«Массированная атака: ложь и манипуляция». Контент-анализ "информационных" сюжетов о предвыборной кампании на федеральных телеканалах. 14 февраля 2018 года
«Массированная атака: ложь и манипуляция». Контент-анализ "информационных" сюжетов о предвыборной кампании на федеральных телеканалах. 14 февраля 2018 года.
Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ и ЦИПКР провел качественный и количественный анализ федерального политического лидерского эфира 14 февраля 2018 года с целью выявления возможных нарушений при информировании избирателей о ходе кампании по выборам президента РФ.
В указанный выше период по пяти основным федеральным телеканалам (Первый, Россия 1, НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ) были продемонстрированы 14 сюжетов из «выборного блока». Анализ стенограмм и видеоряда этих сюжетов указывает на новый резкий всплеск негативной агитации с признаками манипуляции сознанием против кандидата от КПРФ П.Н. Грудинина.
Тональность телесюжетов по отношению к кандидату от КПРФ П.Н. Грудинину
Общая информация
По отношению к кандидату в Президенты РФ от КПРФ Павлу Грудинину и членам его штаба направленность телесюжетов в период 14 февраля 2018 года распределилась следующим образом (табл.1)[1].
Таблица 1
Тональность информационных ТВ-сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине на пяти федеральных каналах 14 февраля 2018 года
Канал ТВ/ Тональность сюжетов | Резко негативно | Негативно | Нейтрально | Позитивно | Очень позитивно | Игнорирование |
Первый канал | 4 | 1 | ||||
Россия-1 | 2 | |||||
НТВ | 1 | |||||
РЕН-ТВ | 1 | |||||
ТВЦ | 3 | 1 | 1 | |||
Итого: | 11 | 1 | 1 | 1 | ||
Проценты | 84.6% | 7.7% | 7.7% |
Как видно из представленной выше таблицы 14 февраля 2018 года характер эфира на центральном ТВ по отношению к кандидату от КПРФ П.Н. Грудинину можно охарактеризовать как резко негативный.
Доля сюжетов с преобладанием открытой или скрытой резкой негативной агитацией против П.Н. Грудинина составила 84.6% от общего числа содержательных сюжетов о кандидате от КПРФ (и 78.5% всех сюжетов из «выборного» блока). При этом негативная агитация вновь относилась только к кандидату к П. Н.Грудинину.
Информационные сюжеты кандидатах в президенты РФ были посвящены следующим темам и выдержаны в следующей тональности:
ТОНАЛЬНОСТЬ ТВ СЮЖЕТОВ 14 ФЕВРАЛЯ
П. Грудинин – тема визита в Новосибирск, тема «счетов», интерпретация данных социсследований (проанализировано 13 содержательных сюжетов, в числе которых 84.6% резко негативных);
В. Жириновский – визит в Российский новый университет (7 сюжетов, из них 100% нейтрально-позитивных).;
В. Путин – работа доверенных лиц в Кировской области (6 сюжетов, из них 100% нейтрально-позитивных);
К. Собчак –визит в Курск (5 сюжетов, из них 100% нейтрально-позитивных).
М. Сурайкин – посещение магазинов шаговой доступности и в Москве (4 сюжета, из них 100% нейтрально-позитивных);
С. Бабурин – визит в Сербию (4 сюжета, из них 100% нейтрально-позитивных).
Г. Явлинский – обсуждение предвыборной программы в московском штабе (3 сюжета).
Б. Титов – поездка в Ростовскую область, сюжет о защите предпринимателей (2 сюжета, из них 100% нейтрально-позитивных).
Как видно из вышеприведенных сюжетов, негативная агитация на федеральном телевидении 14 февраля 2018 года велась только против П.Грудинина, причем эта агитация является массированной.
Возможные основания для жалоб
- Канал «Рен-ТВ» распространил недостоверную информацию о данных социальных опросов, создающих у избирателя ложное впечатление об уровне поддержки кандидата Грудинина («Рен ТВ # Новости, Москва, 14 февраля 2018 19:40). Приведем фрагмент этого сюжета: «Более 80% россиян собираются пойти на выборы президента. Как выяснили специалисты ВЦИОМа, треть респондентов уверены в том, что все пройдет честно. Около половины допускают незначительные нарушения, на итог которые никак не повлияют. Что же касается конкретных цифр, то за Владимира Путина, кандидата, намерены проголосовать 71,5% избирателей. Что касается 2 места, то его сейчас делят Жириновский и Грудинин. Но вот с последним парадоксальная ситуация. На фоне роста известности его рейтинг остается на прежнем уровне. Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор ВЦИОМ: И сегодня достигла уже 70%. 70% российских избирателей знают или что-то слышали о новичке этих выборов, кандидате от КПРФ. И вот пока получается, что рейтинг Павла Грудинина не дотягивает до рейтинга КПРФ. У кандидата, я напомню, 7,3. У партии это 9,6% избирателей. ВЕДУЩИЙ: Такая конвертация популярности - это антиработа избирательного штаба. Известность кандидата должна наоборот, добавлять ему рейтинг. Так, н-р, происходит у Владимира Жириновского. За последнее время за счет работы с избирателями он добавил себе почти 2% к популярности».
Напомним, что согласно данным ВЦИОМ рейтинг П.Н. Грудинина составляет 7.3%, а в Жириновского – 5.5%. Таким образом, телеканал РЕН ТВ предоставил избирателям ложную информацию и, тем самым, грубо нарушил требования закона о подачи данных социальных исследований.
Отметим также тенденциозность подачи аналогичной информации на других телеканалах. Так на «Первом канале» 7.3% П. Грудинина по версии ВЦИОМ приведены нечетко, в отличие от результата В. Жириновского: «прежнему десятикратный. Владимира Путина поддержал бы 71,5% избирателей, Павел Грудинин от КПРФ мог бы рассчитывать чуть более чем на 7%, за Владимира Жириновского от ЛДПР проголосовали бы 5,5%» (1 Канал # Время, Москва, 14 февраля 2018 21:23);
2) Также нами выявлены 5 сюжетов, содержание которых целиком или практически полностью состоит из негативной агитации по отношению к П.Н. Грудинину в связи с раскручиваемом СМИ «скандалом со счетами». Приведем данные об этих сюжетах:
1) В Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 22:25;
2) 1 Канал # Время, Москва, 14 февраля 2018 21:23;
3) ТВ Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 20:02;
4) 1 Канал # Новости, Москва, 14 февраля 2018 18:10
5) ТВ Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 14:43
- На «Первом канале» от лица главы ВЦИОМ В. Федорова ведется прямая позитивная агитация в пользу кандидата В. Путина, включая позитивные оценочные суждения. Приведем пример соответствующего сюжета (1 Канал # Время, Москва, 14 февраля 2018 21:23): «Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения: Кандидат - лидер, единственный претендент на победу, конечно, Владимир Путин. Мы видим, что его известность абсолютная, 99,6% опрошенных знают, кто это такой. Его лидерство пока не подверглось какому-то серьезному испытанию на прочность со стороны других кандидатов. Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения: У него феноменально быстро и высоко взлетела известность. 70% российских избирателей знают или что-то слышали о новичке этих выборов, кандидате от КПРФ. На фоне такого роста такого быстрого роста известности рейтинг кандидата находится в состоянии стагнации. Рейтинг Павла Грудинина не дотягивает до рейтинга КПРФ. У кандидата, я напомню, 7,3%, у партии это 9,6% избирателей. Получается, что Грудинин получил поддержку сегодня только половины сторонников той партии, которая его выдвинула. Алексей МАРТЫНОВ, директор Международного института новейших государств: Они не только теряют свой ядерный левый электорат, но и не приобретают ничего в центре. Мне представляется, что итоги предстоящих 18 марта выборов КПРФ в том виде, в каком мы ее знаем, в каком она сегодня есть, может и не пережить. Потому что конфликт внутрипартийный, особенно в регионах, он становится все глубже и глубже. Они не понимают, кто такой этот кандидат, который заявляет, что он комсомолец и поет "Интернационал", а с другой стороны закрывает какие-то счета в Швейцарии». В этом суждении мы также фиксируем нарушение в виде ничем не подтверждённого утверждения А. Мартынова о якобы существующем в связи с выдвижением П.Н. Грудинина внутрипартийном конфликте в КПРФ. Это утверждение также является негативной агитацией.
- В эфире центральных телеканалов вышел ряд сюжетов с фактическим обвинением П.Н. Грудинина во лжи от лица ФНС. Приведём пример такого сюжета: «Канал # Время, Москва, 14 февраля 2018 21:15»: «Павел ГРУДИНИН, кандидат в президенты РФ: Мы еще сдали туда документы, по-моему, 2 февраля или 1 февраля. Налоговая инспекция так работает: она вносит в "Личный кабинет" данные в течение пяти рабочих дней. И я не виноват, что наша налоговая инспекция так работает. Но если сейчас Элла Александровна запросит в налоговой инспекции документы, она выяснит, что все счета Грудинина закрыты в соответствии с законом, еще до, не помню, до 12 января.
КОР.: Налоговая служба ответила. Заявление Павла Грудинина о том, что уведомления обрабатываются пять рабочих дней - не соответствует действительности. Об этом сообщил Павел Шагин, начальник налоговой инспекции по подмосковному городу Видное - к ней, уточняет агентство ТАСС, приписан Грудинин.
Павел ШАГИН, начальник ФНС по г. Видное Московской области: Сведения обрабатываются и вносятся в базу данных в налоговых органах в срок, не превышающий четырех часов после их получения, при этом моментом представления считается момент направления уведомления через "Личный кабинет". Налоговая инспекция не получала ни лично от кандидата, ни от его представителей никаких уведомлений 1 февраля 2018 года, о которых говорилось в его заявлении о предоставлении сведений. Инспекция официальным письмом проинформировала кандидата обо всей информации по имеющимся у него счетам в банках за пределами РФ. Это письмо было вручено представителю кандидата 7 февраля». В том случае, если кандидат от КПРФ направил ФНС необходимые документы 2 февраля 2018 года (или даже позднее), речь идет о фактической дезинформации избирателя и манипуляции массовым сознанием со стороны федерального телевидения и ФНС.
Приведем данные об аналогичных сюжетах:
- ТВ Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 22:25;
- ТВ Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 20:02;
- 1 Канал # Новости, Москва, 14 февраля 2018 18:10;
- ТВ Центр # События, Москва, 14 февраля 2018 14:43;
- Россия 1 # Вести, Москва, 14 февраля 2018 14:15;
ВЫВОДЫ:
- 14 февраля на федеральных телеканалах РФ вновь началась активная негативная и массированная агитация против П.Н. Грудинина. Количество резко негативных по отношению к кандидату от КПРФ сюжетов составило 6% процентов от сюжетов с упоминанием П.Н. Грудинина (и 78.5% всех сюжетов из выборного блока);
- Это соответствует выявленной нами ранее методике такой агитации («поток «чернухи» с «вкраплениями» позитива - «пауза» - «немного объективности» - «новый поток «чернухи»);
- По отношению к другим кандидатам в президенты зафиксирована исключительно нейтрально-позитивная информационная тональность;
- Представляя данные социальных исследований, федеральные телеканалы грубо нарушают законодательство РФ;
- Федеральные телеканалы и ФНС осуществляют грубую манипуляцию сознанием в ситуации с искусственно раскрученным скандалом со счетами кандидата от КПРФ;
- Содержание части сюжетов из выборного блока на федеральном телевидении полностью состоит из негативной агитации против кандидата от КПРФ.
Исполнители исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ,
А.М. Богачев, психолог
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Приложение 1
Приложение 2
Краткая информация о рассмотренных телесюжетах
Исполнители исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ,
А.М. Богачев, психолог
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
[1] Напоминаем, что критерий анализа состоит в следующем: сюжет считается «резко негативным», если в его рамках негативная информация о П.Н. Грудинине существенно превалирует над позитивной информацией о кандидате от КПРФ; «негативным», если такого рода информация превалирует над позитивной; «нейтральным» – если позитивная и негативная информация дается в равном объеме или сюжет ограничивается «технической» информацией о том или ином действии кандидата от КПРФ; «позитивным», если сюжет представляет собой, прежде всего, раскрытие программы кандидата от КПРФ или его содержательную и не «смонтированную» прямую речь; и «очень позитивным», если о кандидате от КПРФ сообщают исключительно привлекательную для избирателя информацию. Кроме того, при оценке того или сюжета использовалась качественная оценка его содержания, а также общий контекст освещения деятельности кандидата в Президенты РФ. Также в настоящем материале используется оценка «игнорирование», означающая сюжеты, в которых освещается деятельность иных кандидатов в Президенты РФ, но игнорируется активность П.Н. Грудинина и (или) его штаба и сторонников. Сюжеты со статусом «игнорирование» не учитываются в графе «проценты».