Секретарь Московского обкома КПРФ К.Н. Черемисов: Медицина не для всех
Опросы показывают, что здоровье является одной из важнейших ценностей для человека. Это и не удивительно, ведь от него во многом зависит качество жизни. Поэтому состояние здравоохранения, его доступность для граждан должно быть приоритетным направлением социальной политики государства, по которому собственно и можно судить о степени его «социальности».
Константин
Николаевич
Диагноз современному здравоохранению
россияне ставят неутешительный. По данным ВЦИОМ, деградацию отечественной
медицины россияне считают одной из наиболее острых проблем. По данным опроса,
проведенного ФОМ в апреле этого года, 53% граждан уверены, что в российском
здравоохранении дела обстоят плохо. Причем за последние четыре года доля таких
ответов выросла на 21%.
Ничего странного в этом нет. Ведь из-за
«оптимизационного» зуда, вызванного жадностью и нежеланием тратить деньги на
народ, 788 населенных пунктов с численностью населения от 100 человек до 200
тыс. человек оказались вообще без медицинской помощи. Не хватает врачей и
медсестер. Укомплектованность поликлиник врачами составляет 79,7%, медсестрами
88,8%. По данным портала «Пропроф.ру» в 2019 году в стране открыто почти 12 тыс
вакансий врачей. Абсолютным лидером является наша Московская область, где
требуется 1200 врачей.
Зарплата медицинских работников в
некоторых регионах так и не достигла целевых показателей майского указа
семилетней давности. Зато нагрузка и бумажная отчетность возросла в разы.
Проблем в медицине множество. И вызваны
они, в первую очередь, недостаточным государственным финансированием отрасли
(порядка 3,5% ВВП на протяжении многих лет, несмотря на рекомендации ВОЗ
тратить на медицину не менее 6%) и отказом от бюджетной модели в пользу
страховой. В итоге те средства, которые направляют в здравоохранение, в
значительной степени оседают у посредников – в страховых компаниях.
Согласно статистике Банка России объем
средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи страховщиками ОМС в 2018
году, составил более 2,038 трлн. руб. Из них 1,846 трлн. поступили из фондов
ОМС. А на оплату медпомощи застрахованным потрачено 1,828 трлн. Это в целом по
стране. В Московской области в шесть страховых компаний поступило 83,130 млрд.
руб, в т.ч. из территориального фонда ОМС 82,093 млрд., а на оплату медпомощи
ушло 79,096 млрд. руб. Как видим страховые компании в накладе не остаются. При
этом смысл их деятельности — перекладывание полученных, по большому счету, от
нас средств (в виде налогов, поступающих в фонд ОМС, региональный и федеральный
бюджеты) в больницы и поликлиники, кое-что оставляя при этом себе и нещадно
штрафуя медучреждения.
При этом, если познакомиться с бюджетом
фондов ОМС, федеральным или территориальным, то расходы превышают доходы.
Дефицитным был в 2018 году и Федеральный фонд ОМС и Территориальный фонд ОМС
Московской области. И будет совсем не удивительно, если вскоре нас всех обложат
каким-нибудь дополнительным налогом или резко сократят «бесплатную» медпомощь.
Как уже, например, увеличили пенсионный возраст для покрытия расходов
Пенсионного фонда.
При этом, по заявлениям чиновников,
расходы на здравоохранение растут. Так, по словам губернатора Подмосковья, за
пять лет, с 2014 по 2018 гг. бюджет здравоохранения области вырос на 45%. Так
же и в стране в целом – консолидированный бюджет здравоохранения вроде бы
растет. Согласно ряду экспертных оценок, среднедушевые расходы на
здравоохранение за 10 лет, с 2005 по 2014 гг., выросли почти в три раза.
При этом средств все равно
катастрофически не хватает. А ведь медицинская инфраструктура постоянно
сокращается. Так, количество больниц в стране с 2000 по 2015 гг. сократилось в
два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. В Московской области в 2005 году было 75 тыс.
больничных коек или 110,5 на 10 тыс. населения, а в 2017 году уже всего 54
тыс., это 72 койки на 10 тыс. населения. И, как пообещал в конце прошлого года
областной министр здравоохранения, «оптимизация» будет продолжена, также как и
«перепрофилирование неэффективных коек». Другими словами, сокращения будут
продолжены. И уж это обещание точно будет выполнено.
Так куда же исчезают деньги, и почему
люди не ощущают в здравоохранении никаких изменений к лучшему?
В НИИ общественного здоровья и
организации здравоохранения были проведены сравнительные исследования бюджетной
и страховой медицины. Эксперты пришли к выводу, что страны с бюджетной моделью
здравоохранения, – где бы не находились и как бы не отличались по уровню
развития экономики, – демонстрировали более высокие показатели здоровья
населения при существенно меньших затратах.
Эксперты также исследовали, имеются ли в
России условия, при которых может эффективно работать страховая модель
здравоохранения. Они пришли к выводу, что объективно Россия не обладает ни
территориальным, ни экономическим, ни демографическим, ни политическим, ни
культурным факторами для страховой модели здравоохранения. И предупредили, что
если Россия продолжит использовать страховую модель, ей гарантировано снижение
доступности медуслуг даже на фоне роста их финансирования.
Поскольку власть явно не собирается
отказываться от страховой медицины, значит в перспективе нам придется платить
из своих карманов все больше, чтобы вылечиться. В СМИ уже запущен процесс
формирования общественного мнения в пользу платной медицины. Настойчиво
внедряется в сознание тезис, что бесплатная медицина качественной не бывает. По
данным ФОМ (опрос проведен в апреле – мае 2019 года) 34% россиян считают, что
качественные медицинские услуги можно получить только за деньги, через кассу
медицинского учреждения или дав взятку врачу. При этом 39% россиян, а среди
молодежи все 47% утверждают, что готовы платить за медицинские услуги, которые
в принципе можно было бы получить и бесплатно. Растет показатель доверия
частным медучреждениям – за счет молодых, которые доверяют им чаще, чем
государственным (49% против 37%).
По оценкам BusinesStat, в 2018 г. оборот
медицинского рынка Московской области составил 127,9 млрд. руб. При этом на
коммерческие медуслуги пришлось 23,5% от общего оборота медицинского рынка
региона.
Законодательные инициативы
исполнительной власти в сфере здравоохранения также недвусмысленно указывают на
настойчивое продолжение взятого курса.
Так вступили в силу новые правила
медстрахования, согласно которым у страховых компаний появляются дополнительные
функции по контролю над медицинскими учреждениями.
Как откровенно признался зам.
председателя Комитета СФ по социальной политике И.Каграманян «С точки зрения
страховых представителей – это шаг вперед». И добавил: «Однако важно, чтобы
«сообщником» в этих изменениях выступило и профессиональное медицинское
сообщество, чтобы в нем не возникало чувства отторжения, не возникало чувства,
что это повлечет дополнительные обязанности». Если судить по этой цитате, то у
медработников обязанностей не прибавится, а если кто-то из них так считать не
будет, то это лишь субъективное чувство. Вообще медики, по мнению сенатора,
слишком много чувствуют. Например, он сказал, что у медиков «и так есть чувство
перезагруженности, эмоционального выгорания». Т.е. они не слишком много
вынуждены работать, а только чувствуют перезагруженность.
В марте Минздрав выставил на обсуждение
законопроект, согласно которому больницы и должностные лица медучреждений
должны нести материальную ответственность за ненадлежащее качество оказания
медицинской помощи. Основанием для наложения штрафов станут жалобы пациентов.
Минздрав будет штрафовать медучреждения в случае, если врачи будут лечить не в
соответствии с разработанными стандартами (протоколами лечения). Остается
надеяться, что стандарты эти не вызовут такое нарекание экспертов, как
например, образовательные стандарты. Тут еще что интересно: вроде как строили
правовое государство, а в итоге министерство, а не суд, будет решать, была ли
совершена врачебная ошибка или допущена халатность, и наказывать.
Кроме того, больницу или поликлинику
можно будет оштрафовать, если, например, она не будет оснащена в соответствии
со стандартами оснащения. Обозначены и другие причины для штрафов и взысканий,
причем не только медучреждения, но и должностных лиц органов власти. Нетрудно представить, что
региональный чиновник, не желающий быть оштрафованным из-за «непринятия мер по
материально–техническому и финансовому обеспечению деятельности медицинских
организаций», не будет препятствовать их закрытию.
Еще один законопроект, разработанный
Минздравом, тоже вроде бы как выражает интересы пациентов. Согласно ему в
медучреждениях должно будет прекратиться навязывание платных услуг. Бюджетные
учреждения здравоохранения представлены в виде каких-то «монстров». При этом
часто платные услуги — вынужденная мера, связанная с ростом их задолженности.
Долги растут из-за недофинансирования территориальных программ ОМС за счет бюджетных
ассигнований; низких тарифов ОМС, которые не покрывают реальных затрат на
оказание медицинской помощи; из-за штрафных санкций страховщиков; из-за
увеличения доли расходов на зарплату в целях реализации майского указа
Президента РФ от 2012 г.; из-за роста цен на медикаменты, расходные материалы и
т.д. Не решив эти вопросы, мы рискуем остаться вообще без бюджетных
медучреждений.
Эти примеры ясно указывают на
продолжение курса на коммерциализацию здравоохранения, снижения ее доступности
для огромного большинства россиян.
Сейчас уже совершенно очевидно, что остановить это целенаправленное разрушение важнейшей для народа сферы сможет только правительство народного доверия, а не правительство, выражающее интересы олигархов и банкиров, посредников и спекулянтов.