Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

П.Н. Грудинин в блоге на «Эхо Москвы»: Здравоохранение нельзя отдавать на откуп коммерсантам

Министр здравоохранения В.Скворцова периодически радует нас сообщениями о новых технологиях в медицине. Например, о том, что «60% медорганизаций переходят на электронный документооборот, а более 60 регионов имеют централизованные архивы цифровых изображений». Вводятся осмотры по скайпу. Но многие наши несознательные граждане жалуются на падение качества медицины. Наши граждане даже не всегда могут дождаться «скорой» или попасть к профильному специалисту.

Грудинин Павел Николаевич
Грудинин
Павел
Николаевич
Персональная страница

Формально здравоохранение в России бесплатное. Но объём платных услуг в больницах и поликлиниках постоянно растёт. За 2016 год этот объём только в государственных клиниках вырос на 30%. Всё больше неформальных «соплатежей» и скрытого вымогательства со стороны медиков. Эти позорные явления превращаются в обычную практику.

Корень зла, прежде всего, в тотальном недофинансировании медицины. В Европе доля расходов на здравоохранение 9 -12% ВВП. Это почти в три раза больше, чем в России! Отменена обязательная ежегодная диспансеризация всех жителей страны, как это было в СССР. Люди предпочитают заниматься самолечением. Так быстрее и дешевле, да ещё и нервы сбережёшь.

Программа госгарантий (ПГГ) — основа бесплатной медпомощи —во многих регионах труднодоступна. Да ещё расходы региональных бюджетов из-за безденежья постоянно снижаются. У госучреждений здравоохранения сейчас долгов более чем на 500 млрд. рублей.

Районным больницам средств едва хватает на зарплату персоналу, налоги и коммуналку. Остальное — по остаточному принципу и часто за счёт самих пациентов. Даже минимальные стандарты лечения недофинансированы в 2-3 раза. Обычными явлениями стали покупка пациентами лекарств, оплата диагностических и лечебных процедур.

Не лучше ситуация и с оборудованием. То, которое было закуплено в рамках нацпроекта 2007 года, модернизации 2011-2012 годов, постепенно выходит из строя. А его замена не под силу даже крупным клиникам!

Только для 10% граждан доступны современные препараты для лечения онкозаболеваний и лекарства от давления. Остро стоит проблема высокотехнологичной помощи даже для детей. На операции деньги собираются всем миром. Это позор, ведь мы богатейшая страна!

Вновь обсуждаются реформы ОМС. Говорят о переносе части расходов на медицину с государства на страховые компании. То есть теперь страховщики вместо врачей будут решать, в чём пациент нуждается, а в чём – нет.

Вообще сам выбор для России страховой модели, когда основной объём средств идёт через систему ОМС, сомнителен с точки зрения эффективности. Модель, по которой деньги следуют в лечебное учреждение «за пациентом», хороша лишь больницам и поликлиникам в городах, с большим числом посетителей. Это хорошо для небольших стран с равномерной заселённостью и хорошими дорогами, но не для России.

У нас же страховые компании — лишь посредники по передаче средств из внебюджетного фонда ОМС медицинским организациям. На содержание таких посредников тратится до 50 миллиардов рублей в год! Спрашивается: зачем?

Помимо этого, Центр перекладывает всё больше обязательств на регионы, которые и без того в долгах. Всем известно, что для многих заболеваний, даже хронических, нужна их профилактика или предупреждение осложнений. Это, например, такое заболевание, как инсулинозависимый сахарный диабет. Сейчас с 14-летних детей снимают статус «ребёнок-инвалид», и дальше бремя ответственности за обеспечение лекарствами ложится на регион. А у них на это нет денег. Вот так мы получаем инвалида вместо полноценного члена общества, который мог бы работать на благо Родины.

Считаю, что «оптимизация» здравоохранения затеяна исключительно для снижения расходов путём сокращения сети медучреждений и персонала. С 2000 по 2015 год количество больниц и поликлиник сократилось в два раза — с 10,7 тысячи до 5,4 тысячи, больничных коек — с 1671 тысячи до 1222 тысяч. Число станций «скорой помощи» с 2005 по 2015 год срезали на 21,8%. Два года назад был установлен норматив: одна бригада «скорой» на 10 тысяч населения. Это даже в центре России не позволяет бригаде в сельской местности прибывать на вызов в необходимые сроки.

Сокращение числа больниц, по идее авторов реформы, должно было компенсироваться усилением менее затратного и профилактически направленного амбулаторного звена. Однако и там ни кадров, ни современного оборудования. К тому же массово ликвидируются и сами амбулатории и поликлиники. Их число за 15 лет сократилось на 12,7%, а нагрузка существенно возросла.

В первую очередь «оптимизация» ударила по жителям села. Из 130 тысяч сёл и посёлков только 45 тысяч имеют те или иные формы медицинской помощи. С 2000 года по 2014 год число медпунктов на селе сократилось более чем в 4 раза. В 17,5 тысячи населённых пунктов вообще нет даже фельдшера. А это порядка 11% от общего числа городов, посёлков и сёл. Из них более 11 тысяч расположены дальше 20 км от ближайшей медорганизации.

Как результат, в ряде регионов на селе смертность в 1,5-2 раза выше, чем в городах, а продолжительность жизни существенно ниже.

Внедрение ВОПов (офисов врача общей практики), передвижных ФАПов несколько сгладили последствия «оптимизации», но не решили проблему доступности. Внедрение с этого года телемедицинских технологий не способно в принципе заменить медицинского работника.

Последствия «оптимизации» тяжёлые, а денег от неё не прибавилось. В период 2014—2018 годов в ходе «оптимизации» планируется «сэкономить» 15 млрд. рублей. Но это менее 1% ежегодного объёма средств территориальных программ здравоохранения. И за что боролись?

Тяжелая ситуация с кадрами. Средний возраст участкового врача приближается к 60 годам. В некоторых регионах дефицит узких специалистов — 50-60%. По этой причине почти везде приёма квалифицированным специалистом приходится ожидать свыше 3-4 недель!

Жгучая проблема — оплата труда. По «майскому указу» президента РФ от 2012 года, средняя зарплата врача в 2018 году должна достигнуть 200% от средней зарплаты в регионе, среднего и младшего медицинского персонала — 100%. Но это достигается путём сокращения части персонала, увеличения нагрузки на остальных и манипуляциями при расчёте средней зарплаты.

За последние два года для повышения зарплаты медработникам было сокращено 125 000 санитарок (30% от их численности!). Они стали уборщицами без перспективы повышения зарплаты и дополнительного отпуска и не подпадают под действие указа. Но даже в этих условиях существенный «рост» зарплат, по-видимому, существует только в сводках Росстата.

За два месяца до выборов врачам, правда, существенно повысили зарплаты. Но иначе как предвыборным ходом это назвать нельзя.

Нынешняя власть взяла курс на ликвидацию бесплатной медпомощи. Это в корне неверно. Ведь здоровье — самое ценное, что есть у человека, и ставить его в зависимость от платёжеспособности гражданина неправильно и даже преступно.

Поэтому одним из моих первых шагов в качестве президента будет финансирование здравоохранения на уровне не меньше 7% от ВВП страны.

Я полностью поддерживаю законопроект КПРФ, ликвидирующий посредников в виде страховых компаний. Не должно быть никаких дополнительных звеньев между государством, медучреждением и гражданином.

Твёрдо убеждён, что необходимо установить минимально допустимую, а не среднюю, как сегодня, зарплату для специалистов-медиков с основной твёрдой окладной частью. Нужно вновь вернуться к системе обязательного распределения специалистов, получивших образование за счёт бюджета. Важен жёсткий контроль за предоставлением населению бесплатных медицинских услуг.

Все это мы можем сделать. Ведь еще недавно наше здравоохранение (бесплатное!) было одним из лучших в мире. Дело лишь за волей избирателей!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.