ЦИПКР: «Нервная стабильность»? Экономический контекст кампании ГД-2026. От текущего «перегрева» к рискам рецессии и бюджетного дефицита
Прогноз Центра исследований политической культуры России на основе оперативных социально-экономических данных за октябрь-ноябрь 2025 года, сценарного прогноза ЦМАКП и анализа бюджетных рисков, высказанных различными экспертами
Оглавление
- Стартовые позиции: состояние экономики и «бюджетный тормоз» на конец 2025 года
- Сводный прогноз на 2026 год: макроэкономика и бюджет
- Влияние экономики на кампанию ГД-2026: хронология и риски
- Детализация общественных настроений
- Политические сценарии
- Главные риски для партии власти
- Итоговый прогноз: «Нервная стабильность»
На основе отчетов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), опубликованных в октябре-ноябре 2025 года, а также анализа исполнения федерального бюджета (данные Минфина, экспертные оценки Spydell Finance, ИКСИ, ФГ «Финам»), выделены ключевые тренды развития российской экономики. Данные позволяют спрогнозировать социально-экономическую ситуацию в предвыборном 2026 году и определить последствия для политических процессов.
1. Стартовые позиции: состояние экономики на конец 2025 года
Перед входом в выборный цикл экономика демонстрирует неожиданную устойчивость, находясь в точке «поворотного момента». Данные за октябрь 2025 года фиксируют всплеск активности, формирующий высокую базу для будущего замедления. Но фискальные данные к концу ноября фиксируют некий «бюджетный обрыв».
- Промышленный ренессанс: После стагнации в III квартале, октябрь показал резкий рост промпроизводства (+2,4% к сентябрю и +3,1% год к году). Однако индекс настроений менеджеров (PMI) остается в зоне спада (48,0 п.), что говорит о пессимистичных ожиданиях бизнеса, несмотря на текущую загрузку.
- Потребительский бум: Рост расходов населения (+4,6% год к году) обеспечивается всплеском покупок непродовольственных товаров (+6,8% г/г). Это указывает на попытку населения «успеть купить» товары перед ожидаемым ухудшением условий или ростом цен.
- Инфляционная развилка: Общая инфляция ускоряется (0,5% за месяц), но базовая инфляция (очищенная от сезонности и шоков) замедляется. Это создает ложное ощущение стабильности, маскируя накопленные дисбалансы.
Дополнительный фактор: «Бюджетный обрыв».
Вместе с тем, вроде бы «радужная» октябрьская ситуация осложняется резкой сменой фискальной политики. Исполнение бюджета переходит от стимулирования к сдерживанию.
- Накопленный дефицит за 11 месяцев 2025 г. достиг исторического рекорда в 4,28 трлн руб. (против плана 5,7 трлн, прогноз — до 6,7 трлн).
- Чтобы уложиться в лимиты, Минфин вынужден резко сократить расходы в декабре (оценочно на 25% г/г). Этот «бюджетный тормоз» после периода активной накачки экономики (рост расходов на ~20% в начале года) создаст дополнительный шок спроса именно на старте 2026 года.
2. Сводный прогноз на 2026 год
Несмотря на позитив конца 2025 года, экономика в 2026 году будет развиваться в условиях значительного замедления и высоких макрофинансовых рисков. Эффект «высокой базы» сделает торможение более ощутимым для избирателя.
- Замедление роста ВВП: Ожидается рост в диапазоне 1,2–1,5% (после 4,3% в 2024 г.). Существует высокая вероятность (об этом пишут многие эксперты) входа в техническую рецессию (отрицательный прирост ВВП) на горизонте до октября 2026 года.
- Ключевые макроэкономические риски:
- Кризис ликвидности: Длительное удержание высоких ставок и замедление притока вкладов создают угрозы для банковской системы.
- Инвестиционная пауза: Ожидается спад инвестиций в основной капитал (уже минус 3,1% в III кв. 2025 г.), что ограничивает развитие.
- Бюджетные риски (угроза срыва параметров бюджета-2026):
- Плановый дефицит в 1,6% ВВП выглядит нереалистичным. Бюджет сверстан исходя из цены Urals $59/барр. и ключевой ставки 12–13%. Фактически цена нефти упала ниже $45 (из-за санкций и дисконтов), а прогноз по ставке ЦБ вырос до 13–15%+.
- Это создает «процентную ловушку»: расходы на обслуживание госдолга уже в 2025 году составляют ~3,9 трлн руб. и будут расти, отнимая ресурсы у социальных статей бюджета.
- Социальный фон: Главный демпфер — экстремально низкая безработица (2,17% в октябре 2025). Однако дефицит кадров трансформируется в невозможность дальнейшего роста зарплат, что при высокой инфляции приведет к стагнации реальных доходов.
3. Влияние экономики на кампанию ГД-2026: хронология и риски
Экономические условия будут влиять на кампанию по-разному в период подготовки и в период активной агитации в ходе предстоящих в сентябре выборов в Государственную Думу.
Сводная таблица этапов
| Период | Экономический контекст | Влияние на ход кампании / Рекомендации |
|---|---|---|
| Январь–Май 2026 (Подготовка к выборам в ГД) |
Высокий риск кризиса ликвидности (до марта), исчерпание сберегательного импульса, инерционная инфляция. Возможное дополнительное осложнение: Шок спроса из-за резкого сокращения госрасходов в IV кв. 2025 г. и падения поступлений от НГД. |
Главный риск: Возможная банковская паника при резких «дерганиях» по доходности депозитов. Ощущение резкого «охлаждения» экономики. Запрос общества: Недовольство из-за падения доходов по вкладам и роста цен. Политтехнологический совет: КПРФ нужно заранее иметь предложения по мерам поддержки ликвидности и социальным пакетам. |
| Июнь–Сентябрь 2026 (Старт кампании и агитационный период) |
Вероятность рецессии, рост «плохих» долгов, стагнация инвестиций. Возможное дополнительное осложнение: Апрель - сверхкрепкий рубль (снижающий доходы бюджета) подведут под вынужденную девальвацию для покрытия дефицита. |
Смена риторики партии власти: С тезиса «обеспечен рост» на «сохранение стабильности». Низкая безработица — главное достижение. Политтехнологический совет: КПРФ нужно заранее готовить аргументы для предвыборной контр-пропаганды в связи с ожидаемой пиар-стратегией «Единой России», которая будет делать акцент на том, что главное - стабильность, хоть она и оплачивается снижением уровня жизни. Контр-аргумент КПРФ: В стране жирует олигархия, которая не платит как все общество цену за стабильность |
4. Детализация общественных настроений
Общий фон: «Тревожная стагнация»
Отсутствие страха потери работы (из-за дефицита кадров) является мощным амортизатором протеста. Однако этот фактор грозит ростом недовольства от снижения реальной покупательной способности существующих зарплат.
Этап 1: Кризис ожиданий (до мая 2026)
- Падение пассивных доходов: Ставки по вкладам упали (до 15,5%), а инфляция остается высокой. Средний класс, привыкший зарабатывать на депозитах в 2024–2025 гг., столкнется с потерей дохода. Пенсионеры (ядерный электорат) также ощутят обесценивание пенсий.
- Угроза «банковской паники»: ЦМАКП указывает на риск «бегства вкладчиков» до марта 2026 года. Любой сбой в банковской системе может стать триггером тревожности, который может быть использован различными внутриэлитными группами для раскачки ситуации.
- Ощущение тупика: К маю может сформироваться ощущение «стагфляции» (цены растут, экономика стоит), что явно скажется на снижении доверия к правительству.
Этап 2: Выборная кампания (июнь–сентябрь 2026)
- Заморозка зарплат: Из-за роста плохих долгов (выросли в 1,6 раза) и снижения прибыли, бизнес не сможет повышать зарплаты. Избиратель придет к урнам с ощущением: «жизнь дорожает, а зарплата замерла». Это создает дополнительный запрос на социальную повестку и простые решения (естественно, «Единая Россия» будет обвинять оппонентов в популизме.
- Налоговое давление: Заявленная политика Минфина компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы через ужесточение администрирования или повышение сборов (акцизы, налоговые новации на +1,7 трлн руб.) уже вызывает раздражение малого и среднего бизнеса. При реализации возможно обострение такого общественного раздражения.
- Региональная специфика: Если тренд на восстановление промышленности окажется временным, спад ударит по индустриальным регионам. Это выразится не в митингах безработных, а в соответствующем нарастании общественного раздражения.
5. Политические сценарии
- Консервативно-инерционный (базовый), прописанный политадминистраторами: «Единая Россия» сохраняет позиции, акцентируя внимание на стабильности. Оппозиция теряет голоса тех, кто боится потрясений, но накапливает «глухое» недовольство.
- Протестная мобилизация: Если рецессия наступит весной, стагнация доходов усилит левую повестку (КПРФ, СРЗП) или новые административные псевдо-популистские проекты типа «Партии пенсионеров».
- Традиционные темы КПРФ: «госрегулирование цен», «кредитная амнистия», «деолиграхизация», защита интересов человека труда и «выживание пенсионеров».
- Возможный новый аргумент для КПРФ: Требование использовать «замороженные» остатки на банковских счетах (5,2 трлн руб.) и средства ФНБ (4,4 трлн руб.) для прямых выплат, как предлагает группа экономистов, вместо того чтобы занимать у банков под высокие проценты.
- Технологический прорыв: Партии, использующие ИИ для микротаргетинга проблем (например, «Новые люди» и КПРФ), могут получить преимущество в крупных городах, где экономическое замедление чувствуется острее через снижение потребления услуг.
6. Главные риски для политадминистраторов партии власти
- «Черный лебедь» ликвидности (март-апрель 2026): Если прогноз ЦМАКП о риске ликвидности сбудется, властям придется гасить панику деньгами перед стартом агитации, что может разогнать инфляцию к сентябрю.
- Контраст «Телевизор vs Холодильник»: Официальная статистика будет показывать низкую безработицу и номинальный рост зарплат, но если потребление рухнет из-за исчерпания у населения денег и кредитов, избиратель почувствует резкое снижение качества жизни.
- Долговая ловушка и дефицит ресурсов:
- Рост закредитованности населения на фоне стагнации доходов повышает социальную агрессию.
- Для государства риск заключается в том, что занимать через ОФЗ становится запретительно дорого (при ставках 20%+), а налоги в условиях стагнации собираются хуже. Это ограничивает возможности для предвыборной «раздачи слонов» без включения печатного станка или девальвации рубля.
7. Итоговый прогноз: «Нервная стабильность»
Экономика к выборам 2026 года будет «уставшей»: без катастроф и массовой безработицы, но и без ощущения перспектив.
Последствия для голосования:
- Высокий запрос на патернализм (ожидание прямых выплат, аналогов «выплат от Путина» в канун прошлых выборов). Вероятнее всего, правительство пойдет на комбинированный сценарий покрытия дефицита: частичная трата «подушки» (ФНБ) + ослабление рубля, что позволит выполнить социальные обязательства номинально, но разгонит инфляционные ожидания.
- Апатия избирателей, что затруднит административную мобилизацию зависимых категорий граждан.
- Риск очагового протестного голосования по экономическим мотивам («наказать» за цены и ставки).
- Риск локального протестного голосования из-за технологических ограничений и запретов (запрет видеозвонков, проблемы с мобильным интернетом, регулирование игр и т.п.), затрагивающих специфические социальные группы.
Данная экстраполяция социально-экономических проблем на ход подготовки к думским выборам не учитывает возможных сценариев развития ситуации на СВО (от замирения по линии боевого соприкосновения до эскалации конфликта с Европой из-за возможной блокады Калининградской области и др. глобальных «черных лебедей»).
Подготовили:
С.П. Обухов, доктор политических наук, А.М. Михальчук, А.М. Богачев, психолог-консультант
Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук,
И.М. Куприянова.
