На нас лежит особая ответственность! Выступление А.В. Куринного на пленарном заседании Госдумы 19 октября 2021 года
Публикуем выступление депутата-коммуниста А.В. Куринного от фракции КПРФ на пленарном заседании Госдумы 19 октября 2021 года.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы вернемся к рассмотрению реального состояния российского здравоохранения и подробно рассмотрим якобы случившийся «прорыв» в части его финансирования (развития) на ближайшую трехлетку. Начнем со стартовых позиций, а именно, с ситуации на 2018-2019 предковидные годы.
В результате оптимизации количество больничных организаций в России было сокращено в сравнении с 2000 годом более, чем вдвое, круглосуточных коек на 30%, а инфекционных коек более чем на 40%. Наблюдалось и снижение количества медицинских специалистов. Показатели смертности граждан в трудоспособном возрасте у мужчин в РФ на 2018 год были выше в 2.8 раза, а у женщин в 2.1 раза, чем в странах ЕС.
Коэффициент смертности от ССЗ, внешних причин, более, чем в 2 разапревышал показатели в странах ЕС.
Практикующих врачей на 2018 год в РФ оказалось на 12% меньше, чем в Германии, если считать на 1000 человек населения.
Затраты на медицинскую науку в доле ВВП на 2018 год были в 5 раз меньше, чем в развитых странах.
При этом в РФ долгие годы общее государственное финансирование здравоохранения было минимум в 1,5-2 раза ниже по отношению к ВВП, чем аналогичные расходы в странах ЕС.
При сравнении расходов на здравоохранение в РФ и развитых странах в доле ВВП – именно такой подход является правильным – мы на 2018 год отставали от них в два раза, а по расходам на душу населения в долларах (по паритету покупательной способности) населения в три раза.
Как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) была на 50% выше, чем в странах ЕС. Другими словами, недостаточные государственные расходы на здравоохранение ложатся дополнительным бременем на бюджеты российских семей. На тех, кто способен заплатить. Ну, а теперь, собственно, к бюджетным расходам, и, собственно, «прорыву» на ближайшие годы.
Следует отметить, что рост государственного финансирования здравоохранения в 2019 г. был обеспечен за счет национального проекта «Здравоохранение» (дополнительно 474 млрд. руб.), а в 2020 г. - за счет средств, направленных на борьбу с пандемией (по данным Минфина РФ - 600 млрд. руб.). При этом средства национального проекта «Здравоохранение» предназначались преимущественно для обновления инфраструктуры медицинских организаций и увеличения объемов медицинской помощи только по профилю – «онкология», а дополнительные средства в 2020 г. – на оказание медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией. Иными словами, в 2019-2020 гг. по сравнению с 2018 г. реального увеличения объемов бесплатной медицинской помощи и ее финансового обеспечения по большинству классов болезней не произошло.
В 2022 г. по сравнению с 2021 г. по прогнозу государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут только на 3% (127 млрд. руб.), в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012 =100%) они сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП - с 4,1% до 3,9%. В 2024 г. по сравнению с 2021 г. государственные расходы в текущих ценах возрастут на 12%, в постоянных ценах сократятся на 1%. За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП - с 4,1% до 3,7%. При этом минимально необходимая величина государственного
финансирования здравоохранения по данным ВОЗ должна составлять 7% от ВВП.
Отсутствие роста и даже сокращение государственных расходов на здравоохранение а РФ произойдет на фоне увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с новой коронавирусной инфекцией и ее последствиями, пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды.
Более того, это произойдет в условиях нерешенных острейших проблем российского здравоохранения – высочайшая заболеваемость и смертность россиян; дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (и ее кратные различия по субъектам); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях; недостаточные объемы бесплатной помощи (ВМП, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи. Как следствие, острейшие проблемы системы здравоохранения решены не будут, а объемы бесплатной
медицинской помощи по программе государственных гарантий и их финансовое обеспечение даже сократятся в течение 2022-2024 годов. Эта ситуация однозначно противоречит интересам населения, мнению профессионалов и задачам, поставленным Президентом РФ по выполнению национальных целей – снижению смертности и увеличению ожидаемый продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2030 г. Теперь, собственно, об «успехах» 2020-2021 года во многом обусловленных фактическим развалом системы здравоохранения в стране.
Естественная убыль за 2020 год – 688 тыс.человек!
Избыточная смертность по итогам 2020 года – более 320 тыс. человек!
За период январь-август 2021 естественная убыль населения составила 595 тыс. человек, а по итогам года эта цифра может достигнуть 900 тыс.!
По самым оптимистичным прогнозам, при такой политике до 2030 года Россия даже при положительном миграционном притоке потеряет 2.8 млн. граждан.
Для достижения целевого значения ОПЖ необходимо, чтобы государственные расходы на здравоохранение ежегодно росли на 8% в постоянных ценах, что составляет дополнительно каждый год около 500 млрд. руб. (без учета средств на лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией). Эти расходы должны быть предусмотрены за счет средств ФНБ (объем которых возрастет с 2021 г. по 2024 г. на 9,4 трлн. руб.), причем в приоритете по сравнению с инфраструктурными проектами, на которые из ФНБ выделяется до 2,5 трлн. руб. Жизнь и здоровье человека – это главные ценности любого государства. Депутат Госдумы своим решением, в том числе, принимая бюджет, может спасти сотни тысяч людей, а, может, как показывает практика последних лет и наоборот... Поэтому на нас лежит особая ответственность!