Сергей Обухов: Правительство не поддержало идеи КПРФ по кодификации избирательного законодательства
Коммунисты предложили описать в одном законе все, что связано с выборами и референдумами.
22 февраля депутаты Госдумы от КПРФ, включая лидера партии Геннадия Зюганова, внесли в нижнюю палату парламента проект Избирательного кодекса России. Подготовленный документ включает в себя 20 глав, которые призваны упорядочить российское законодательство в части проведения выборных кампаний. «Основная цель предлагаемого проекта – демократизация российского избирательного законодательства, обеспечение избирательных прав граждан при сохранении основных принципов федерализма. Проект направлен на систематизацию действующего законодательства о выборах и референдуме, устранение в нем противоречий, пробелов и дублирования норм. Он призван сделать процесс правоприменения в данной области более понятным и удобным», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
КПРФ предлагает с принятием кодекса фактически отказаться от всех нововведений последних лет. Партия предложила проводить выборы в третье воскресенье марта, а не в сентябре, когда еще не все выходят из отпусков, что сказывается на явке. Это тема, которую уже 10 лет поднимают оппоненты «Единой России», в том числе коммунисты. С 2006 г. в России было решено проводить два единых дня голосования – во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября – для выборов всех уровней в регионах. Но в 2012 г. от этой практики отказались. Кроме того, КПРФ предлагает вернуться только к однодневному голосованию (впервые многодневное голосование применили в 2020 г., когда одобрялись поправки в Конституцию, затем стало практиковаться и на выборах); отменить дистанционное электронное голосование (ДЭГ; используется с 2019 г.) и т. д.
Документ получил отрицательное заключение Белого дома, которое подписал зампред правительства России – руководитель аппарата Дмитрий Григоренко. Необходимость реализации таких идей КПРФ, как снятие ограничения пассивного избирательного права людей с непогашенной судимостью, статусом иностранного агента, на использование иностранных финансовых инструментов и др. ,в Белом доме также сочли недоказанной. В пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование целесообразности предлагаемых изменений, основанных на анализе результатов правоприменительной практики, свидетельствующем о неэффективности существующего правового регулирования, пишет Григоренко.
Предложенные партией ограничения и запреты на использование многодневного голосования, ДЭГ и др. также не обоснованы, отметили в Белом доме. «Законопроект по своей направленности исключает из числа способов и механизмов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, все, что так или иначе связано с применением современных технологий. Однако такой подход не согласуется с необходимостью обеспечить для граждан доступность участия в выборах и референдумах с применением ими существующих в настоящее время информационно-цифровых инструментов», – говорится в заключении. По мнению Григоренко, использование современных технологий способствует увеличению голосующих граждан и повышению гражданской активности.
Нашли в инициативе и юридико-технические ошибки, а также зафиксировали противоречие Конституции. К примеру, статье 84 (о том, что вопросы референдума должны регулироваться федеральным конституционным законом, а не кодексом). По совокупности замечаний Белый дом сообщил, что инициативу КПРФ не поддерживает.
Депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов отметил, что партия ни коим образом не отрицает применения современных технологий в избирательном процессе, но настаивает на их транспарентности – будь то комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или ДЭГ. При обсуждении документа партия надеется понять серьезность аргументов и что стоит или не стоит дорабатывать (правда, при отрицательных отзывах правительства законопроекты до второго чтения не доходят).