Сергей Обухов - «Независимой газете»: В России нет ничего невозможного, всё, что нужно властям, объясняется политической целесообразностью
На формат губернаторских выборов будут влиять только изменения хода спецоперации.
В единый день голосования (ЕДГ) 2023 года будут выборы высших должностных лиц 25 регионов. В 20 из них они запланированы в формате прямого избрания гражданами, в пяти предстоят решения заксобраний. По закону о публичной власти субъекты РФ вправе взять тот или иной вариант. Они оба считаются электоральными процедурами, хотя в реальности второй формат – это назначение. И на его применение надо получить разрешение федерального Центра. Возможно, что в условиях СВО это станет более частым явлением, правда, сейчас Кремль такую вероятность отвергает. Эксперты отметили, что любым указаниям сверху всегда находится правовое обоснование, но сейчас для самих верхов оправданием политических поворотов могут быть лишь некие изменения хода СВО.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 12 января прокомментировал появляющиеся в СМИ и интернете рассуждения о подготовке Кремля к массовой замене прямого формата избрания глав регионов непрямым следующим образом: «Давайте даже не будем никак на это реагировать». Напомним, что соответствующие «утечки» в новом году появляются регулярно, а в последней их серии даже утверждалось, что якобы ряд губернаторов уже попросили об этом администрацию президента. Дескать, в связи со спецоперацией не надо проводить прямые выборы – прежде всего для экономии бюджетных средств. Песков при этом уточнил, что вообще-то данной информации в прессе он не видел. О своем же скептическом отношении к содержанию Telegram-каналов он уже не раз высказывался.
Между тем, если пресс-секретарю президента вопрос на данную тему был задан, то это означает, что какая-то часть СМИ ее все-таки разрабатывает, опираясь, очевидно, с одной стороны, на логику законодательства РФ, а с другой – на российскую практику. Во-первых, закон о единой системе публичной власти трактует оба формата избрания высшего должностного лица субъекта РФ как выборы. И поэтому, во-вторых, неслучайно голосования в заксобраниях чаще всего приурочиваются именно к дате текущего ЕДГ.
В-третьих, например, в этом году непрямые выборы намечены для главы Ямало-Ненецкого автономного округа и четырех новых территорий – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Впрочем, с двумя последними на сегодняшний момент вообще ничего не ясно.
В-четвертых, в России какие-то решения, продиктованные сверху, часто представляются своего рода «просьбами трудящихся». И это касается не только пенсионной или мусорной реформы, но и отдельных политических разворотов. Напомним, что тот же закон 2012 года о возвращении прямых выборов губернаторов был оперативно по обращению регионалов и муниципалов дополнен положениями о муниципальном фильтре. Так что СВО выглядит прекрасным поводом в очередной раз изменить правила игры в соответствии с нынешней целесообразностью. О том, возможно ли такое уточнение электоральной традиции и насколько она может оказаться тотальной, «НГ» спросила у представителей партий и экспертов.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что «в России нет ничего невозможного, все, что нужно властям, объясняется политической целесообразностью, а обосновать могут все, что угодно, даже изменения Конституции». Но пока, уточнил он, явных предпосылок для отхода от прямых выборов все же не видно, институтом парламентского голосования воспользуются лишь новые регионы и северный регион. «Сейчас проводить такие решения скорее не в интересах Кремля просто потому, что эти действия покажут гражданам нестабильность ситуации и боязнь прямых выборов со стороны власти. То есть такие новации будут напоминать раскачивание лодки самой власти, а потому их вряд ли будут в реальности проводить», – подчеркнул коммунист. Более того, сказал Обухов, пока и политической целесообразности в отказе от прямых выборов на первый взгляд нет, «если только власть не знает чего-то такого, что неизвестно нам, например, что экономика обрушится и вырастут протестные настроения». При этом он сам поведал «НГ», что даже в нынешних условиях СВО у ставленников Кремля могут возникнуть трудности, скажем, в Самарской, Ивановской, Новосибирской, Псковской, Кировской и Костромской областях, а также в Приморье и Якутии. Из всех этих регионов, по мнению Обухова, отказаться от прямого избрания может, наверное, только последняя, как национальная, республика. «Если явных политэксцессов до лета не будет, то от выборов никто не откажется. Скорее Кремль заменит неуверенно себя чувствующих губернаторов, чем пойдет на отказ от прямого волеизъявления», – заявил он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин категорически указал «НГ» на то, что поскольку «существует четкая процедура избрания глав субъектов, то менять правила игры никто не будет». Тем более, по его мнению, для тотальной смены схемы уже поздно, если этого хотели, то такое надо было бы сделать еще в прошлом году.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Вопрос о формате выборов отдан на откуп регионам. И если Кремль не будет возражать, то некоторые предпочтут обойтись без всенародного голосования. Но тотальный переход не состоится просто потому, что за него нельзя переложить ответственность на субъекты РФ. А за частичный – можно. Да и выборы Кремлю все еще нужны – как доказательство субъектности народонаселения в его же глазах, для сохранения «нормальности», а еще и в качестве рычага давления на тех глав, кто не заботится о рейтингах власти».