"Учить с детского сада!". Н.А. Останина о проблеме сбора мусорных отходов
Датский физик Нильс Бор, один из создателей современной физики, лауреат Нобелевской премии, в годы войны работал в США над созданием первой атомной бомбы. Он яснее всех понимал, как изменит историю человечества это изобретение, поэтому уже с 1944 года обращаясь к Рузвельту и Черчиллю при личных встречах и в меморандумах, он говорил об атомной угрозе – ещё более страшной, чем угроза нацизма, призывал запретить атомное оружиеи поставить его под международный контроль, уничтожить монополию на использование атомной энергии в мирных целях, строить открытый мир, в котором учёные могут свободно обмениваться информацией.
Всю свою
оставшуюся жизнь он посвятил борьбе против атомной угрозы – и в том, что после
Хиросимы и Нагасаки США не решились
нигде больше использовать атомные бомбы – во многом его заслуга.
Но когда он
понял, что атомную угрозу удалось отодвинуть, он увидел другую угрозу и
сформулировал её: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнётся
в собственных отходах».
Он написал это в
те времена, когда полиэтилен не опутывал планету удушающей плёнкой, когда не
было ПЭТ-бутылок, на тысячи квадратных километров покрывающих океан, когда
пластик не обнаруживали в организме 80% всех рыб. Но прогноз был столь же
точным, как его гипотезы об устройстве атомного
ядра и ходе ядерных реакций, о взаимодействии элементарных частиц со средой.
Эта угроза –
задохнуться в собственных отходах – становится всё острее и ощутимее, и, к
счастью, всё больше людей её чувствует, особенно в мегаполисах и городских
конгломератах.
Но почувствовать
и понять, а, тем более, найти решение – совсем разные вещи. Тот же Бор говорил,
что проблемы важнее решения: решения могу устареть, а проблемы остаются.
Я уже писала,
как неразумно, с конца, а не сначала начали решать проблему раздельного сбора
мусора в Подмосковье – не с вёдер, пакетов и контейнеров с цветовой маркировкой
для кухни, удобных для использования хозяйками, а с цветовой маркировки
мусорных баков на площадках – синие для сухих отходов, серые для смешанных.
Но и этого мало:
оказывается, в Москве – своя цветовая кодировка и одни принципы сортировки
отходов, в Подмосковье – другие. В Москве – делят на 4-5 групп, и цветовая
кодировка даже разная в разных районах: зелёный бак – где-то для бумаги, где-то для стекла, жёлтый – то для пластика, то для стекла, а
для металла – где-то красный, а где-то чёрный.
Такой вот
суверенитет и полная незалежность.
Представьте
себе, что такое творилось бы со светофорами? Зелёный – ждать или ехать, жёлтый
– ехать или стоять, красный – ехать, но не туда!
Поэтому браться
за дело и здесь нужно с другой стороны: на основе международного опыта и мнения
специалистов выработать и утвердить, сделать обязательными на законодательной
базе и принципы (группы) сортировки, и цветовое кодирование – что принципиально
важно: общие для всей России.
Может быть,
удобно будет использовать принятую в Европе кодировку:
Зелёный
– стекло
Синий
– бумага, старые газеты и журналы
Жёлтый
– картон, упаковка, коробки
Чёрный
– органика, пищевые отходы
Коричневый
– опасные отходы, батарейки, люминесцентные лампы
Красный
– неперерабатываемые отходы
Оранжевый
– пластиковые бутылки и упаковки
Сегодня цвета
светофора воспринимаются однозначно и правильно, внушаются детям с
детсадовского возраста. А ведь когда-то и светофоры были не такими, и понимали
их знаки только посвящённые – извозчики и шофёры…
Точно так же и
сейчас надо пройти этот путь: чётко и точно определить, ГОСТировать цвета – и с
детского сада, с младших классов учить, объяснять, вводить в память и сознание,
какой цвет для чего. Выпускать книжки-раскраски, игрушки и мультики, поясняющие
опасность и угрозу, и учащие её избегать. Может быть, именно в школах прежде
всего установить цветные контейнеры, чтобы люди с детских
лет привыкали к порядку.
Понятно, что
скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Но как можно скорее должен
наступить момент, начиная с которого парк мусорных баков, вёдер и контейнеров
будет пополняться только определёнными цветами, которые будет знать каждый
образованный и воспитанный человек.
А знание уже
будет порождать требования к местным органам власти выполнять принятые
стандарты.
Это процесс
долгий – но иного пути нет, на каждую кухню надзирающего за сбором отходов не
поставишь – как и контролёра у каждого мусорного бака.
Поэтому надо организовывать два встречных процесса: с одной стороны внедрять экологические знания и правила, а с другой – техническими, строительными, конструкторскими решениями добиваться, чтобы выполнение правил было наиболее удобным и приятным, естественным способом поведения.