Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

(Из выступления заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы в рамках Правительственного часа с приглашением Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева. Москва, Зал пленарных заседаний Государственной Думы, 19.09.2018г.)

Кашин В.И.
2018-09-21 23:03 (обновление: 2018-09-22 15:19)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

Сегодня, безусловно, праздник у крестьян. Заслушивание отчета о работе главного штаба, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Государственной Думе, это – событие!

Фракция КПРФ всегда поддерживала, и будет поддерживать селян и агропромышленный комплекс России. И не только потому, что мы уважаем опыт и профессионализм Алексея Васильевича Гордеева, энергию и напор в решении задач Дмитрия Николаевича Патрушева. А в первую очередь потому, что деревня является берегиней территории, а продовольственная безопасность определяет национальную безопасность страны.

Подробно останавливаться на научно-технической программе, которая только в 2017 году начала реализовываться, не вижу целесообразным, поскольку и Министр сельского хозяйства, и аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Бато-Жаргал Жамбалнимбуев в своих докладах через целевые индикаторы все подробно осветили.

Главное – чтобы те направления программы, которые являются для России животрепещущими, внедрялись максимально эффективно.

Допустим, вопрос семеноводства. На этом направлении должна быть организована конкретная работа, к которой через государственные задания должны быть подключены наши научно-исследовательские институты, опытные станции и учебные хозяйства. Это же касается и инвестиционной привлекательности, как индикатора, или кадровой системы, и ряда других вещей. Тем более что на этом направлении мы с вами приняли ряд законов, которые дают возможность действовать более активно.

О текущей ситуации.

В докладе Министра уже прозвучал прогноз урожая зерна в 105 миллионов тонн. Это задел, в общем-то, неплохой, но к 1990 году на 12 миллионов тонн меньше. При этом по пшенице - на 15 миллионов тонн больше.

Исходя из этого становится ясно, что повышение цен на хлеб является не более чем накруткой всякого рода спекулянтов, лживо ссылающихся на то, что у нас, якобы, недостаточно зерна. Хочу с этой трибуны сказать, что никакой объективной составляющей на этом направлении нет! Хотелось бы, чтобы и первые лица об этом сказали. Задел у нас очень хороший, и по валовому сбору, и по урожайности.

Нет вопросов и к заготовке кормов, поскольку на сегодняшний день уже заготовлено более 25 миллионов тонн (76% потребности в кормовых единицах), и есть все возможности уверенно двигаться дальше.

Уважаемые товарищи, говоря о производстве плодовых и ягодных культур, хочу особо отметить, что мы, исходя из продовольственной корзины, должны производить 14,7 миллиона тонн собственных плодов и ягод.

Сегодня же мы и до трёх не дотягиваем в целом, а по товарной продукции находимся на уровне 800 тысяч тонн. Представляете, какой рывок мы должны совершить для того, чтобы уйти от импортозависимости? Все прекрасно видно, где мы находимся сейчас, какова наша потребность в плодоносящих садах, и сколько для этого надо закладывать новых садов. Необходимо удвоить закладку до 30 тысяч гектаров в год, и лишь тогда, лет через 10 лет, мы будем иметь возможность выйти на производство 10-12 миллионов тонн продукции садоводства. Если же продолжать идти текущими темпами, то, может быть, лет через пять будем иметь лишь 2 млн. тонн товарной продукции. Так не годится!

Особая тема – животноводство. Здесь мы видим, что потеряли 25 миллионов тонн товарного молока! При этом в личном подсобном хозяйстве, как производили 13 миллионов тонн в 1990 году, так и продолжают это писать 27 лет подряд, невзирая на то, что за эти 27 лет у нас не стало многих тысяч деревень, и стада давно уже не гуляют по пастбищам. Как верить этим цифрам?

Мы убеждены, что должен быть утвержден национальный проект, который наряду с развитием производства молока будет учитывать также интенсификацию производства мяса КРС, ведь его валовое производство с 4,3 млн. тонн в 1990 году упало сегодня до 1,6 млн. тонн!

Что касается водных биоресурсов, то мы работаем на уровне 5 миллионов тонн.

При этом ключевым фактором, ограничивающим эффективное наращивание производства, является состояние материально-технической базы, а именно – рыболовецкого флота.

Много вопросов и к состоянию материально-технической базы в других отраслях сельского хозяйства.

Министр говорит абсолютно правильно - нужна инфраструктура. Нужно не 120 тысяч скотомест в год для КРС вводить, а существенно больше. То, что сегодня вводится на всю Россию, в Советском Союзе вводили всего 2 области - Ленинградская и Московская.

В строительстве скотомест мы должны выйти минимум на 500 тысяч в год. И на этом направлении есть точки роста. К примеру, Краснодарский край выделил из краевого бюджета отдельно 1 миллиард для развития молочного животноводства. Есть и другие регионы, которые принимают верные решения и стараются показать высокий результат, к примеру, Воронежская область. Вот для того, чтобы эти усилия не захлебнулись, и нужна эффективная государственная политика в виде приоритетного национального проекта.

Молочная ферма – это рабочие места и операторам машинного доения, и механизаторам, и слесарям, и др. Она является, в том числе, и берегиней деревни!

Не лучшим образом сложилась ситуация по энерговооруженности. АПК в этом плане деградирует. Два комбайна и три трактора на 1000 га – это в 2-3 раза ниже научнообоснованных норм.

Теперь, что касается доходности.

Здесь мы наблюдаем вопиющую ситуацию. За прошлый год в связи с падением цен на сельхозпродукцию наши крестьяне только по трем культурам потеряли 120 миллиардов рублей – почти половину из тех 250-ти миллиардов, которые выделяются в бюджете на поддержку всего АПК.

Посмотрите по цене на пшеницу: 2016-2018 годы. Третий класс — на уровне 10 тыс. рублей за тонну, четвертый класс – на уровне 9 тыс. рублей, пятый класс – на уровне 8 тыс. рублей. Роста либо нет, либо он ничтожен.

И посмотрите, как на этом фоне растет все, что связано с товарами для АПК.

Весенняя полевая кампания подрожала на 40 миллиардов!

По осторожным оценкам в этих дополнительных затратах на долю ГСМ приходится 12 млрд. рублей. Хорошо, выделили из резервного фонда 5 миллиардов на компенсацию. Пора бы вернуть и оставшиеся 7 млрд. Аналогично по компенсациям в связи с ЧС – от требуемых 8 млрд. рублей выделили всего 1,9!

По этим вопросам мы направили от Комитета соответствующие письма в Правительство, и настаиваем на том, что в этом плане и Минсельхоз должен быть более решительным и активным.

Министр сельского хозяйства является профессионалом в финансовой и экономической области. Именно поэтому мы ждем от Минсельхоза на этих направлениях прорывных решений. В противном случае мы не изменим ситуацию с рентабельностью наших сельскохозяйственных товаропроизводителей. В животноводстве рентабельность нулевая, и лишь благодаря субсидиям кое-как движется вперед.

Но самое страшное, я хочу сказать, связано сегодня с устойчивым развитием сельских территорий.

Мы видим наглядно все происходящее безобразие, и смертность, и рождаемость, и продолжительность жизни, и отсутствие связи, дорог и многое другое!

А ведь научно-техническая программа выделяет вопрос кадрового обеспечения отрасли, как один из ключевых. Но как специалисты будут работать в этих условиях?

Ситуацию необходимо менять. У нас есть 20 программ, по которым на цели социально-экономического развития страны расходуется 7,6 трлн.

Уважаемые товарищи, у нас 38 миллионов граждан живет в сельской местности. Это 25% населения России. Поэтому на развитие села должно идти из этой суммы 1,9 трлн. рублей по всем этим программам! А село для устойчивого развития территорий получает всего 16 млрд. рублей.

По итогам апрельского совещания у Председателя Правительства, состоявшегося при участии Председателя Государственной Думы, двух его заместителей, при моем участии, участии Г.А.Зюганова, Н.Н.Харитонова, был подписан важнейший Протокол, который сегодня является той программой, которая может решить абсолютное большинство вопросов в развитии АПК на ближайшую перспективу. Под каждый пункт этого протокола срочно должна быть подготовлена “дорожная карта”!

Мы убеждены, что должен быть принят Национальный проект по устойчивому развитию сельских территорий! Должен быть создан механизм, который гарантирует крестьянину достойную цену на произведенную им продукцию первой необходимости! Доходность в сельском хозяйстве должна быть застрахована, и так далее, и так далее.

В части законодательной работы, нами совместно с Министерством отрабатывается большой блок законопроектов, который позволит вывести систему правового регулирования АПК на новый уровень.

Среди таких законопроектов можно выделить:

- «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

- «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о школьном молоке);

- «О государственном регулировании обеспечения и охраны плодородия почв для целей сельскохозяйственного производства»;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления агролесомелиоративных мероприятий».

Кроме того, ряд законодательных инициатив будет обеспечивать эффективность реализации научно-технической программы развития сельского хозяйства. Это и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», и «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» в части регулирования деятельности специалистов в области ветеринарии», и ряд других.

И в завершение, уважаемый Вячеслав Викторович, я хочу вас лично поблагодарить за поддержку нашего агропромышленного комплекса, новому Министру сельского хозяйства и его команде хочу пожелать удачи, а всему крестьянству – побед. Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.