Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

К итогам выборов Президента-2018: Кандидаты в телеэфире 22 декабря 2017 – 16 марта 2018 гг.

К итогам выборов Президента-2018: Кандидаты в телеэфире 22 декабря 2017 – 16 марта 2018 гг.

Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний совместно с ЦИПКР во время избирательной кампании завершил проект «Кандидаты в президенты в телеэфире».

Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».

Оценивалась представленность на федеральных телеканалах следующих кандидатов в президенты: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак, Б. Ю. Титова, С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина.

Помимо пяти основных федеральных телеканалов («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), в мониторинге были учтены сюжеты, которые вышли на каналах «Дождь», РБК, «Россия 24», «Russia Today», «Вместе-РФ», «Звезда», «МТРК МИР», ОТР, «5 канал» и других.

В период с 22 декабря 2017 г. по 16 марта 2018 г. на федеральных телеканалах было показано 18696 телесюжетов с упоминанием лидеров различных политических сил (для М. Сурайкина и С. Бабурина учёт был введён с 1 января 2018 г.). (Табл.1).

Таблица 1

Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил

на федеральных телеканалах

ФИОВсего сообщенийДоля сюжетов в %На центральных каналахДоля сюжетов в %
1. В. В. Путин1118259,8480859,1
2. В. В. Жириновский 15088,17048,7
3. П. Н. Грудинин 13177,05757,1
4. К. А. Собчак12706,84695,8
5. Б. Ю. Титов10465,64635,7
6. Г. А. Явлинский9955,34785,9
7. М. А. Сурайкин7123,83414,2
8. С. Н. Бабурин6663,62953,6
ВСЕГО:18696100%8133100%

Таким образом, наибольшее число упоминаний в телесюжетах получил В. В. Путин. Президент России был представлен в 11182 телесюжетов (59,8%), из них 4808 сюжет вышел на центральных федеральных телеканалах (59,1% всех сюжетов центральных каналов)

Второе по упоминаемости место занял В. В. Жириновский: 8,1% сюжетов всех каналов и 8,7% сообщений центральных каналов.

П. Н. Грудинин оказался на третьем по количеству упоминаний месте: 1317 телесюжетов (7%), из них 575 сообщений на центральных каналах (7,1%).

К. А. Собчак упоминалась в 6,8% сюжетов, на центральных каналах в 5,8% сообщений. Б. Ю. Титов упоминался в 5,6% всех сообщений и в 5,7% сюжетов центральных каналов. Г. А. Явлинский упоминался в 5,3% и в 5,9% сюжетов соответственно. М. А. Сурайкин был упомянут в 3,8% всех телесюжетов и в 4,2% сообщений центральных каналов. С. Н. Бабурин был упомянут в 3,6% сюжетов как всех, так и пяти центральных телеканалов.

Рассмотрим, сколько сообщений, посвящённых кандидатам на пост Президента, вышло на федеральных каналах в период с 22 декабря 2017 года по 16 марта 2018 года (график 1)

График 1

Распределение телесюжетов с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 22 декабря – 16 марта

Таким образом, наибольшую долю эфира занимают сообщения с упоминанием В. В. Путина (59%). На втором месте по упоминаемости В. Жириновский (8% сюжетов). П. Н. Грудинин разделил третье по упоминаемости в телеэфире место с К. Собчак (по 7% сообщений).

Б. Титов получил 6% всех сообщений, Г. Явлинский 5% сюжетов, С. Бабурин и М. Сурайкин по 4% сообщений.

Рассмотрим, как изменялась представленность кандидатов на пост Президента в течение избирательной кампании (график 2):

График 2

Динамика представленности кандидатов в эфире федеральных каналов (кол-во сообщений)

Таким образом, доля упоминаний П. Грудинина в телеэфире колебалась в пределах от 5% (в конце февраля) до 9% (в период 18-24 февраля и 4-10 марта). Доля В. Путина колебалась в пределах 44-77%, В. Жириновского – 5-12%, К. Собчак – 4-9%, Г. Явлинского – 2-8%, М. Сурайкина – 2-7%, С. Бабурина – 1-7%.

Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина

Доминирование В.В. Путина в телеэфире – это политическая константа. Поэтому в настоящем мониторинговом проекте рассматривается хронометраж упоминаемости только его основных оппонентов. В методике мониторинга определено - не учитывать политический телеэфир с упоминанием В.В.Путина.

В целом, подсчитывается продолжительность освещения деятельности семи кандидатов на пост Президента Российской Федерации (П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, Б. Ю. Титова и К. А. Собчак – с 22 декабря 2017 г., С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведется хронометраж «синхрона» (прямой речи) данных лидеров (табл.2)

Таблица 2

Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 16 марта

КандидатПродолжительность эфира, сек%Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек%
П. Н. Грудинин 4688928,21174115,4
В. В. Жириновский 4443626,72666235,0
К. А. Собчак1858611,2859011,3
Б. Ю. Титов1673710,1799510,5
Г. А. Явлинский163959,8835011,0
М. А. Сурайкин134428,172149,5
С. Н. Бабурин100306,056067,4

В период с 22 декабря по 16 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 46 часов 15 минут лидерского эфира (Гр. 3).

График 3

Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 16 марта

Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (28% или 13 часов 1 минуту).

В. В. Жириновскому досталось 27% эфира или 12 часов 20 минут, К. А. Собчак 11%, Г. А. Явлинскому и Б. Ю. Титову по 10%, М. А. Сурайкину 8%, С Н. Бабурину 6% эфирного времени.

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 36% суммарного времени. К. Собчак и Г. Явлинскому было выделено по 11% эфира, Б. Титову 10%, М. Сурайкину 9% и С. Бабурину 7%,

П. Грудинин получил 3 часа 15 минут синхрона или 16% времени для прямой речи, что в два раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.4).

График 4

Структура суммарного лидерского синхрона, 22 декабря – 16 марта

Рассмотрим, как изменялась структура суммарного лидерского эфира в период избирательной кампании (График 5):

График 5

Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек 2017 г. – 16 марта 2018 г.

В период избирательной кампании 2018 г. доля П. Н. Грудинина была наибольшей в период с 4 по 10 марта (что было обусловлено потоком негатива в адрес кандидата) и 22-31 декабря (интерес к неожиданно выдвинутому кандидату от Компартии).

Непосредственно в последнюю перед выборами неделю наблюдалась попытка выровнять эфир кандидатов. Так, например, в период с 25 февраля по 3 марта П. Грудинин и В. Жириновский получали по 27 и 28% эфира соответственно, остальные кандидаты 11% и менее процентов эфирного времени. В первую неделю марта П. Грудинину досталось 41% эфира, остальные 15% и менее. А вот в период с 11 по 16 марта все кандидаты получили 11-18% эфирного времени: 18% П. Грудинин, 17% Б. Титов, 15% М. Сурайкин, 14% К. Собчак, 13% В. Жириновский,12% С. Бабурин и 11% Г. Явлинский.

Рассмотрим, сколько раз кандидаты на пост президента были приглашены в аналитические передачи в период избирательной кампании (Таблица 3)

Таблица 3

Присутствие кандидатов в президенты в аналитических передачах, а также интервью с ними (22 декабря 2017 г. – 16 марта 2018 г.):

Кандидат/Телеканал«Первый»«Россия»НТВВсего
В. В. Жириновский -17118
П. Н. Грудинин 1427
К. А. Собчак1113
Г. А. Явлинский-213
Б. Ю. Титов-2-2
М. А. Сурайкин-1-1
С. Н. Бабурин-1-1

В период с 22 декабря по 16 марта в эфир вышли 33 телепередачи, содержащие выступления кандидатов на пост Президента в аналитических программах, либо интервью с ними как в авторских, так и в новостных телепередачах.

Чаще всего приглашался в аналитические передачи и давал интервью В. Жириновский (18 раз). П. Грудинин выступил семь раз (пять из них в декабре, 12 января и 28 января, т.е. в феврале и марте кандидат от КПРФ не приглашался в авторские программы и не давал интервью). К. Собчак и Г. Явлинский выступили по три раза, Б. Титов дважды, М. Сурайкин и С. Бабурин по одному разу.

Рассмотрим как распределялся синхрон кандидатов в эфире аналитических телепередач в период избирательной кампании в 2018 г. (График 6)

График 6

Структура суммарного лидерского синхрона в аналитических телепередачах и интервью, 1 января – 16 марта 2018 г.

Таким образом, в период с 1 января по 16 марта 2018 года 56% синхрона авторских передач получил В. Жириновский.

13% пришлось на выступления Г. Явлинского, 12% на выступления К. Собчак, по 6% было выделено высказываниям Б. Титова, С. Бабурина и М. Сурайкина.

П. Грудинину в 2018 году было представлено время для выступления в двух интервью (12 января на НТВ и 28 января на «России»), что заняло 2 минуты 41 секунду синхрона или всего 1% эфира.

Рассмотрим соотношение сюжетов с негативом и позитивом по отношению к кандидату от КПРФ (График 7)

График 7

Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине и членах его штаба на ведущих телеканалах

Таким образом, в период избирательной кампании не прекращался поток негатива в адрес кандидата от КПРФ. Пики негатива пришлись на 3-9 марта и 14-19 января. Наиболее позитивно деятельность кандидата освещалась 7-12 февраля.

Рассмотрим общий объём сюжетов различной тональности на едином графике (График 8).

График 8

Общая оценка тональности сюжетов по отношению к П.Н. Грудинину на пяти основных федеральных телеканалах в период с 14 января по 16 марта 2018 года (количество сюжетов)

Т.е. за период с 14 января по 16 марта преобладали резко негативные сюжеты о П. Н. Грудинине (50%), на негативные пришлось ещё 10%. Позитивные сообщения составили всего 16% сюжетов, а очень позитивные и того меньше – 3%. Ещё 21% сюжетов были выдержаны в нейтральном тоне.

Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина в период предвыборной агитации (18 февраля – 16 марта)

Рассмотрим, как выглядело распределение лидерского телеэфира в последний месяц избирательной кампании (Таблица 4).

Таблица 4

Структура суммарного лидерского эфира, 18 февраля – 16 марта

КандидатПродолжительность эфира, сек%Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек%
П. Н. Грудинин 1685430,5344514,2
В. В. Жириновский 1051019,0625725,7
Г. А. Явлинский50889,2270311,1
Б. Ю. Титов608211,0305112,5
К. А. Собчак579410,5294912,1
С. Н. Бабурин48908,9267011,0
М. А. Сурайкин600110,9323613,3

В период с 18 февраля по 16 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 15 часов 20 минут лидерского эфира (График 9).

График 9

Структура суммарного лидерского эфира, 18 февраля – 16 марта

Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (31% или 4 часа 40 минут).

В. В. Жириновскому досталось 19% эфира, Б. Ю. Титову и М. А. Сурайкину по 11%, К. А. Собчак 10%, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину по 9% эфирного времени.

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 26% суммарного времени. Б. Титову и М. Сурайкину по 13%, К. Собчак 12%, Г. Явлинскому и С. Бабурину по 11%,

П. Грудинин получил 57 минут синхрона или 14% времени для прямой речи, что в два раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.10).

График 10

Структура суммарного лидерского синхрона, 18 февраля – 16 марта

Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.5):

Таблица 5

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек363317049741052119610351317
%331691011912
«Россия»сек5825556520582765244218642539
%252491211811
НТВсек1487644311405458225250
%39178111267
ТВЦсек3132209216741640162617451795
%23151212121313
Рен-ТВсек2777505712207221100
%741326213

П. Грудинин получил наибольшее количество эфирного времени на Рен-ТВ (74%), наименьшее – на ТВЦ (23%).

В. Жириновскому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «России» (24%), Г. Явлинскому на ТВЦ (12%), Б. Титову на «России» и ТВЦ (по 12%), К. Собчак на НТВ и ТВЦ (по 12%), С. Бабурину и М. Сурайкину на ТВЦ (по 13%) (График 11)

График 11

Структура эфира федеральных телеканалов, 18 февраля – 16 марта

Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 6):

Таблица 6

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек758912500547647585715
%16201112141315
«Россия»сек1408368111671475139010461425
%1232101312912
НТВсек174261164141879371
%18261714997
ТВЦсек85912128548678259461005
%13181313131415
Рен-ТВсек24619118210020
%503944004

Наибольшую долю лидерского синхрона П. Грудинину предоставил Рен-ТВ (50%), наименьшую – «Россия» (12%).

График 12

Структура синхрона федеральных телеканалов, 18 февраля – 16 марта

Предпочтение В. Жириновскому отдали телеканалы Рен-ТВ и «Россия» (39 и 32%), Г. Явлинскому – НТВ (17%), Б. Титову – НТВ (14%). К. Собчак – «Первый» (14%), С. Бабурину – ТВЦ (14%), М. Сурайкину – ТВЦ и «Первый» (15%) (График 12).

Некоторые выводы:

  • В период президентской избирательной кампании 2018 года (22 декабря 2017 г. – 16 марта 2018 г.) основной объём эфирного времени федеральные телеканалы выделили действующему Президенту РФ В. В. Путину (59,8% всех сюжетов и 59,1% сюжетов пяти центральных федеральных телеканалов).
  • Второе по упоминаемости место занял В. В. Жириновский (8,1% и 8,7% сюжетов) соответственно.
  • П. Н. Грудинин оказался на третьем по упоминаемости месте: 7% всех сюжетов и 7,1% сюжетов центральных каналов. В течение избирательной кампании доля сюжетов с упоминаниями П. Грудинина колебалась в пределах 5 – 9% всех сообщений.
  • По хронометражу на пяти федеральных телеканалах основную долю лидерского непутинского политического телеэфира в период избирательной кампании получил П. Н. Грудинин. Он занял первое место в общем эфире (28,2%), незначительно обогнав В. Жириновского (26,7%). При этом в синхроне кандидат от КПРФ получил в два раза меньше времени для прямой речи, чем лидер ЛДПР (15,4% против 35%). Данная ситуация объясняется тем, что П. Грудинин часто упоминался в негативном ключе и при этом получал мало возможностей для высказывания своей позиции.
  • В период избирательной кампании (с 22 декабря по 16 марта) в эфир вышло 33 аналитические передачи и интервью с участием кандидатов на пост Президента. Чаще всего в них выступал В. Жириновский (18 раз). П. Грудинин выступил семь раз, К. Собчак и Г. Явлинский по три раза, М. Сурайкин и С. Бабурин по одному разу.
  • При этом в период с 1 января по 16 марта П. Грудинин дважды дал краткие интервью, что заняло лишь 1% всего синхрона кандидатов в аналитических телепередачах. Тогда как В. Жириновский за тот же период получил 56% синхрона в аналитике, Г. Явлинский 13%, К. Собчак 12%, Б. Титов, М. Сурайкин и С. Бабурин по 6%.
  • Несмотря на то, что П. Грудинин получил наибольшую лидерского непутинского политического телеэфира, большая часть внимания к политику носила негативный и резко негативный характер. Так, за период с 14 января по 16 марта среди вышедших на пяти центральных федеральных каналах сюжетов с упоминаниями кандидата от КПРФ 50% носили резко негативный, 10% негативный, 21% нейтральный, 16% позитивный и лишь 3% сюжетов очень позитивный характер.
  • П. Грудинин стал единственным из кандидатов, по которому в течение всей избирательной кампании в эфир выпускалась негативная информация. Бесконечно муссировались темы иностранных счетов и собственности, обманутых дольщиков. При этом в отношении ни одного из остальных кандидатов на пост Президента не проводилось подобной планомерной и безостановочной информационной атаки.
  • В месяц предвыборной агитации (с 18 февраля по 16 марта) распределение эфирного времени выглядит аналогичным образом: в общем эфире первое место у П. Грудинина, второе у В. Жириновского (31 против 19%), в синхроне первое место у В. Жириновского, а у кандидата от КПРФ синхрона в два раза меньше (26 против 14%).
  • Что касается остальных участников президентской гонки, то разрыв между представленностью в телеэфире В. Жириновского с П. Грудининым и всех остальных весьма велик. Наибольшую долю эфира в период с 22 декабря по 16 марта среди данных кандидатов получила К. Собчак (11%), Б. Титову и Г. Явлинскому досталось по 10% общего эфира, М. Сурайкину 8%, С. Бабурину – 6%. При этом следует учитывать, что М. Сурайкин и С. Бабурин были включены в обзор только с 1 января 2018 г, а все остальные кандидаты с 22 декабря 2017 г. В месяц предвыборной агитации Б. Ю. Титову и М. А. Сурайкину досталось по 11% эфирного времени, К. А. Собчак 10%, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину по 9% эфирного времени.
  • Т.о. в период президентской избирательной кампании 2018 года лидерами по освещению в телеэфире были В. Путин (чьё эфирное время не учитывалось в аналитической записке), П. Грудинин и В. Жириновский. Все остальные кандидаты освещались не более 11% эфирного времени каждый. Негативное освещение получил только кандидат от КПРФ.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.