В.И. Кашин: Защита крестьянства – задача всех политических сил
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, в рамках XXIX Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, г. Москва, ВДНХ, 16.05.2018 г.

Владимир
Иванович
Уважаемые товарищи!
Я рад от лица Комитета Государственной Думы по аграрным
вопросам приветствовать организаторов и делегатов Съезда!
Ресурсная база КФХ демонстрирует достойный потенциал!
Уже почти 29% посевной площади находится в крестьянских
хозяйствах. При этом за два последних года посевная площадь в крестьянских
хозяйствах увеличилась на 2,3 млн. га.
В части молочного скотоводства – за 2015-2017 годы в КФХ растет
поголовье и КРС и коров (+258 и +101 тыс. голов соответственно).
Соответствующим образом изменились и основные
производственные показатели.
За период с 2015 по 2017 год удельный вес продукции
сельского хозяйства, произведенной в КФХ, увеличился с 11,1% до 12,7%. Рост
производства продукции в КФХ существенно превышает таковые в других формах
хозяйствования. Соответствующий индекс в 2017 году в сельскохозяйственных
организациях составил 105,2 пункта, в то время как в крестьянских (фермерских)
хозяйствах – 111,1 пункта. Таким образом, по отношению к 2014, производство
продукции в КФХ приросло на 35,2%, в СХО – на 18,7%, а в ЛПХ – снизилось до
92,8%.
Наиболее выражена положительная динамика производства в КФХ
зерна, плодово-ягодной продукции, овощей, мяса скота и птицы, а также молока. Объемы
производства зерна и овощей являются весьма существенными - 29,1% и 15,9%
валового сбора соответственно.
В чем мы видим основные точки роста, интенсификации развития
крестьянских (фермерских) хозяйств?
Первое - мы уже давно призываем к принятию самых решительных
мер, направленных на усиление кооперации в сельском хозяйстве!
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что
через кооперацию можно решительно изменить ситуацию с товарностью и доходностью
в сельскохозяйственном производстве.
Напомню, текущая товарность по зерну составляет всего 69%,
27% по картофелю, 41% по овощам. Товарность в животноводстве, продукция
которого на сегодняшний день является одной из наиболее проблемных с точки
зрения самообеспеченности и достижения критериев Доктрины продовольственной
безопасности, колеблется от 67% по молоку до 76% по мясу КРС. Нельзя упустить
из виду также плодово-ягодную продукцию, 76% производства которой приходится на
малые и личные подсобные хозяйства, и не выходит на рынок, списываясь в
статистике на «личное потребление».
Через кооперацию мы сможем повысить и самообеспеченность продукцией
сельского хозяйства, нехватку которого до сих пор компенсируем импортом,
составившим в 2017 году более 6 млн. тонн – по плодам и ягодам, столько же по
молоку, 1 млн. т. по мясу, и т.д.
Мы должны грамотно использовать опыт Советского Союза,
Китая, Вьетнама, богатый опыт развития кооперации в Финляндии, Франции и других
успешных развитых экономиках.
Проблемы передела продукции и дальнейшего сбыта должны
решаться сообща. Только так удастся эффективно обеспечить малые хозяйства
достойными холодильными, складскими, перерабатывающими мощностями и другими
важными элементами производственной и логистической инфраструктуры.
Мы убеждены, что в кооперативном движении заложен огромный,
пока еще не реализованный потенциал укрепления продовольственной безопасности
России!
Поэтому государство должно стимулировать развитие
кооперативного движения. Вступление хозяйства в состав кооператива должно
являться гарантом увеличения его доходности, доступа к инфраструктуре и рынкам
сбыта производимой продукции. Через кооперативы должен быть открыт доступ к
мерам государственной поддержки для высокотоварных личных подсобных хозяйств!
Какова поддержка малых форм хозяйствования на селе сегодня?
Прямая, выражающаяся в прямом субсидировании развития малого
сельского предпринимательства, а также опосредованная, выражающаяся в
формировании благоприятных условий развития хозяйств.
Рассматривая меры прямой поддержки, следует обратить
внимание на то, что в 2017 году в рамках единой субсидии на грантовую поддержку
было направлено 8,99 млрд. рублей или 23% общего объема бюджетных ассигнований
на единую субсидию. При этом данные средства были направлены, как на поддержку
начинающих фермеров, так и на поддержку семейных животноводческих ферм,
Средний размер гранта для начинающего фермера составил 1,77
млн. рублей, что на 40% больше, чем годом ранее, а средний грант на развитие
семейных животноводческих ферм достиг 6,11 млн. рублей (на 17% больше, чем в
2016 году).
Средний размер гранта сельскохозяйственным потребительским
кооперативам на развитие материально-технической базы составил 10,76 млн.
рублей, что на 40% выше, чем в 2016 году.
Положительные результаты оказания грантовой поддержки на
лицо.
СПоК направили 45% полученных средств на приобретение
оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, 32% - на
строительство производственных объектов.
Фермерские хозяйства благодаря грантовой поддержке получили
возможность существенно нарастить объемы производства сельскохозяйственной
продукции (прирост в среднем составил 88,9%).
Но самое главное, наши фермеры смогли создать более 6 тысяч
новых постоянных рабочих мест в сельской местности!
И этому результату мы придаем особое значение, как подтверждению
высокой роли малых форм хозяйствования в решении вопросов социального развития
сельских территорий. Это второй большой вопрос.
В Российской Федерации насчитывается более 18
тысяч сельских поселений в состав которых входит более 150 тысяч сельских
населенных пунктов. В этих селах, аулах, станицах проживает добрая четверть
населения Российской Федерации, уровень и качество жизни которого существенно
отстают от уровня жизни в городах.
Напомню, что у нас более 95 тысяч деревень не
имеют сетевого газа. В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию
объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика «оптимизации»
сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию
малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых
больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, что существенно увеличило радиус их
доступности.
В период с 1995 года на сельских территориях
больничных учреждений стало меньше на 4,5 тысячи, фельдшерско-акушерских
пунктов – меньше на 13 тыс. единиц, станций скорой медицинской помощи – меньше
на 657 единиц. Сегодня средний радиус доступности ФАПа - 15, больницы - 85 км,
а детского сада или школы – 17-20 км.
В результате смертность сельского населения
от всех причин в 2016 году составила 14,2 чел. на 1000 населения, что на 1,3
пункта выше, чем городского населения. Ожидаемая продолжительность жизни
сельского жителя почти на полтора года меньше, чем городского – всего 70,5 года
против 71,9 года.
Остро стоит проблема развития сети
автомобильных дорог. Более 30% сельских населенных пунктов не имеет связи по
дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным
требованиям не отвечает почти 63% автодорог общего пользования регионального
или межмуниципального значения и более 43% дорог местного значения.
Средства из дорожных фондов не выделяются на
так необходимые селу автодороги необщего пользования, ведущие к
производственным сельскохозяйственным объектам, крестьянским (фермерским)
хозяйствам.
С учетом изложенного, малые формы
хозяйствования во многом являются наиболее перспективным источником
благополучия сельского населения, средством трансформации производственных госсубсидий
в социальные через создание важнейших объектов инфраструктуры, развитие эффективных
точек приложения труда сельского населения, что в особенности актуально для
малых населенных пунктов.
Мы
рассматриваем деревню, как главную опору жизни страны. И это не громкие слова,
а тысячелетняя история нашей державы! Деревня вложилась в величие России
сполна, и заслужила соответствующего к себе отношения со стороны государства.
Способствовать решению вопросов устойчивого
развития сельских территорий должны все государственные программы, которые,
так, или иначе, решают социальные задачи. Мы проанализировали ситуацию - таких
государственных программ на сегодняшний день всего 20.
Это и «Развитие здравоохранения», и «Развитие
образования», и «Доступная среда», «Обеспечение доступным и комфортным
жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Содействие
занятости населения», «Развитие культуры и туризма», и др., на реализацию
которых из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7 640 млрд.
рублей.
Исходя
из численности сельского населения по всем этим программам 1,9 трлн. рублей
должны расходоваться в интересах сельских жителей. Это ключ к эффективному
развитию деревни.
Мы
поставили эти вопросы и перед Президентом Российской Федерации, и на Парламентских
слушаниях, состоявшихся в большом зале заседаний Государственной Думы, и на
Совете Законодателей. И сегодня мы ставим эти вопросы перед вами.
Деревня
является берегиней нашей большой родины, а вы в свою очередь являетесь действительными
хозяевами на земле, хранителями деревни, а значит всей России. Селу нужна ваша
поддержка и участие! Многие из вас имеют генеральские погоны, занимают высокие
государственные должности, абсолютное большинство активно участвует в решении
острых вопросов на местах. Действуя вместе, сплотив наши ряды, мы сможем,
исходя из принципа справедливости, дать деревне то, на что она имеет полное моральное
право!
Третий важный вопрос – о мерах государственного
регулирования в интересах малых форм хозяйствования. И в этой части следует
обратить особое внимание на вопросы обеспечения доходности в сельском хозяйстве.
В 2017 году, в результате падения цен на рынке зерна, прибыль у
наших сельскохозяйственных организаций снизилась на 22,3%, а убытки увеличились
на 52,3%. Только при реализации пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы
хозяйства потеряли почти 120 млрд. руб., что соответствует половине объема
государственной поддержки развития сельского хозяйства (242 млрд. руб.). Напомню,
что в соответствии с законом у нас Правительство отвечает за ценообразование.
В текущем же году к проблемам на рынке зерна прибавились также
проблемы с ценами на сырое молоко. Мы проводили совместно с Минсельхозом,
регионами, отраслевыми союзами, представителями отдельных хозяйств заседание
конкретно по этому вопросу и сошлись во мнении о рукотворном характере
проблемы.
Выход из сложившейся ситуации есть – должны быть приняты
незамедлительные меры обеспечения доходности сельскохозяйственного
производства.
Обязательной мерой является двукратное увеличение субсидий
на погектарную поддержку и поддержку на литр молока, как наиболее эффективные и
прозрачные механизмы субсидирования. Субсидии на оказание несвязанной поддержки
в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно.
Если мы посмотрим в целом на государственную поддержку
развития АПК, то ее уровень никоим образом не соотносится с таковой в странах
ЕС. Там работают такие же крестьяне, такие же фермеры и господдержка отрасли
составляет 800 долларов на гектар пашни. Китай тратит на развитие АПК 1500
долларов на гектар, Швейцария – 14 тысяч долларов на гектар, а Россия – 35.
Одновременно с увеличением государственной поддержки должен
быть внедрен механизм обеспечения гарантированных цен на важнейшую
сельскохозяйственную продукцию – зерновые и сырое молоко. Этот подход
положительно зарекомендовал себя в международной практике и эффективно
работает, в том числе, в США и странах ЕС.
По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая
государственная организация по экспорту всего спектра продукции
сельскохозяйственного производства. Необходимость этого продиктована тем, что
сегодня основная маржа от экспорта сельхозпродукции уходит трейдерам,
являющимся в абсолютном большинстве иностранными компаниями.
Кроме того, важным шагом является совершенствование
механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах обеспечения
справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.
Наряду с этим должна быть создана система страхования
доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый
государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность
страховых операций.
В этой части следует обратить внимание на то, что вопрос
развития системы сельскохозяйственного страхования вышел на завершающий этап
своего решения – 3 мая текущего года в Государственную Думу был внесен проект
федерального закона №456500-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О
государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о
внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства».
Законопроект еще «сырой», но мы убеждены, что при его
доработке мы сможем систематизировать нормативно-правовое регулирование
сельскохозяйственного страхования, обеспечить его общедоступность и
стабильность во времени, увеличить объемы государственного финансирования.
Принятие данного законопроекта существенно укрепит малые формы
хозяйствования, поскольку в сегодняшних реалиях они имеют наименьшую финансовую
устойчивость и, соответственно, в большей степени нуждаются в страховой защите.
Еще одним законопроектом, призванным повлиять на снижение издержек
сельхозтоваропроизводителей при реализации произведенной продукции, является
проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5
Федерального закона «О развитии
сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации». Данным законопроектом предложено
установить запрет для торговых сетей заключать договор, содержащий условие о
возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных
товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Нельзя не назвать также проект федерального закона №372830-7
«О производстве органической продукции».
К этой инициативе Правительства есть множество вопросов, но
самый главный заключается в том, что органическая продукция – это не просто
нормативно-правовое понятие, за которым стоит лишь знак сертификации. Это целая
технология, требующая учета большого количества факторов, обеспечивающая
эффективное производство сельскохозяйственной продукции с ограничением
использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений.
Органическая продукция – это совершенно новая система требований к качеству.
Причем в развитии органического сельского хозяйства особую роль играют именно
малые формы хозяйствования.
Помимо тех законопроектов, которые уже внесены в
Государственную Думу, целый перечень инициатив, направленных на системное
развитие сельского хозяйства, находится в разработке.
Уважаемые товарищи!
Сегодняшнее мероприятие предоставляет вам возможность
принять участие в формировании перспективной повестки работы Государственной
Думы, а также нового состава Правительства Российской Федерации.
Помните, что титул главного хранителя нашей родины закреплен
за крестьянством, а значит за всеми нами! Поэтому желаю нам всем удачи и
успехов! Я убежден, что дело наше правое!