Коммерсантъ: КПРФ предложила принципиальные поправки в законопроект о реновации
Во главу угла поставлены права и законные интересы москвичей, а общее собрание собственников может отказаться от участия в программе либо наоборот, включить свою хрущевку в списки для реновации.
Депутаты оппозиционных фракций подготовили поправки ко второму чтению в законопроект о реновации. Напомним, первое чтение прошло 20 апреля. Ко второму чтению поправки должны были быть представлены до 20 мая. По предварительному перечню, подготовленному правительством Москвы, в первую очередь намечены к сносу 4566 домов.
Прежде всего депутаты хотели бы урегулировать вопрос о том, что предоставляемое взамен сносимого жилье должно быть не равнозначным, а, как минимум, равноценным. Такие поправки подготовила группа депутатов во главе с зампредседателя ЦК КПРФ, секретарем МГК Валерием Рашкиным. Корректировка нормы может пригодиться, если стоимость сносимого жилья окажется выше стоимости квартиры, предоставляемой в новостройке. Тогда равноценность должна быть обеспечена, в частности, за счет большей площади новостройки, полагает г-н Рашкин. Также его поправки предусматривают возможность получения денежной компенсации.
Второй блок поправок касается голосования граждан по участию в программе реновации. Сейчас, согласно проекту закона, правительство Москвы определяет «формы выявления и учета мнения населения» по вопросам реновации. Таким механизмом мэрия определила голосование на портале «Активный гражданин» и в районных МФЦ. Коммунисты уверены, что необходимо «на всех этапах реновации учитывать мнение граждан». Поэтому, согласно поправкам КПРФ, «решение об участии в программе либо об отказе от участия в программе может быть принято на общем собрании собственников помещения в многоквартирном доме».
Если дом подпал под реновацию в одном районе, но квартиру московское правительство может предоставить в соседнем «прилегающем районе», то новый дом должен отстоять от сносимого «на расстоянии не более пятисот метров». Такое правило коммунисты предлагают установить для жителей «старой» Москвы (для жителей Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского округов с учетом плотности застройки - не более двух тысяч метров.
Как заявил Валерий Рашкин, «предлагаемые поправки, в первую очередь, призваны подчинить ход программы реновации воле москвичей. Кроме того, любые попытки игнорировать санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, технические регламенты и СНиПы при строительстве нового жилья должны быть пресечены. Любые коррупционные риски также должны быть исключены».
Итак, 12 тезисов о поправках КПРФ в законопроект о реновации:
1. Предлагается на всех этапах учитывать мнение граждан (полномочия органов государственной власти Москвы на самостоятельное решение всех вопросов, указанные в принятом в первом чтении законопроекте, резко ограничены). В частности, в поправках ко второму чтению указывается, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об участии в программе либо об отказе от участия в программе как для хрущевок (домов первого периода индустриального домостроения), так и для домов, которые попадают в границы подлежащей реновации территории и являются "аналогичными по своим конструктивным характеристикам". Важно подчеркнуть, что КПРФ намерена жестко противодействовать попыткам фальсификации протоколов общих собраний.
2. Предлагается предоставлять "как минимум, равноценное", а не "равнозначное" жилое помещение. Согласно действующему законодательству, равноценное - значит, при определении стоимости учитывается рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, переездом, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. "Как минимум" - потому что существуют и иные требования к предоставляемому помещению: в частности, площадь не меньше отчуждаемой и не меньше нормативов, количество комнат такое же.
3. Вместо предоставления жилого помещения в том же или прилегающем районе (а в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах - вообще в пределах округа), предлагается использовать термин "во внутригородском муниципальном образовании" (т.к. в Москве не только районы, но и городские округа, сельские и городские поселения). Предлагается, чтобы вне внутригородского муниципального образования жилое помещение можно было бы предоставлять только на расстоянии не более пятисот метров от многоквартирного дома, подлежащего сносу в целях реновации, а в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы – соответственно не более двух тысяч метров (учитывая плотность застройки), либо с письменного согласия граждан.
4. Предлагается возможность предоставления денежной компенсации (в соответствии с понятием о равноценности).
5. В отношении нежилых помещений предлагается закрепить те же гарантии касательно равноценности, площади, места расположения и возможности получения компенсации.
6. Предлагается обязать в ходе реновации строжайшим образом следовать Градостроительному кодексу, сводами правил (строительным нормам и правилам), техническим регламентам (в принятом законопроекте указывается, что требования, установленные техническими регламентами, сводами правил, в том числе санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной и иной безопасности применяются, если иные требования не установлены нормативным правовым актом города Москвы; разработка документации по планировке территории в целях размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства не требуется; до выдачи разрешения на строительство объекта допускается осуществление подготовительных работ; предусмотренных нормативным правовым актом города Москвы; положения частей 11 - 15 статьи 31, частей 5 - 13 статьи 46 ГрК РФ применяются, если иное не предусмотрено НПА города Москвы; подготовка проектной документации объектов капитального строительства проводится без учета ч. 2 статьи 48.2 ГрК РФ, которая связана, в частности, с критериями энергоэффективности здания, и т.д. и т.п.).
7. Предлагается предоставлять гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, новые жилые помещения в собственность [в частности, для жителей бывших ведомственных (ныне частных) общежитий, которые сегодня не имеют возможности приватизировать квартиры, - это чуть ли не последняя надежда]. Тем же, кто нуждается в улучшении жилищных условий, предлагается предоставлять жилые помещения не в соответствии с нормами отдельного акта органов власти Москвы, а в соответствии с действующими нормативами.
8. Предлагается исключить противоречащие Конституции, ФКЗ и ФЗ ограничения возможности обжалования решений суда о понуждении к заключению договора о переходе права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения, о прекращении права собственности на жилое помещение или требования о выселении лица, с которым заключен договор социального найма жилого помещения, об освобождении им указанного жилого помещения (в принятом в первом чтении законопроекте указано, что решение суда может быть оспорено только в части равнозначности предоставляемого жилого помещения).
9. Предлагается указывать в решении о реновации перечень возводимых взамен МКД, а также порядок переселения жителей сносимых многоквартирных домов.
10. Предлагается принимать решение о выводе здания из эксплуатации только после фактического предоставления, как минимум, равноценного жилого помещения всем собственникам и нанимателям жилых помещений в сносимом многоквартирном доме.
11. Предлагается, чтобы органы государственной власти Москвы учреждали фонд содействия реновации жилищного фонда в городе Москве в форме унитарной некоммерческой организации (свидетельствующей о приоритете общественно полезных целей над извлечением прибыли). При этом цели и предмет деятельности фонда, порядок формировании органов управления фонда, порядок осуществления контроля и аудита деятельности фонда предлагается устанавливать законом о статусе столицы и законом города Москвы. При этом предлагается, что госзакупки для реновации должны осуществляться фондом в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок на конкурентной основе, а не у единственного поставщика.
12. Предлагается, освобождать от уплаты взносов на капитальный ремонт не просто со дня исключения соответствующего многоквартирного дома из региональной программы капремонта, но не позднее пяти дней с момента подписания всеми собственниками, нанимателями жилых помещений в МКД, в отношении которого принимается решение о выводе из эксплуатации, договоров, указанных в статье 7.3, либо принятия в отношении них судебных соответствующих решений.