К итогам выборов Президента-2018: Кандидаты в телеэфире 22 декабря 2017 – 16 марта 2018 гг.
К итогам выборов Президента-2018: Кандидаты в телеэфире 22 декабря 2017 – 16 марта 2018 гг.
Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний совместно с ЦИПКР во время избирательной кампании завершил проект «Кандидаты в президенты в телеэфире».
Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».
Оценивалась представленность на федеральных телеканалах следующих кандидатов в президенты: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак, Б. Ю. Титова, С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина.
Помимо пяти основных федеральных телеканалов («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), в мониторинге были учтены сюжеты, которые вышли на каналах «Дождь», РБК, «Россия 24», «Russia Today», «Вместе-РФ», «Звезда», «МТРК МИР», ОТР, «5 канал» и других.
В период с 22 декабря 2017 г. по 16 марта 2018 г. на федеральных телеканалах было показано 18696 телесюжетов с упоминанием лидеров различных политических сил (для М. Сурайкина и С. Бабурина учёт был введён с 1 января 2018 г.). (Табл.1).
Таблица 1
Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил
на федеральных телеканалах
ФИО | Всего сообщений | Доля сюжетов в % | На центральных каналах | Доля сюжетов в % |
1. В. В. Путин | 11182 | 59,8 | 4808 | 59,1 |
2. В. В. Жириновский | 1508 | 8,1 | 704 | 8,7 |
3. П. Н. Грудинин | 1317 | 7,0 | 575 | 7,1 |
4. К. А. Собчак | 1270 | 6,8 | 469 | 5,8 |
5. Б. Ю. Титов | 1046 | 5,6 | 463 | 5,7 |
6. Г. А. Явлинский | 995 | 5,3 | 478 | 5,9 |
7. М. А. Сурайкин | 712 | 3,8 | 341 | 4,2 |
8. С. Н. Бабурин | 666 | 3,6 | 295 | 3,6 |
ВСЕГО: | 18696 | 100% | 8133 | 100% |
Таким образом, наибольшее число упоминаний в телесюжетах получил В. В. Путин. Президент России был представлен в 11182 телесюжетов (59,8%), из них 4808 сюжет вышел на центральных федеральных телеканалах (59,1% всех сюжетов центральных каналов)
Второе по упоминаемости место занял В. В. Жириновский: 8,1% сюжетов всех каналов и 8,7% сообщений центральных каналов.
П. Н. Грудинин оказался на третьем по количеству упоминаний месте: 1317 телесюжетов (7%), из них 575 сообщений на центральных каналах (7,1%).
К. А. Собчак упоминалась в 6,8% сюжетов, на центральных каналах в 5,8% сообщений. Б. Ю. Титов упоминался в 5,6% всех сообщений и в 5,7% сюжетов центральных каналов. Г. А. Явлинский упоминался в 5,3% и в 5,9% сюжетов соответственно. М. А. Сурайкин был упомянут в 3,8% всех телесюжетов и в 4,2% сообщений центральных каналов. С. Н. Бабурин был упомянут в 3,6% сюжетов как всех, так и пяти центральных телеканалов.
Рассмотрим, сколько сообщений, посвящённых кандидатам на пост Президента, вышло на федеральных каналах в период с 22 декабря 2017 года по 16 марта 2018 года (график 1)
График 1
Распределение телесюжетов с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 22 декабря – 16 марта
Таким образом, наибольшую долю эфира занимают сообщения с упоминанием В. В. Путина (59%). На втором месте по упоминаемости В. Жириновский (8% сюжетов). П. Н. Грудинин разделил третье по упоминаемости в телеэфире место с К. Собчак (по 7% сообщений).
Б. Титов получил 6% всех сообщений, Г. Явлинский 5% сюжетов, С. Бабурин и М. Сурайкин по 4% сообщений.
Рассмотрим, как изменялась представленность кандидатов на пост Президента в течение избирательной кампании (график 2):
График 2
Динамика представленности кандидатов в эфире федеральных каналов (кол-во сообщений)
Таким образом, доля упоминаний П. Грудинина в телеэфире колебалась в пределах от 5% (в конце февраля) до 9% (в период 18-24 февраля и 4-10 марта). Доля В. Путина колебалась в пределах 44-77%, В. Жириновского – 5-12%, К. Собчак – 4-9%, Г. Явлинского – 2-8%, М. Сурайкина – 2-7%, С. Бабурина – 1-7%.
Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина
Доминирование В.В. Путина в телеэфире – это политическая константа. Поэтому в настоящем мониторинговом проекте рассматривается хронометраж упоминаемости только его основных оппонентов. В методике мониторинга определено - не учитывать политический телеэфир с упоминанием В.В.Путина.
В целом, подсчитывается продолжительность освещения деятельности семи кандидатов на пост Президента Российской Федерации (П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, Б. Ю. Титова и К. А. Собчак – с 22 декабря 2017 г., С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведется хронометраж «синхрона» (прямой речи) данных лидеров (табл.2)
Таблица 2
Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 16 марта
Кандидат | Продолжительность эфира, сек | % | Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек | % |
П. Н. Грудинин | 46889 | 28,2 | 11741 | 15,4 |
В. В. Жириновский | 44436 | 26,7 | 26662 | 35,0 |
К. А. Собчак | 18586 | 11,2 | 8590 | 11,3 |
Б. Ю. Титов | 16737 | 10,1 | 7995 | 10,5 |
Г. А. Явлинский | 16395 | 9,8 | 8350 | 11,0 |
М. А. Сурайкин | 13442 | 8,1 | 7214 | 9,5 |
С. Н. Бабурин | 10030 | 6,0 | 5606 | 7,4 |
В период с 22 декабря по 16 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 46 часов 15 минут лидерского эфира (Гр. 3).
График 3
Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 16 марта
Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (28% или 13 часов 1 минуту).
В. В. Жириновскому досталось 27% эфира или 12 часов 20 минут, К. А. Собчак 11%, Г. А. Явлинскому и Б. Ю. Титову по 10%, М. А. Сурайкину 8%, С Н. Бабурину 6% эфирного времени.
Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 36% суммарного времени. К. Собчак и Г. Явлинскому было выделено по 11% эфира, Б. Титову 10%, М. Сурайкину 9% и С. Бабурину 7%,
П. Грудинин получил 3 часа 15 минут синхрона или 16% времени для прямой речи, что в два раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.4).
График 4
Структура суммарного лидерского синхрона, 22 декабря – 16 марта
Рассмотрим, как изменялась структура суммарного лидерского эфира в период избирательной кампании (График 5):
График 5
Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек 2017 г. – 16 марта 2018 г.
В период избирательной кампании 2018 г. доля П. Н. Грудинина была наибольшей в период с 4 по 10 марта (что было обусловлено потоком негатива в адрес кандидата) и 22-31 декабря (интерес к неожиданно выдвинутому кандидату от Компартии).
Непосредственно в последнюю перед выборами неделю наблюдалась попытка выровнять эфир кандидатов. Так, например, в период с 25 февраля по 3 марта П. Грудинин и В. Жириновский получали по 27 и 28% эфира соответственно, остальные кандидаты 11% и менее процентов эфирного времени. В первую неделю марта П. Грудинину досталось 41% эфира, остальные 15% и менее. А вот в период с 11 по 16 марта все кандидаты получили 11-18% эфирного времени: 18% П. Грудинин, 17% Б. Титов, 15% М. Сурайкин, 14% К. Собчак, 13% В. Жириновский,12% С. Бабурин и 11% Г. Явлинский.
Рассмотрим, сколько раз кандидаты на пост президента были приглашены в аналитические передачи в период избирательной кампании (Таблица 3)
Таблица 3
Присутствие кандидатов в президенты в аналитических передачах, а также интервью с ними (22 декабря 2017 г. – 16 марта 2018 г.):
Кандидат/Телеканал | «Первый» | «Россия» | НТВ | Всего |
В. В. Жириновский | - | 17 | 1 | 18 |
П. Н. Грудинин | 1 | 4 | 2 | 7 |
К. А. Собчак | 1 | 1 | 1 | 3 |
Г. А. Явлинский | - | 2 | 1 | 3 |
Б. Ю. Титов | - | 2 | - | 2 |
М. А. Сурайкин | - | 1 | - | 1 |
С. Н. Бабурин | - | 1 | - | 1 |
В период с 22 декабря по 16 марта в эфир вышли 33 телепередачи, содержащие выступления кандидатов на пост Президента в аналитических программах, либо интервью с ними как в авторских, так и в новостных телепередачах.
Чаще всего приглашался в аналитические передачи и давал интервью В. Жириновский (18 раз). П. Грудинин выступил семь раз (пять из них в декабре, 12 января и 28 января, т.е. в феврале и марте кандидат от КПРФ не приглашался в авторские программы и не давал интервью). К. Собчак и Г. Явлинский выступили по три раза, Б. Титов дважды, М. Сурайкин и С. Бабурин по одному разу.
Рассмотрим как распределялся синхрон кандидатов в эфире аналитических телепередач в период избирательной кампании в 2018 г. (График 6)
График 6
Структура суммарного лидерского синхрона в аналитических телепередачах и интервью, 1 января – 16 марта 2018 г.
Таким образом, в период с 1 января по 16 марта 2018 года 56% синхрона авторских передач получил В. Жириновский.
13% пришлось на выступления Г. Явлинского, 12% на выступления К. Собчак, по 6% было выделено высказываниям Б. Титова, С. Бабурина и М. Сурайкина.
П. Грудинину в 2018 году было представлено время для выступления в двух интервью (12 января на НТВ и 28 января на «России»), что заняло 2 минуты 41 секунду синхрона или всего 1% эфира.
Рассмотрим соотношение сюжетов с негативом и позитивом по отношению к кандидату от КПРФ (График 7)
График 7
Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине и членах его штаба на ведущих телеканалах
Таким образом, в период избирательной кампании не прекращался поток негатива в адрес кандидата от КПРФ. Пики негатива пришлись на 3-9 марта и 14-19 января. Наиболее позитивно деятельность кандидата освещалась 7-12 февраля.
Рассмотрим общий объём сюжетов различной тональности на едином графике (График 8).
График 8
Общая оценка тональности сюжетов по отношению к П.Н. Грудинину на пяти основных федеральных телеканалах в период с 14 января по 16 марта 2018 года (количество сюжетов)
Т.е. за период с 14 января по 16 марта преобладали резко негативные сюжеты о П. Н. Грудинине (50%), на негативные пришлось ещё 10%. Позитивные сообщения составили всего 16% сюжетов, а очень позитивные и того меньше – 3%. Ещё 21% сюжетов были выдержаны в нейтральном тоне.
Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина в период предвыборной агитации (18 февраля – 16 марта)
Рассмотрим, как выглядело распределение лидерского телеэфира в последний месяц избирательной кампании (Таблица 4).
Таблица 4
Структура суммарного лидерского эфира, 18 февраля – 16 марта
Кандидат | Продолжительность эфира, сек | % | Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек | % |
П. Н. Грудинин | 16854 | 30,5 | 3445 | 14,2 |
В. В. Жириновский | 10510 | 19,0 | 6257 | 25,7 |
Г. А. Явлинский | 5088 | 9,2 | 2703 | 11,1 |
Б. Ю. Титов | 6082 | 11,0 | 3051 | 12,5 |
К. А. Собчак | 5794 | 10,5 | 2949 | 12,1 |
С. Н. Бабурин | 4890 | 8,9 | 2670 | 11,0 |
М. А. Сурайкин | 6001 | 10,9 | 3236 | 13,3 |
В период с 18 февраля по 16 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 15 часов 20 минут лидерского эфира (График 9).
График 9
Структура суммарного лидерского эфира, 18 февраля – 16 марта
Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (31% или 4 часа 40 минут).
В. В. Жириновскому досталось 19% эфира, Б. Ю. Титову и М. А. Сурайкину по 11%, К. А. Собчак 10%, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину по 9% эфирного времени.
Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 26% суммарного времени. Б. Титову и М. Сурайкину по 13%, К. Собчак 12%, Г. Явлинскому и С. Бабурину по 11%,
П. Грудинин получил 57 минут синхрона или 14% времени для прямой речи, что в два раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.10).
График 10
Структура суммарного лидерского синхрона, 18 февраля – 16 марта
Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.5):
Таблица 5
Структура эфирного времени федеральных телеканалов
Телеканал | П. Грудинин | В. Жириновский | Г. Явлинский | Б. Титов | К. Собчак | С. Бабурин | М. Сурайкин | |
«Первый» | сек | 3633 | 1704 | 974 | 1052 | 1196 | 1035 | 1317 |
% | 33 | 16 | 9 | 10 | 11 | 9 | 12 | |
«Россия» | сек | 5825 | 5565 | 2058 | 2765 | 2442 | 1864 | 2539 |
% | 25 | 24 | 9 | 12 | 11 | 8 | 11 | |
НТВ | сек | 1487 | 644 | 311 | 405 | 458 | 225 | 250 |
% | 39 | 17 | 8 | 11 | 12 | 6 | 7 | |
ТВЦ | сек | 3132 | 2092 | 1674 | 1640 | 1626 | 1745 | 1795 |
% | 23 | 15 | 12 | 12 | 12 | 13 | 13 | |
Рен-ТВ | сек | 2777 | 505 | 71 | 220 | 72 | 21 | 100 |
% | 74 | 13 | 2 | 6 | 2 | 1 | 3 |
П. Грудинин получил наибольшее количество эфирного времени на Рен-ТВ (74%), наименьшее – на ТВЦ (23%).
В. Жириновскому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «России» (24%), Г. Явлинскому на ТВЦ (12%), Б. Титову на «России» и ТВЦ (по 12%), К. Собчак на НТВ и ТВЦ (по 12%), С. Бабурину и М. Сурайкину на ТВЦ (по 13%) (График 11)
График 11
Структура эфира федеральных телеканалов, 18 февраля – 16 марта
Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 6):
Таблица 6
Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов
Телеканал | П. Грудинин | В. Жириновский | Г. Явлинский | Б. Титов | К. Собчак | С. Бабурин | М. Сурайкин | |
«Первый» | сек | 758 | 912 | 500 | 547 | 647 | 585 | 715 |
% | 16 | 20 | 11 | 12 | 14 | 13 | 15 | |
«Россия» | сек | 1408 | 3681 | 1167 | 1475 | 1390 | 1046 | 1425 |
% | 12 | 32 | 10 | 13 | 12 | 9 | 12 | |
НТВ | сек | 174 | 261 | 164 | 141 | 87 | 93 | 71 |
% | 18 | 26 | 17 | 14 | 9 | 9 | 7 | |
ТВЦ | сек | 859 | 1212 | 854 | 867 | 825 | 946 | 1005 |
% | 13 | 18 | 13 | 13 | 13 | 14 | 15 | |
Рен-ТВ | сек | 246 | 191 | 18 | 21 | 0 | 0 | 20 |
% | 50 | 39 | 4 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Наибольшую долю лидерского синхрона П. Грудинину предоставил Рен-ТВ (50%), наименьшую – «Россия» (12%).
График 12
Структура синхрона федеральных телеканалов, 18 февраля – 16 марта
Предпочтение В. Жириновскому отдали телеканалы Рен-ТВ и «Россия» (39 и 32%), Г. Явлинскому – НТВ (17%), Б. Титову – НТВ (14%). К. Собчак – «Первый» (14%), С. Бабурину – ТВЦ (14%), М. Сурайкину – ТВЦ и «Первый» (15%) (График 12).
Некоторые выводы:
- В период президентской избирательной кампании 2018 года (22 декабря 2017 г. – 16 марта 2018 г.) основной объём эфирного времени федеральные телеканалы выделили действующему Президенту РФ В. В. Путину (59,8% всех сюжетов и 59,1% сюжетов пяти центральных федеральных телеканалов).
- Второе по упоминаемости место занял В. В. Жириновский (8,1% и 8,7% сюжетов) соответственно.
- П. Н. Грудинин оказался на третьем по упоминаемости месте: 7% всех сюжетов и 7,1% сюжетов центральных каналов. В течение избирательной кампании доля сюжетов с упоминаниями П. Грудинина колебалась в пределах 5 – 9% всех сообщений.
- По хронометражу на пяти федеральных телеканалах основную долю лидерского непутинского политического телеэфира в период избирательной кампании получил П. Н. Грудинин. Он занял первое место в общем эфире (28,2%), незначительно обогнав В. Жириновского (26,7%). При этом в синхроне кандидат от КПРФ получил в два раза меньше времени для прямой речи, чем лидер ЛДПР (15,4% против 35%). Данная ситуация объясняется тем, что П. Грудинин часто упоминался в негативном ключе и при этом получал мало возможностей для высказывания своей позиции.
- В период избирательной кампании (с 22 декабря по 16 марта) в эфир вышло 33 аналитические передачи и интервью с участием кандидатов на пост Президента. Чаще всего в них выступал В. Жириновский (18 раз). П. Грудинин выступил семь раз, К. Собчак и Г. Явлинский по три раза, М. Сурайкин и С. Бабурин по одному разу.
- При этом в период с 1 января по 16 марта П. Грудинин дважды дал краткие интервью, что заняло лишь 1% всего синхрона кандидатов в аналитических телепередачах. Тогда как В. Жириновский за тот же период получил 56% синхрона в аналитике, Г. Явлинский 13%, К. Собчак 12%, Б. Титов, М. Сурайкин и С. Бабурин по 6%.
- Несмотря на то, что П. Грудинин получил наибольшую лидерского непутинского политического телеэфира, большая часть внимания к политику носила негативный и резко негативный характер. Так, за период с 14 января по 16 марта среди вышедших на пяти центральных федеральных каналах сюжетов с упоминаниями кандидата от КПРФ 50% носили резко негативный, 10% негативный, 21% нейтральный, 16% позитивный и лишь 3% сюжетов очень позитивный характер.
- П. Грудинин стал единственным из кандидатов, по которому в течение всей избирательной кампании в эфир выпускалась негативная информация. Бесконечно муссировались темы иностранных счетов и собственности, обманутых дольщиков. При этом в отношении ни одного из остальных кандидатов на пост Президента не проводилось подобной планомерной и безостановочной информационной атаки.
- В месяц предвыборной агитации (с 18 февраля по 16 марта) распределение эфирного времени выглядит аналогичным образом: в общем эфире первое место у П. Грудинина, второе у В. Жириновского (31 против 19%), в синхроне первое место у В. Жириновского, а у кандидата от КПРФ синхрона в два раза меньше (26 против 14%).
- Что касается остальных участников президентской гонки, то разрыв между представленностью в телеэфире В. Жириновского с П. Грудининым и всех остальных весьма велик. Наибольшую долю эфира в период с 22 декабря по 16 марта среди данных кандидатов получила К. Собчак (11%), Б. Титову и Г. Явлинскому досталось по 10% общего эфира, М. Сурайкину 8%, С. Бабурину – 6%. При этом следует учитывать, что М. Сурайкин и С. Бабурин были включены в обзор только с 1 января 2018 г, а все остальные кандидаты с 22 декабря 2017 г. В месяц предвыборной агитации Б. Ю. Титову и М. А. Сурайкину досталось по 11% эфирного времени, К. А. Собчак 10%, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину по 9% эфирного времени.
- Т.о. в период президентской избирательной кампании 2018 года лидерами по освещению в телеэфире были В. Путин (чьё эфирное время не учитывалось в аналитической записке), П. Грудинин и В. Жириновский. Все остальные кандидаты освещались не более 11% эфирного времени каждый. Негативное освещение получил только кандидат от КПРФ.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России