Сергей Обухов про ДЭГ и попытки ЦИК РФ благообразить этот ящик из-под бананов с мигающими лампочками
Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных сетях прокомментировал новации ЦИК РФ в организации дистанционного электронного голосования.
Вывод один: суть ДЭГ как удобной для власти административной манипуляции результатами голосования не меняется. Главное удобство - бесконтрольность, все шито-крыто, физических следов фальсификаций не обнаружить.
Очевидно, что есть установка "нагонять" число голосующих в ДЭГ. На всех прошлых выборах для этого использовались государственные предприятия и гос.корпорации, которые с пристрастием собирали от своих сотрудников отчёты о готовности голосовать и о свершившимся факте голосования. Как результат - львиная доля голосов, поданных в ДЭГ, были поданы утром в пятницу - людей заставляли голосовать в рабочий день на работе!
С точки зрения принципов организации свободных выборов это немыслимо. Не даром "основной" день голосования всегда назначается на воскресенье. Но это реалии, в которых мы живём.
Ещё один механизм нагона людей на ДЭГ - это лотереи с крупными призами (вплоть до автомобиля и квартиры) для тех, кто голосует в ДЭГ. С нашей точки зрения, это завуалированный подкуп избирателей. Тем более, что наше законодательство содержит запрет на любые лотереи, связанные с выборами
Во-вторых, надо разобраться о чём идёт речь: о получении данных о голосовании в конкретном регионе в 20.00 по местному времени? Т.е. не дожидаясь завершения голосования в Калининграде?
Это возможно. Для этого достаточно хранить голоса федерального ДЭГ не в одной общей "электронной урне", а в 24 разных урнах и иметь отдельные ключи шифрования для каждого региона.
Если же речь идёт о получении конкретных данных о голосовании (кроме числа проголосовавших, т.е. явки), то закон это прямо запрещает.
В-третьих, возможность отследить каждый голос, кем персонально и за кого он подан - была, есть и будет во всех существующих и перспективных системах ДЭГ. Ведь они строятся на том, что одна организация (Ростелеком) создаёт бюллетени, присваивает им номера, отправляет эти пронумерованные бюллетени избирателям, затем собирает эти бюллетени с номерами, считает голоса и в конце выдаёт результат.
✳
Акцентирую: нумерация избирательных бюллетеней прямо запрещена Федеральным законом 67-ФЗ. Но в обоих системах ДЭГ (федеральной и московской) это происходит!
❇
Само по себе разделение бюллетеней в 24 региональных "электронных урны", или, как ранее, хранение в одной общей, на это не влияет. Создатели и операторы системы (Ростелеком и ДИТ Москвы) и так могут узнать, кто и как голосовал.
Это особенно цинично на фоне того, что сам избиратель ни юридически, ни технически не может проверить, верно ли учтен его голос.