Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Лидер пензенских коммунистов Георгий Камнев: Экономика и коронавирус. Как лечить?

Представляем вашему вниманию статью члена Президиума ЦК КПРФ, первого секретаря Пензенского обкома КПРФ, депутата Законодательного Собрания Пензенской области Георгия Петровича Камнева. В ней лидер пензенских коммунистов предлагает конкретные меры по поддержке населения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Георгий Камнев
2020-04-06 22:58
Камнев Георгий Петрович
Член Президиума, руководитель Юридической службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Камнев
Георгий
Петрович
Член Президиума, руководитель Юридической службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

Депутат-единоросс Поддубный в соцсетях написал, что требование поддержки у государства в «это тяжелое время» является мародёрством. Видимо, по мнению единоросса, когда государство «доит» своих граждан, то это нормально. Когда же граждане просят поддержки в кризисной ситуации, то это мародёрство!

В условиях распространения коронавируса на первое место нужно поставить Человека. Нужно помочь, прежде всего, простым гражданам, малому и среднему бизнесу. Многие остались без зарплаты, или она существенно снизилась. Основные сложности у населения вызывают платежи по кредитам, коммунальные платежи и приобретение продуктов питания. У малого и среднего бизнеса вопрос заключается в том, как осуществить необходимые выплаты по зарплате сотрудникам, налогам, аренде и кредитам при существенном снижении дохода, либо полном его отсутствии. Предлагаем правительству сконцентрировать внимание на решении именно этих проблем.

Мы предлагаем ряд мер, которые бы помогли людям пережить это непростое время. Для населения необходимо ввести каникулы по оплате кредитов на срок «режима самоизоляции» плюс два месяца. Сейчас правительство уже выделило 5 млрд. рублей банкам, предоставляющим отсрочку своим заёмщикам на оплату кредита на 6 месяцев. Но касается это только тех заемщиков, кто сможет доказать, что он является пострадавшим от коронавируса. При этом плательщику предоставляется отсрочка не на весь платёж, а на ⅔, оставшуюся треть должник всё равно обязан вносить в период «отсрочки». Но для банков, выделенные государством 5 млрд. рублей это субсидии, т.е. они эти деньги возвращать в бюджет не будут, а для должников это лишь отсрочка, и кредитный договор будет просто продлён ещё на 6 месяцев. Вообще, для банковской сферы уже предусмотрены десятки видов помощи (об этом можно посмотреть на сайте Центрального Банка). Кроме того, за 2019 год все банки страны получили рекордную чистую прибыль в размере 1,7 трлн. рублей. Было бы справедливо распределить финансовое бремя от последствий распространения коронавируса в том числе и на банковский сектор. Тем более, что мы видим огромные финансовые излишки, которые могли бы пойти на смягчение этих последствий, а не в карман топ менеджерам и владельцам банков.

На сегодняшний день объём потребительских и ипотечных кредитов составляет около 25 трлн. рублей. Можно сказать, что на сегодняшний день «подушка безопасности» банков, с учётом прошлогодней чистой прибыли и мер государственной поддержки, составляет не менее 2,5-3 трлн. рублей. Этого вполне достаточно, чтобы ввести каникулы по оплате кредитов и ипотеки на 3 месяца, поскольку основные расходы банков в этот период будут связаны с содержанием сотрудников банка, а новых кредитов выдаваться практически не будет.

Если не определиться с понятными и эффективными мерами поддержки сегодня и не оказать помощь сейчас, то в краткосрочной перспективе нас ожидает существенный рост просроченной задолженности и кризис в банковской сфере, с одной стороны. С другой стороны произойдёт снижение уровня жизни населения, т.к. многие люди продолжат нести свои последние деньги в банки, отказывая себе, в том числе в нормальном питании и приобретении лекарств. В итоге, негативные последствия ожидают и население, и банковский сектор.

Коммунальные платежи – ещё одна, очень серьёзная статья расходов каждой семьи. В связи с сокращением доходов населения стоит ожидать и снижение коммунальных платежей и роста задолженности. В отличие от банковского сектора, коммунальная инфраструктура требует постоянных затрат на её содержание, а также обеспечение постоянной готовности коммунальных аварийных служб. Однако, государство не только не хочет позаботиться об этой критически важной сфере, оно ещё и «нагружает» ТСЖ и «управляйки» обязанностью дезинфицировать подъезды домов. Сфера ЖКХ специфична тем, что вся её деятельность регламентирована утверждаемыми тарифами. Если кто-то расходует деньги населения не в соответствии с тарифом, то в такие организации совершенно справедливо приходит прокуратура. Так вот, расходов на дезинфекцию подъездов и приобретение спецодежды и оборудования нет ни в одном тарифе на обслуживание. Предлагается предоставить организациям, работающим в сфере ЖКХ беспроцентные кредиты на 6 месяцев для выплаты зарплат сотрудникам, закупки необходимых ресурсов, проведения аварийных ремонтных работ в объёме, не превышающем совокупные платежи населения за тот же период. Годовой объём рынка услуг ЖКХ составляет более 3 трлн. рублей, или около 300 млрд. рублей в месяц. Таким образом, чтобы полностью освободить население от оплаты жилищно-коммунальных услуг, потребуется около 1 трлн. рублей.

На сегодняшний день в России около 42 млн. семей. Они очень разные и по составу и по доходам. Однако, даже если всем семьям единовременно предоставить субсидию в размере 20 000 рублей, то бюджету это обойдётся в 840 млрд. рублей. Кроме того, у нас около 1 млн. многодетных семей. Если им выделить по 50 000 рублей, то для этого потребуется относительно небольшая сумма – 50 млрд. рублей (это примерно половина стоимости яхты Абрамовича). У нас более 90% населения имеют банковские счета, а в семье всегда найдётся хотя бы один человек с банковским счётом, поэтому с технологическим решением этого вопроса проблем возникнуть не должно.

Когда правительство повышало пенсионный возраст, оно часто ссылалось на опыт передовых западных стран. Если изучить опыт этих стран в сфере социальной поддержки населения, то мы увидим, что, например, в США давно действует система поддержки нуждающихся посредством продуктовых карт. Каждый нуждающийся может получить электронную карту, ежемесячно пополняемую на 115 долларов, а семья получает 255 долларов (чуть более 20 000 руб.). Картами можно расплачиваться только за продукты. Этой эффективной мерой пользуются 47 миллионов американцев. Мы тоже могли бы ввести эту меру и выдать всем нуждающимся подобные карты. Эта мера реализуется сложнее, чем простое перечисление денег на счёт, но более эффективна.

Таким образом, получается, что если полностью освободить население на 3 месяца от оплаты кредитов, ипотеки, жилищно-коммунальных услуг и выплатить каждой семье единовременно по 20 000 рублей, то для этого дополнительно потребуется не более 2 трлн. рублей. Для примера, можно привести данные о финансовой помощи, оказанной правительством в период кризиса 2008-2009 годов. Почти 4 трлн. рублей было выделено на поддержание банковской сферы, поддержка крупнейших корпораций – 1 трлн. рублей, поддержка населения – 140 млрд. рублей, или в 25 раз меньше, чем банкам.

При поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) можно исходить из того, что через 6 месяцев экономика вернётся на свои привычные темпы развития, а по словам многих экономистов, нас будет ожидать ускоренный экономический рост из-за отложенных расходов населения. Предлагается освободить малый и средний бизнес от налогов на 3 месяца и обеспечить выдачу беспроцентных кредитов для решения текущих проблем. По данным статистики в сфере малого и среднего бизнеса работают около 400 тысяч юридических лиц и около 2 миллионов индивидуальных предпринимателей. Они создают работу примерно для 18 миллионов граждан. Если выдать беспроцентных кредитов на 2 трлн. рублей сроком на 5 лет, и с отсрочкой платежей на 6 месяцев, то каждый субъект МСБ получит в среднем по 1 млн. рублей. И, впоследствии, эти деньги вернутся в бюджет.

Можно также использовать уже имеющуюся практику поддержки бизнеса. В развитых странах принято поддерживать бизнес, предоставляя госзаказ на выполнение необходимых в данное время работ. Например, во время Великой депрессии правительство США направило огромные средства на оплату общественных работ, строительство дорог, мостов, укрепление береговых линий рек. К этим работам было привлечено более 4 млн. человек, оставшихся без работы. Так же и сейчас можно было бы выделить деньги и спецодежду малому и среднему бизнесу на выполнение работ по дезинфекции улиц, подъездов домов, помощи нуждающимся, находящимся на самоизоляции и т.п.

Таким образом, на поддержку населения, малого и среднего бизнеса потребуется около 4 трлн. рублей. Кроме того, 2 трлн. рублей может быть возвращено в бюджет, поскольку они были выданы в качестве безвозмездных кредитов.

Чем и кому помогло правительство сейчас?

Населению:

- В течение шести месяцев автоматически продлевать все пособия и льготы для граждан.

- В течение трёх месяцев платить семьям, имеющим право на материнский капитал, по пять тысяч рублей ежемесячно на каждого ребенка не старше трёх лет.

- На месяц раньше начать выплаты для семей с детьми от трех до семи лет — не с июля, а с июня.

- До конца года установить норму выплаты по больничному вне зависимости от стажа на уровне МРОТ. Сейчас он составляет 12130 рублей.

- Увеличить максимальное пособие по безработице до уровня МРОТ.

- Начислить выплаты к 75-летию Победы досрочно, в апреле.

- Ввести каникулы по потребительским и ипотечным кредитам без штрафных санкций для людей, чей доход сократился более чем на 30%.

Необходимо учесть, что по 1, 3, 4, 5, 6 пунктам государство понесёт минимальные расходы, либо не понесёт вовсе. Пункты 2 и 7 обойдутся государству совсем недорого.

Меры для малого и среднего бизнеса также нельзя назвать эффективными.

Волонтёрские движения, созданные при штабах «Единой России» и ОНФ, наполненные партийными активистами и руководимые единороссами, получили на свою деятельность почти 250 млн. рублей.

646 организаций включены в перечень системообразующих. Этим организациям будет обеспечиваться всемерная поддержка, в том числе и бюджетные субсидии. Среди них «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «НОВАТЭК», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», крупнейшие угледобывающие компании, ресурсные компании, например «Т плюс». Интересно, что в число стратегических компаний вошли «Крокус интернэшнл» (крупнейший арендодатель в стране, специализирующийся на выставочной деятельности), «Ф.О.Н.» (крупнейшая букмекерская контора ФОНБЕТ), крупнейшие компании, осуществляющие строительство и ремонт дорог, крупнейшие строительные компании, а также «Макдоналдс» и «Бургер Кинг», торговые сети «Пятёрочка», «Перекресток», «Магнит», крупнейшие поставщики сигарет и пива, «Глория Джинс», «Zenden», «Адидас», московский ЦУМ, «АТАК», «Ашан», «Икеа», крупнейшие компании почти во всех отраслях. Субсидии, т.е. безвозмездные выплаты, в размере 1,5 млрд. компаниям-авиаперевозчикам.

На наш взгляд, принимаемые правительством меры, направлены, прежде всего, на поддержку банков и крупных корпораций, а не населения.

Самый главный вопрос – откуда взять деньги на все эти меры поддержки? Напоминаем, что на сегодняшний день международные резервы РФ – 551 млрд. долларов, или 40 трлн. рублей, что составляет 2 годовых бюджета страны. Ещё Фонд национального благосостояния в размере более 8 трлн. рублей. Профицит федерального бюджета на 2020 год – 2 трлн. рублей. Таким образом, общий объём свободных средств, имеющихся в наличии – 50 трлн. рублей. Из них мы предлагаем потратить на поддержку населения, малого и среднего бизнеса 4 трлн. или около 8%, что является более чем реальной мерой.

Исходя из действий правительства в период предыдущего кризиса, мы можем обоснованно предположить, что правительство потратит гораздо большие суммы, и они пойдут на поддержку банков и крупных корпораций. Однако, никто из владельцев этих компаний не продал свою яхту или заграничные владения, чтобы поддержать свой бизнес. Свои убытки они перекладывают на российский бюджет, а прибыли кладут в карман.

Чтобы поддержку получили люди, а не олигархи, нужно, чтобы с соответствующей инициативой в Правительство и Государственную Думу обратились законодательные органы субъектов РФ. Фракция КПРФ внесёт соответствующий проект в Законодательное Собрание Пензенской области.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.