Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Российская Академия наук встала на защиту преподавания теории эволюции в школах

Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН выступила с заявлением в защиту преподавания теории эволюции в школах.

Газета "Правда".
2024-10-10 12:16

К сожалению, в отличие от скандальной критики теории эволюции, заявление учёных РАН не получило столь же широкого освещения в российских средствах массовой информации. Поэтому редакция «Правды» восполняет данный пробел. В опубликованном на официальном сайте Российской академии наук документе, в частности, говорится:

«Концепция биологической эволюции, основанная на идеях Чарльза Дарвина, является фундаментом всей современной биологической науки. Речь идёт не только о происхождении человека от древних приматов, а о происхождении всего живого от единого общего предка. Человек имеет общего предка не только с шимпанзе, но и со всеми клеточными формами жизни на планете. Этот вопрос не является предметом спора среди профильных специалистов — биологов, антропологов и палеонтологов — как в России, так и в мире. Этот вопрос также не является вопросом веры.

Принципы эволюции, сформулированные Дарвином и впоследствии дополненные исследователями XX и XXI веков, неразрывно связаны с важнейшими фундаментальными и прикладными направлениями в биологии. Эти принципы используются при разработке вакцин, антибиотиков и противораковых препаратов. Эволюционные представления играют центральную роль в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, в селекции растений и животных, в генной инженерии, выявлении генов человека, ответственных за врождённые заболевания, в изучении старения. Эволюционная биология проливает свет на прошлое человека и других живых существ, в том числе на их миграции, и раскрывает адаптации, которые помогали и продолжают способствовать их выживанию. В биологии не существует более фундаментальной теории, которая связывает вместе все разделы науки о жизни от молекулярной биологии и генетики до палеонтологии, зоологии и физиологии. Как говорил генетик-эволюционист Феодосий Григорьевич Добржанский: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

Разумеется, современная эволюционная биология ушла далеко вперёд по отношению к идеям, сформулированным Дарвином, но основной выдвинутый им принцип, объясняющий механизм развития жизни на Земле, актуален как никогда: именно наследственность, изменчивость и естественный отбор объясняют многообразие жизни на нашей планете. С тех пор исследователи уточнили многие детали, которые не были известны во времена написания работы «Происхождение видов»: генетика раскрыла механизмы наследственности, а молекулярная биология объяснила причины и природу мутаций, лежащих в основе изменчивости. Тем временем палеонтология описала огромное многообразие вымерших существ, в том числе переходных форм.

Таким образом, теория Дарвина о механизмах возникновения биологического разнообразия является неотъемлемой частью современной теории эволюции, подтверждается экспериментальными наблюдениями, воспроизводится в лабораторных условиях и согласуется с данными из смежных областей.

Это можно сравнить с тем, как современная физика дополнила идеи Ньютона. И хотя физика законами Ньютона не исчерпывается, изучать её без знания ньютоновской механики невозможно. Так и изучение современной биологии, генетики, микробиологии, генной инженерии и биоинформатики невозможно без теории эволюции.

Если, как предлагают некоторые деятели, исключить столь важную часть научной картины мира из школьной программы, пострадает прежде всего будущее российской науки и образования.

К сожалению, споры о теории эволюции с момента первой публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» часто имели идеологическую окраску, поскольку идеи Дарвина воспринимались как посягательство на сложившуюся религиозную картину мира. В связи с этим ещё в XIX веке родилось множество мифов, распространяемых противниками дарвинизма. Увы, спустя 150 лет эти мифы продолжают повторять люди, далёкие от биологии. Стоит поэтому подчеркнуть, что:

— Дарвин никогда не «отрекался» от своих идей, эта легенда распространилась через много лет после смерти учёного;

— теория эволюции не устарела, а, наоборот, является основой современной биологии: никакой научной альтернативы эволюционной теории в биологии не существует, в чём легко убедиться, если попытаться найти публикации в самых авторитетных научных журналах, написанные с позиций антиэволюционизма (вы их не найдёте);

— в настоящее время эволюция человека изучена в подробностях; счёт ископаемым находкам предков человека идёт на тысячи. Наиболее актуальная экспозиция на эту тему в России находится сейчас в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева в Москве».

Поддержка фундаментальной науки должна быть одной из базовых функций государства. Об этом на страницах «Правды» не раз высказывались представители Российской академии наук. Вместо этого последние три десятилетия статус и престиж учёного государством принижался, так как финансирование науки было крайне недостаточным.  Так называемая реформа РАН нанесла ей огромный ущерб, а в текущем году 300-летия академии прозвучали призывы и вовсе её упразднить. Популяризация науки в государственных СМИ уступила место низкопробным шоу.

Вот и безрадостный итог: слово учёного не слышат ни государство, ни значительная часть общества. Комиссия РАН справедливо отмечает, что сама по себе возникшая «проблема» с теорией эволюции связана с тем, что российское общество сегодня имеет недостаточно возможностей для знакомства с передовыми научными достижениями:

«Появляющиеся время от времени в России и за рубежом предложения «изъять учение Дарвина из школьных учебников», доходящие иногда до судебных разбирательств («обезьяньи процессы»), свидетельствуют о слабости просветительской и научно-популяризаторской деятельности, о недостаточной открытости науки для общества. Эту деятельность надо всемерно усиливать, расширять и совершенствовать: «Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству» (А.С. Грибоедов).

Предложения об исключении теории эволюции из школьной программы сопровождаются заявлениями, будто бы дарвинизм способствует «духовному разложению». Однако речь идёт об ознакомлении учащихся с установленными наукой фактами. Знакомство с теорией эволюции способствует духовному разложению не больше, чем изучение таблицы Менделеева, второго начала термодинамики или устройства Солнечной системы. Действительно, из гелиоцентрической модели вытекает, что наша планета не центр мироздания, а быстро вращающаяся голубая точка, одна из триллионов во Вселенной. Едва ли стоит уподобляться сторонникам плоской Земли, аналогичным образом отрицающим неприятные им факты. Напротив, отказ от преподавания фундаментальной для всей биологии теории эволюции приведёт к росту научной безграмотности».

Полностью согласны с авторами заявления: такая опасность сегодня есть. Об этом «Правда» предупреждала, приводя данные социологии о росте числа россиян, которые уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Но вместо того чтобы формировать у школьников научную картину мира, помощник президента РФ Мединский предлагает делать упор на прикладные знания и по этой причине настаивает на сокращении сроков обучения в школах и вузах. В такой ситуации не приходится удивляться, если вскоре нападкам подвергнутся и упомянутые в заявлении Комиссии РАН Исаак Ньютон (он ведь, как и Дарвин, — англосакс!) с Дмитрием Менделеевым, а также и Иван Павлов, и Альберт Эйнштейн, и Стивен Хокинг, и вообще любой учёный, чья работа не вписывается в религиозную картину мира. Именно по этой причине в современной РФ религия всё ещё формально отделена от государства, а школа — от церкви. Но, как видим, безнаказанное нарушение этого принципа провоцирует конфликты на ровном месте.

В заключение своего заявления российские учёные отмечают:

«В любом случае принимать решение о содержании школьной программы, особенно в той её части, которая касается естественных наук, должны профильные специалисты. В данном случае — биологи.

В связи с вышесказанным Комиссия по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН считает недопустимым исключение эволюционной теории из школьного курса биологии. Обсуждение содержания школьной программы по биологии (как и по другим дисциплинам) возможно только с участием профильных специалистов, мнение которых должно быть приоритетным».

«Правда» солидарна с этим мнением. Но Российское государство на сегодня всё ещё хранит молчание.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.