В.И. Кашин: Цветущему саду быть!
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на пленарном заседании Госдумы.
Владимир
Иванович
Уважаемые товарищи!
В течение последних 25 лет в Российской Федерации наблюдается неуклонное снижение здоровья населения. Даже за последние 15 лет заболеваемость граждан болезнями органов пищеварения выросла на 10%, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ - на 58,3%, болезнями системы кровообращения – на 83,8%. На этом фоне в 2016 году возобновилась естественная убыль населения.
В этой связи, на передний
план вновь выходят вопросы здорового питания и, в первую очередь, обеспечения
населения витаминизированной продукцией, а равно плодово-ягодной продукцией.
Ведь именно витамины являются основным элементом, регулирующим и обеспечивающим
большинство метаболических процессов в организме человека.
К сожалению, начиная с
90-х годов, мы наблюдаем лишь разрушение сложившейся системы товарных хозяйств.
Причем эта проблема коснулось не только центрального чернозёмного района,
нечернозёмной зоны, но и высокопродуктивных южных хозяйств.
Мы потеряли значительное
количество площадей по всем культурам (и семечковым, и косточковым, и ягодным).
Особенно велико сокращение в товарном промышленном садоводстве. В итоге в
России сегодня производится лишь 3,3 млн. тонн плодово-ягодной продукции, из
которых 2,4 млн. тонн – в хозяйствах населения.
Из этого вытекает и
уровень потребления витаминизированной продукции населением.
Напомню, что Минздравом установлены
научно обоснованные нормы здорового питания по потреблению свежих фруктов - это
100 килограмм в год. На законодательном уровне, продовольственная корзина в
Российской Федерации определила, что взрослый трудоспособный человек должен
потреблять не менее 60 килограмм плодов и ягод, дети должны потреблять ещё
больше - 118 кг в год.
Но мы не дотягиваем и до
этого, ведь даже с учетом импорта фруктов, который в 2016 году, по данным
Таможенной статистики, составил около 4 млн. тонн, на российском рынке находится
всего 5 млн. тонн плодово-ягодной продукции. А должно быть не менее 15 млн.
тонн!
Ситуация усугубляется
низкой товарностью продукции отечественного садоводства. В связи с отсутствием
кооперации в личных подсобных хозяйствах, хоть и «пририсованный», но все-таки
значительный объем плодово-ягодной продукции выращенной населением на рынок не
выходит.
Крупные хозяйства также испытывают
сложности при сбыте произведенной продукции. Сельскохозяйственных рынков
практически не осталось, а сложившаяся в сетевых магазинах схема ценообразования
сводит долю производителя в розничной цене на его продукцию к абсолютно
ничтожным значениям. Посмотрите, к примеру, по семечковым – у
сельхозтоваропроизводителей принимают по 31 рублю за килограмм, а продают в 3-4
раза дороже. Аналогичная ситуация и с другими видами плодово-ягодной продукции.
Вот и получается, что
действительный потенциал, которым обладает наше садоводство, не участвует ни в
обеспечении продовольственной безопасности, ни в обеспечении здоровья и
благополучия наших граждан.
Мы должны принять незамедлительные
меры по возрождению этой важнейшей отрасли народного хозяйства!
Необходимо решительно
увеличить площади многолетних насаждений, ягодников и виноградников.
В Государственной программе
уже закреплена цель до 2020 года заложить 84-90 тысяч гектаров новых садов с
урожайностью на уровне 300-400 центнеров с гектара. Уже ежегодно вводится по
14-15 тысяч гектаров новых садов. Но если взглянуть в более широкой
перспективе, потребуется несколько десятилетий, чтобы такими темпами прийти к
миллиону гектар садов – хотя бы на уровне 400-450 в товарных хозяйствах и 500-550
в личном подсобном хозяйстве.
Чтобы достичь этого хотя
бы в среднесрочной перспективе, мы должны эффективно решить проблему
раскорчевки старых садов и закладывать ежегодно не менее 25 тыс. га новых
садов. Только так получится в ближайшее время удвоить производство
плодово-ягодной продукции.
Мы должны укрепить такую базисную отрасль садоводства, как питомниководство.
Отечественной наукой и
практикой отработаны уникальные инструменты, методологические и методические
подходы по созданию для различных по типу интенсивности садов
саженцев-двухлеток с 2-3 мутовками и боковыми ответвлениями. С таким посадочным
материалом уже на 3-й год появляется возможность получить промышленный урожай.
Для реализации этих
возможностей должна быть налажена эффективная связь науки и питомниководческих
хозяйств, которых не так давно у нас было более 500. Нужно возрождать систему управления
питомниководством – в Министерстве должно быть самостоятельное подразделение,
обеспечивающее эффективное развитие отрасли, особенно в садопригодных
территориях.
У нас есть конкретные
предложения по системному повышению эффективности работы отрасли! Комплекс
предлагаемых нами мер прошел широкое обсуждение с профильным Министерством,
представителями науки, отраслевыми союзами, регионами. В рамках Парламентских
слушаний, а также Всероссийских совещаний, состоявшихся в Московской,
Волгоградской областях, в других субъектах Российской Федерации, все участники
дискуссий выразили нам единогласную поддержку и поддержали выдвинутые нами
предложения!
У нас есть законопроект №206370-7
«О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации», предполагающий, для обуздания аппетитов торговых сетей, введение в
России государственного регулирования цен на продовольственные товары первой
необходимости.
У нас есть законопроект, направленный
на укрепление государственной поддержки опытных и учебных подразделений
аграрных НИИ и вузов путем признания их сельхозтоваропроизводителями. Это
позволит распространить на них существующие для сельхозтоваропроизводителей
субсидии.
Мы активно работаем над
законопроектами о кооперации, о производстве органической сельхозпродукции, о
плодородии, о мелиорации, о землеустройстве, и многими другими инициативами,
направленными на развитие отрасли в целом.
Вместе с тем, сегодня, в
преддверии внесения в Государственную Думу закона о федеральном бюджете на 2018
год и плановый период 2019-2020 годов, считаю необходимым обратить особое
внимание на проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Данный проект был внесен нами
в Государственную Думу еще 3 ноября 2016 года. Основная его цель - снижение НДС
на операции по реализации плодовых, ягодных культур и винограда с 18% до 10%.
Следует отметить, что в
зарубежных странах НДС на фрукты существенно ниже, чем в России. Так, в Польше
этот налог составляет 8%, в ФРГ – 7%, в Нидерландах – 6%, в Италии и Испании –
4%, в Великобритании, Турции и Израиле – 0%. Более того, даже в России продукция
сельского хозяйства облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. И
только плоды, ягоды и виноград облагается ставкой 18%.
Принятие законопроекта
позволит сохранить нашим садоводам дополнительные средства в размере до 4,3
млрд. рублей в год. Эти ресурсы смогут быть направлены на ту же самую
раскорчевку старых и закладку новых садов, техническое и технологическое
перевооружение отрасли – на все те цели, которые в рамках текущей государственной
поддержки садоводы не в состоянии перед собой поставить.
Конечно, доходы
федерального бюджета по статье НДС на указанную сумму снизятся. Но уменьшение
поступлений налоговых отчислений от реализации плодово-ягодной продукции и
винограда, будет с лихвой компенсировано за счет уплаты 18% НДС при
приобретении материально-технических ценностей для закладки и содержания новых
садов и строительства фруктохранилищ.
Кроме того,
интенсификация производства приведет к увеличению количества новых рабочих мест.
По экспертным оценкам у 2020 году в отрасль будет дополнительно привлечено
более 100 тыс. человек, годовой фонд оплаты труда которых составит не менее 10
млрд. руб.
Законопроект
поддерживается Минсельхозом России. Так, рамках состоявшегося 13 сентября 2017
года в Государственной Думе правительственного часа Министр сельского хозяйства
Российской Федерации А.Н. Ткачев обратился к депутатскому корпусу с просьбой
поддержать данный законопроект. В поддержку инициативы также выступает
Ассоциация производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей,
Национальный плодоовощной союз. Участники уже названных выше Парламентских
слушаний и Всероссийских совещаний также единогласно поддержали принятие
законопроекта!
Уважаемые товарищи! Мы чувствуем
поддержку Минсельхоза России, поддержку науки, отраслевых союзов, регионов. Мы
все стремимся к тому, что бы обеспечить население отечественной плодово-ягодной
продукцией, укрепить здоровье нации. В этой связи и Правительство, и Государственная
Дума должны верно расставить приоритеты и направить усилия на оказание
поддержки нашим садоводам, помочь им крепко встать на ноги.
Предложенный нами
законопроект – один из верных и необходимых шагов на этом пути.