Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад В.И. Кашина на научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития АПК России: от импортозамещения к экспортно-ориентированной экономике»

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития АПК России: от импортозамещения к экспортно-ориентированной экономике», в рамках 20-й агропромышленной выставки «Золотая осень-2018», г. Москва, 12.10.2018г.

Кашин В. И.
2018-10-19 18:36 (обновление: 2018-10-19 19:25)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

Я рад приветствовать и поздравить организаторов, участников и гостей с началом работы юбилейной, 20-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2018», с наступающим Днем работника сельского хозяйства!

Особую благодарность сегодня хочу выразить нашим крестьянам, которые вопреки многим ударам, нанесенным по отрасли в прошлом и текущем году, несмотря на непростые климатические условиях уверенно идут к завершению уборки урожая зерна с объективно достойными показателями.

В рамках сегодняшней конференции хочу остановиться на тех вопросах, без решения которых мы не видим возможности стратегического развития агропромышленного комплекса.

Прежде всего, это сельские территории - русские села, кубанские станицы, кавказские аулы, сибирские хутора, где сегодня проживает почти четверть населения Российской Федерации.

Мы видим наглядно все это безобразие – и смертность, которая на селе существенно выше, чем в городе, и низкую рождаемость, и малую продолжительность жизни, и сокращение количества детских садов, школ, больниц, отсутствие связи, дорог, объектов коммунальной инфраструктуры, и многое другое!

Все происходящее является великим злом по отношению к человеку, коренному жителю страны, к родникам национальной и культурной идентичности народов России.

Наше ключевое предложение по решению этой большой проблемы – утверждение национального проекта «Развитие сельских территорий», призванного сконцентрировать меры государственной поддержки социально-экономического развития села, разбросанных сегодня по отраслевым государственным программам Российской Федерации.

Таких программ сегодня 20, и по ним на цели социально-экономического развития страны расходуется 7,6 трлн. рублей. При том, что в России 38 миллионов граждан живет в сельской местности (25% населения), на развитие села должно направляться 1,9 трлн. рублей! Тогда на селе появятся дороги, жилье, детские сады и школы, больницы, новые деревни, производственные центры, и многое другое.

Сегодня же на цели устойчивого развития сельских территорий по соответствующей подпрограмме расходуется всего 16 млрд. рублей, а исходя из проекта бюджета на три ближайших года – ноль!

Мы выступим решительно против такого подхода. Сегодня ни одно из ведомств, являющихся ответственными исполнителями по отраслевым государственным программам, не могут дать вразумительного ответа на вопрос сколько они расходуют на развитие села. И если «размазать» эти несчастные 16 миллиардов от профильной подпрограммы по ведомствам, ситуация лишь усугубится, и мы просто потеряем село. Кому это так выгодно было сделать?

Научное сообщество должно поддержать и укрепить нашу позицию, поскольку на пути стоят либеральные экономические блоки в нашей стране, в том числе, укрепившаяся А.Л.Кудриным Счетная палата Российской Федерации.

Второе – материально-техническая база.

Прошлый год ярко высветил слабые места в системе производства сельскохозяйственной продукции. Мобильная сельскохозяйственная техника, производственные здания и сооружения, оборудование, равно как топливно-энергетические ресурсы, удобрения, химические средства защиты растений – те направления на которых мы должны работать наиболее эффективно.

Мы видим, насколько эффективными являются те предприятия, которые активно внедряют новые технологии, модернизируют производственные линии.

Подмосковный Совхоз имени В.И.Ленина, внедрив роботизированную ферму, уже вышел по надоям на 11 тыс. литров, а оптимизированные в результате модернизации производственные процессы позволяют 17 сотрудникам полностью обслуживать стадо в 1100 голов КРС.

Брянские сельскохозяйственные организации, эффективно внедряющие технологии точного земледелия, цифровизации полевых сельскохозяйственных работ, вышли в лидеры по производству картофеля, а по урожайности пшеницы с «умного гектара» достигли 100 ц/га.

Подобных примеров можно привести много, в том числе в Воронежской, Волгоградской областях, Республике Татарстан, и других регионах.

В целом же по стране ситуация остается тяжелой.

По уровню обеспеченности, как тракторами, так и зерноуборочными комбайнами, мы безнадежно отстали от передовых стран. На 1000 га пашни в Германии приходится 65 тракторов, в США – 26, в Канаде – 16, в Республике Беларусь – 9,3, а в России всего 3! Не многим лучше картина по обеспеченности комбайнам.

Актуальна проблема устаревания основных видов сельскохозяйственной техники – 59,6% тракторов и 45,5% зерноуборочных комбайнов в парке старше 10 лет!

В совокупности это приводит к нарушению агротехнических сроков проведения полевых работ. В процессе уборки теряется по 10-15 млн. тонн урожая зерна, а качество полученной продукции абсолютно неконкурентное.

Не легче ситуация в логистике. Из общих мощностей хранения в 115 млн. т. зерна на долю элеваторов, обеспечивающих наиболее качественные условия хранения, приходится лишь 38 млн. т. Да и те более чем на 60% изношены. В результате на этапе хранения мы теряем еще 3-5% урожая зерна, а также его качество.

Мы не можем спокойно смотреть и на сложившуюся ситуацию в мелиорации, тем более в связи с изменениями климата. Уже 10 лет Поволжье находится в засухе, а мы каждый год продолжаем вводить всего по 100 тыс. га мелиорируемых земель. В этом плане мы должны брать пример с Китая и Индии, где ежегодно вводят по 1,5 млн. га мелиорируемых земель!

В решении этой большой проблемы мы также ждем поддержки со стороны ученых.

Третье – доходность сельскохозяйственного производства. Исследования этой проблематики вообще являются для вас одной из ключевых задач!

Цена на пшеницу только сейчас вернулась на уровень 2016 года: третий класс — около 10 тыс. рублей за тонну, четвертый класс – около 9 тыс. рублей, пятый класс –8 тыс. рублей. В результате только за прошлый рекордный по урожаю год наши крестьяне потеряли более 120 миллиардов рублей.

И при этом мы, к сожалению, так и не увидели жестких оценок сложившейся ситуации со стороны научного сообщества. А они должны быть! Мы должны сплотиться и выступить на направлениях повышения доходности сельскохозяйственного производства единым фронтом!

В свое время мы с академиком Серковым разработали и внесли в Государственную Думу закон, направленный на справедливое распределение прибыли от реализации продовольственных товаров. Труд крестьян в розничной цене на товар должен оцениваться не менее чем в 50%! Но специально созданная тогда межфракционная рабочая группа выхолостила из законопроекта этот главный механизм обеспечения доходности. Последующие законодательные инициативы по данному вопросу, которые мы вносили в Государственную Думу, также отклонялись.

Мы вместе должны настойчиво и доказательно довести это дело до конца и обеспечить принятие верного научно обоснованного решения!

Не меньшее внимание в рамках вопроса доходности должно быть уделено диспаритету цен, ведь весенняя полевая кампания в текущем году подорожала разом на 40 миллиардов!

Мы поддержали Правительство в его решении выделить из резервного фонда 5 миллиардов на компенсацию роста цен на ГСМ. Но это лишь полумера. Исходя из реальных потерь должно быть скомпенсировано еще 7 млрд. рублей. Аналогично по компенсациям в связи с ЧС – от требуемых 8 млрд. рублей на сегодняшний день выделено всего 1,9!

Мы направили от Комитета соответствующие письма в Правительство, и настаиваем на том, что бы в этой работе и Минсельхоз был более решительным и активным.

Все эти вопросы мы будем поднимать в рамках работы над законом о бюджете на 2019 год и плановый период до 2021 года, в котором, не смотря на появившийся впервые за долгие годы профицит, расходы на цели развития агропромышленного комплекса продолжают урезаться!

Так, по сравнению с действующей редакцией закона о федеральном бюджете, объем ассигнований в 2019 году Правительство предлагает снизить на 987,5 млн. рублей, в 2020 году – на 818 млн. руб., а объем ассигнований на 2021 год определить на уровне 229,4 млрд. рублей, что на 12,2 млрд. меньше уровня 2020 года. Сопоставив предложенные объемы финансирования с изначально запланированными Государственной программой, мы можем сделать вывод о том, что финансирование АПК по остаточному принципу до сих пор в Правительстве считают допустимым. Кто дал право правительственному экономическому блоку вести себя так вольно и даже при профицитном бюджете направлять на развитие сельского хозяйства менее 1,3% расходной части? Мы с этим не согласны!

В решении продовольственной проблемы такие подходы губительны. И нам не понятно, почему наша наука по этим вопросам сера и молчалива?

Дефицит бюджета – это плохо, но профицит в текущих экономических условиях видится еще большим злом. Рубль в резерве останется рублем, а рубль вложенный в экономику кратно преумножится, и если говорить о сельском хозяйстве, то речь идет о соотношении 1 к 7 – бюджетный рубль привлекает уже 7 рублей инвестиций.

На заседании Комитета мы утвердили решение о необходимости существенного увеличения расходов федерального бюджета на сельское хозяйство в 2019-2020 годах. После принятия проекта закона в первом чтении депутаты Комитета выразят изложенную в заключении позицию в виде поправок и будут их жестко отстаивать.

Мы продолжаем настаивать на необходимости увеличения расходов на погектарную поддержку и поддержку на литр молока. Сельскохозяйственные товаропроизводители должны быть обеспечены льготными кредитами в объеме полной потребности. Необходимо наращивать все, что связано с технико-технологической модернизацией отрасли – инвестиционное кредитование, капексы, субсидии производителям сельхозтехники. Деньги на это у государства есть!

Труженики села в свою очередь, вопреки непростой ситуации в отрасли, продолжают уверенно идти к завершению сельскохозяйственного года.

Если говорить о зерне, то прогноз валового производства в текущем году в 105 млн. тонн будет достигнут даже с небольшим запасом. Мы также видим положительную динамику в производстве овощей закрытого грунта (прогноз – 1 млн. т.).

При этом показатели по масличным и сахарной свекле ожидаются несколько ниже прошлогодних.

Если говорить о продукции животноводства, то по итогам 8 месяцев работы в текущем году мы видим положительную динамику в производстве скота и птицы (+3,9% к 2017 году), свиней (+8,4%), птицы (+1,8%). Молока, согласно отраслевому национальному докладу, по ожиданиям Минсельхоза будет произведено 31,3 млн. т. (+0,6% к 2017 году).

Результат на фоне прошлых лет выглядит не плохим, но все мы знаем, что при тех возможностях, которыми обладает Россия в виде сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов, человеческого потенциала, у нас есть куда стремиться. При этом особое внимание мы должны уделить тем направлениям, по которым должной динамики достичь пока не удалось.



Вопросы реализации программ по производству мяса говядины и молока пока что находятся в тупике. Чтобы из этого тупика выйти мы должны в соответствующей стратегии определить целевые показатели валового производства указанной продукции. К примеру, по молоку, мы убеждены, что необходимо ставить целью возврат к 55 млн. т., из которых не менее 50 млн. тонн должны производиться высокотоварными хозяйствами. Только так, через наполнение продовольственной корзины мы сможем решить проблему здоровья нации. Кроме того нужно определиться и с продуктивностью, и с поголовьем, и с перспективной инфраструктурой, целевыми объемами заготовки кормов, и т.д. Пора это сделать, и экономическая наука должна принять в этой работе самое непосредственное участие!

Для того чтобы поставить жирную точку на вопросе импортозамещения нам следует не менее внимательно посмотреть все что связано с производством плодово-ягодной продукции и овощами. Ведь из тех 14,7 млн. тонн продукции садоводства, которые мы должны производить исходя из продовольственной корзины, сегодня мы производим лишь 2,8 млн. тонн, а в товарных хозяйствах лишь 0,7 млн. тонн. Из этих цифр видно, насколько мы должны нарастить площади многолетних насаждений, сколько закладывать новых садов, и т.д.

Комитет будет продолжать способствовать решению всех этих важных вопросов в рамках законотворческой деятельности.

К числу важнейших законодательных инициатив, находящихся сегодня в активной работе, следует отнести такие законопроекты, как:

- «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

- «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о школьном молоке);

- «О государственном регулировании обеспечения и охраны плодородия почв для целей сельскохозяйственного производства»;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления агролесомелиоративных мероприятий».

Ряд законодательных инициатив будет обеспечивать эффективность реализации научно-технической программы развития сельского хозяйства. Это и проект федерального закона «О в несении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», и «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» в части регулирования деятельности специалистов в области ветеринарии», и ряд других.

В работе над этими законопроектами мы также рассчитываем на поддержку с вашей стороны, со стороны наших региональных научно-исследовательских и учебных институтов, а главное – со стороны Российской академии наук.

Уважаемые товарищи, впереди у нас еще много работы!

В этой связи, хочу еще раз всех поздравить с наступающим Днем работника сельского хозяйства, пожелать всем удачи и достижения поставленных целей. Через взаимную поддержку мы обязательно добьемся принятия верных решений по всем ключевым вопросам!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.