Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Освещение федеральными телеканалами пресс-конференции члена Президиума ЦК КПРФ, губернатора Иркутской области С. Левченко 12 марта: один нейтральный и шесть «заказушных» репортажей

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга, методика – А.Н.Васильцова, отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Центр исследований политической культуры России и Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний продолжают проект "Мониторинг федерального политического телевизионного эфира". В рамках проекта проанализировано освещение пресс-конференции члена Президиума ЦК КПРФ, губернатора Иркутской области Сергея Левченко в информационном агентстве "Интерфакс".

В период с 12 по 13 марта 2019 г. на федеральных телеканалах вышло всего семь сюжетов, посвящённых пресс-конференции. Они были показаны телеканалами «Россия 24» (четыре сюжета) и Рен-ТВ (три сообщения). Согласно данным системы «Медиалогия» все остальные телеканалы на пресс-конференцию не откликнулись.

Пресс-конференция была посвящена подведению итогов деятельности губернатора Левченко за 3,5 года и успехам Иркутской области. Эта тема была проигнорирована. Только в одном из телесюжетов фоном прошла демонстрация дигарм и данных об итогах деятельности области.

Всего мероприятию было посвящено 24 минуты 51 секунда федерального телевизионного эфира. Из них 2 минуты 34 секунды было уделено прямой речи губернатора С. Левченко.

Рассмотрим эти данные на едином графике (График 1).

График 1

На «России 24» в эфир вышло четыре сюжета: два были показаны 12 марта и два утром 13 марта. Они заняли 15 минут 35 секунд или 63% всего выделенного данной теме эфирного времени. Из них 2 минуты 16 секунд пришлось на выступления иркутского губернатора.

На Рен-ТВ вышло три сюжета, все они были показаны 12 марта. Хронометраж эфира - 9 минут 16 секунд или 37% всего эфирного времени, выделенного для освещения данной пресс-конференции. Прямой речи С. Левченко было посвящено всего 18 секунд эфира, остальное - оценочные суждения тележурналистов и ярлыки.

Что касается характера освещения пресс-конференции:

Все сюжеты с упоминанием пресс-конференции С. Левченко были посвящены не отчету губернатора, т.е. самой теме пресс-конференции, а лишь одной из многих проблем, поднимавшихся на пресс-конференции. А именно, проблеме строительства завода по розливу воды на озере Байкал. Только первый вышедший сюжет на «России 24» (12 марта, 16:41) был выдержан в нейтральном информационном тоне, где по теме строительства завода была передана обеспокоенности премьер-министра, лидера "Единой России" Дмитрия Медведева и оценка ситуации из уст самого губернатора Левченко, заявившего, что губернаторская проверка выявила при строительстве нарушения, которые вряд ли позволят проводит дальнейшие работы по этому объекту и в данном месте.Этот более-менее объективный репортаж вышел в эфир только один раз, в дальнейшем был заменен негативно-оценочным пропагандистским материалом.

Все остальные сообщения, как на «России 24», так и на Рен-ТВ, содержали явный негатив в адрес С. Левченко, всевозможные оценочные суждения авторов репортажей. Мнение Левченко и его позиция толком не были представлены телезрителю.

Так, все последующие сюжеты канала «Россия 24» являлись повтором негативно-оценочного сюжета, вышедшего в эфир в 22.02 12 марта. Все они были выдержаны в негативном для С. Левченко тоне. В сюжетах выступили автор документального фильма О. Курлаева. Ее заинтересовало, каким образом губернатор даёт поручение федеральному надзорному органу, прокуратуре, хотя на пресс-конференции это С.Г.Левченко отрицал и сообщал, что поручал проверку соответствующим областным ведомствам. Была дана прямая речь жителя посёлка, где строится завод (по его словам, губернатор сам сделал предложение о строительстве завода фирме «Аквасиб»), а также председателя общественного движения «Наш дом» (он «разоблачил» заявление губернатора о том, что тот сам приезжал в село Култук на проверку три дня назад, т.к. 9 марта был нерабочий день и жители Култука не подтвердили приезд официальных лиц). Кстати, во время пресс-конференции губернатор С.Левченко поинтересовался у журналиста "России-24" - опросила ли она всех из 2,5 тыс. жителей поселка, что вызвало смех в зале. Но видимо, мнение одного жителя, не увидевшего губернатора в день приезда, оказалось для корреспондента решающим. В сюжете также фигурирует глава комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы В. Бурматов ("Единая Россия"). Он сделал акцент на том, что местные власти до начала общественного резонанса не обращали внимания на проблему. Было предоставлено слово и самому С. Левченко (около 30 секунд в каждом из сюжетов), однако его выступление было сразу прокомментировано ведущей передачи в саркастическом ключе.

Звучали в сюжетах такие фразы, как: «к пресс-конференции, ради которой глава Иркутской области сам себя командировал в столицу», «о стройке в поселке Култук <губернатор> упоминать, судя по всему, не собирался, но пришлось», «губернатор бумагам не доверяет, но высказаться готов», «без поручения, очевидно, выявить нарушения никак не получалось, хотя решение о строительстве завода принято почти два года назад» и другие.

Сюжет представляет собой низкопробную пропагандистскую поделку. Но именно он, а не первый нейтрально-объективистский репортаж был поставлен на ротацию в информационные блоки на "России 24" и шел в эфир трижды.

Все три вышедших на Рен-ТВ сюжета также имели негативно-пропагандистскую окраску и были однотипными. В них делался акцент на то, что проект «Аквасиб» был учреждён китайской компанией. В эфир выпускалась прямая речь С. Левченко из его общения с журналистом, где от губернатора требовали ответить на вопрос, знал ли он об иностранных учредителях «Аквасиба».

Если на "России-24" прямая речь губернатора Левченко составляла хотя бы 14% эфирного времени на фоне саркастически-негативных и пропагандистских оценок и комментариев, то на Рен ТВ прямая речь "главного героя" составила лишь 3% эфирного времени, а остальное негативно-оценочное комментарии.

Некоторые выводы

  • В освещении пресс-конференции С. Левченко приняли участие всего два телеканала: «Россия 24» и Рен-ТВ.
  • Всего в эфир вышло семь сюжетов, пять из них было показано 12 марта и два утром 13 марта.
  • Все вышедшие сюжеты были посвящены проблеме строительства завода на озере Байкал и даже не упоминали основную тему пресс-конференции - итоги работы Иркутской области за три последних года.
  • «Россия 24» выпустил в эфир четыре сюжета, один из которых носил информационный характер и был выдержан в нейтральном тоне, а три остальных содержали неприкрытый негативно-оценночный характер и саркастические комментарии в адрес губернатора.
  • Все три сюжета Рен-ТВ также носили негативно-оценочный характер. В них был сделан акцент на то, что у истоков компании «Аквасиб» стоят китайские учредители.
  • Все вышедшие сюжеты заняли около 24 минут эфирного времени, из него всего около трёх минут эфира было выделено для прямой речи Иркутского губернатора. Хотя каждый из вышедших сюжетов содержал прямую речь С. Левченко (на Рен-ТВ всего по 6 секунд, на России 24» по 30-40 секунд).
  • Таким образом, прошедшая пресс-конференция С. Левченко была использована телеканалами «Россия 24» и «Рен-ТВ» в качестве инфоповода для очередных пропагандистских попыток представить в негативном свете деятельность губернатора Иркутской области. И хотя «Россия 24» поначалу выпустила в эфир более-менее нейтрально-информационный репортаж, но в последствии в ротацию на канале пошла сугубая пропагандистская поделка с негативными комментариями в адрес губернатора. Телеканал «Рен-ТВ» даже не озаботился прикрыть свое пропагандистское изделие даже видимостью объективного подхода: здесь прямая речь губернатора Иркутской области звучала всего 6 секунд в сюжете. Понятно, что за это время ответить оппонентам или изложить свою позицию невозможно.
  • Вот и все, что нужно знать про информационную журналистику на ведущих российских информационных телеканалах.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Список проанализированных телесюжетов:

ДатаВремя ТелеканалУсловное название
12 марта 201916:41Россия 24Скандал вокруг строительства завода в природоохранной зоне озера Байкал
12 марта 201916:45Рен ТВ # НовостиПравительство готовит масштабную проверку на скандально известном заводе по производству бутилированной воды на Байкале
12 марта 201919:40Рен ТВ # НовостиНеожиданный поворот произошел в скандале с заводом на озере Байкал
12 марта 201922:02Россия 24Скандал вокруг строительства завода в природоохранной зоне озера Байкал
12 марта 201923:13Рен ТВ # НовостиНеожиданный поворот произошел в скандале с заводом на озере Байкал
13 марта 201900:20Россия 24Скандал вокруг строительства завода в природоохранной зоне озера Байкал
13 марта 201908:30Россия 24Скандал вокруг строительства завода в природоохранной зоне озера Байкал