнении А. Шулуса». Но делать это не спешил, понадобилось несколько прямых обращений присутствовавших, чтобы он «раскололся». Оказывается, «президенту, премьеру, спикеру Госдумы» и еще по многим адресам, включая, естественно, и ФНПР, было направлено письмо о финансовых безобразиях в АТиСО. Как свою большую заслугу Шмаков представил то, что ему удалось со всеми этими высокими инстанциями договориться: разберемся, мол, сами. Под нажимом зала признал, что письмо без подписи, то есть анонимка. Признал М. Шмаков и то, что затеянная ФНПР финансовая проверка еще не закончена. Эти слова вызвали бурю негодования зала, что понятно: по анонимке еще ничего не доказано, а столь грубые в отношении А. Шулуса оргвыводы уже сделаны. Посыпались вопросы: мол, как же так? Отвечать на них М. Шмаков не стал и величественно удалился, явно не желая слушать выступления в защиту ректора.
Надо полагать, что именно после этого «урока профсоюзной демократии», преподанного М. Шмаковым студентам АТиСО, они и решили пойти к нему в здание ФНПР, чтобы «отстоять ректора». Но наткнулись на омоновцев, дубинками которых отгородились от юношей и девушек бонзы ФНПР. Это второй урок студентам АТиСО, преподнесенный М. Шмаковым.
Примечательно, что на сайте ФНПР в Интернете секретарем федерации А. Шершуковым выставлен комментарий для прессы о ситуации вокруг АТиСО. Перво-наперво в нем говорится, что «звучащие сейчас обвинения о якобы «рейдерском захвате» академии профсоюзами бессмысленны... ФНПР не может «захватить» академию, точно так же, как человек не может захватить квартиру, находящуюся в его юридической собственности».
Продолжим это сравнение следующим примером. Некий гражданин, к примеру, деревенский житель, уезжая в отпуск, снял в соседском курятнике в аренду место для своей любимой курочки. А пока он отдыхал, курочка стала нести золотые яйца. Движимый жадностью, владелец курятника заявил вернувшемуся гражданину: курятник мой и курочка моя! Вот по такому принципу и действует руководство ФНПР. Академия арендует у федерации здание, которое ей принадлежало в советское время, но в основном является самоуправляемым, хозрасчетным научным и высшим учебным заведением. В начале 90-х годов ей пришлось очень нелегко - прекратилось финансирование. Усилиями коллектива, ее тогдашнего ректора, ныне президента Николая Гриценко она выстояла, стала развиваться, при А. Шулусе этот процесс шел весьма успешно. Появились средства не только для окладов ученым и преподавателям, но даже и для выплаты определенных сумм пенсионерам, некоторым категориям, участникам войны, например, до пяти тысяч рублей в месяц. Доходы АТиСО - это возобновляемый ресурс, которым сегодня распоряжается сама академия, с чем, видимо, не согласен кое-кто в верхушке ФНПР. Вот в этом и заключается суть конфликта.
Надо сказать, что рейдерская атака оказалась и неплохо подготовленной. В заседании ученого совета академии 19 июня приняла участие заместитель председателя ФНПР Т. Фролова. Ее дочь А. Ларина - начальник отдела кадров академии, а сын В. Малышев - единственный из шести проректоров академии без всяких званий и степеней - назначен М. Шмаковым исполняющим обязанности ректора АТиСО. Так сказать, семейный подряд.
Ставки сделаны, игра началась. Редакция нашей газеты будет следить за развитием ситуации.