Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.И. Кашин: Цветущему саду быть!

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на пленарном заседании Госдумы.

В.И. Кашин
2017-09-21 15:36
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

В течение последних 25 лет в Российской Федерации наблюдается неуклонное снижение здоровья населения. Даже за последние 15 лет заболеваемость граждан болезнями органов пищеварения выросла на 10%, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушениями обмена веществ - на 58,3%, болезнями системы кровообращения – на 83,8%. На этом фоне в 2016 году возобновилась естественная убыль населения.


В этой связи, на передний план вновь выходят вопросы здорового питания и, в первую очередь, обеспечения населения витаминизированной продукцией, а равно плодово-ягодной продукцией. Ведь именно витамины являются основным элементом, регулирующим и обеспечивающим большинство метаболических процессов в организме человека.








К сожалению, начиная с 90-х годов, мы наблюдаем лишь разрушение сложившейся системы товарных хозяйств. Причем эта проблема коснулось не только центрального чернозёмного района, нечернозёмной зоны, но и высокопродуктивных южных хозяйств.

Мы потеряли значительное количество площадей по всем культурам (и семечковым, и косточковым, и ягодным). Особенно велико сокращение в товарном промышленном садоводстве. В итоге в России сегодня производится лишь 3,3 млн. тонн плодово-ягодной продукции, из которых 2,4 млн. тонн – в хозяйствах населения.

Из этого вытекает и уровень потребления витаминизированной продукции населением.




Напомню, что Минздравом установлены научно обоснованные нормы здорового питания по потреблению свежих фруктов - это 100 килограмм в год. На законодательном уровне, продовольственная корзина в Российской Федерации определила, что взрослый трудоспособный человек должен потреблять не менее 60 килограмм плодов и ягод, дети должны потреблять ещё больше - 118 кг в год.

Но мы не дотягиваем и до этого, ведь даже с учетом импорта фруктов, который в 2016 году, по данным Таможенной статистики, составил около 4 млн. тонн, на российском рынке находится всего 5 млн. тонн плодово-ягодной продукции. А должно быть не менее 15 млн. тонн!

Ситуация усугубляется низкой товарностью продукции отечественного садоводства. В связи с отсутствием кооперации в личных подсобных хозяйствах, хоть и «пририсованный», но все-таки значительный объем плодово-ягодной продукции выращенной населением на рынок не выходит.

Крупные хозяйства также испытывают сложности при сбыте произведенной продукции. Сельскохозяйственных рынков практически не осталось, а сложившаяся в сетевых магазинах схема ценообразования сводит долю производителя в розничной цене на его продукцию к абсолютно ничтожным значениям. Посмотрите, к примеру, по семечковым – у сельхозтоваропроизводителей принимают по 31 рублю за килограмм, а продают в 3-4 раза дороже. Аналогичная ситуация и с другими видами плодово-ягодной продукции.

Вот и получается, что действительный потенциал, которым обладает наше садоводство, не участвует ни в обеспечении продовольственной безопасности, ни в обеспечении здоровья и благополучия наших граждан.

Мы должны принять незамедлительные меры по возрождению этой важнейшей отрасли народного хозяйства!






Необходимо решительно увеличить площади многолетних насаждений, ягодников и виноградников.




В Государственной программе уже закреплена цель до 2020 года заложить 84-90 тысяч гектаров новых садов с урожайностью на уровне 300-400 центнеров с гектара. Уже ежегодно вводится по 14-15 тысяч гектаров новых садов. Но если взглянуть в более широкой перспективе, потребуется несколько десятилетий, чтобы такими темпами прийти к миллиону гектар садов – хотя бы на уровне 400-450 в товарных хозяйствах и 500-550 в личном подсобном хозяйстве.

Чтобы достичь этого хотя бы в среднесрочной перспективе, мы должны эффективно решить проблему раскорчевки старых садов и закладывать ежегодно не менее 25 тыс. га новых садов. Только так получится в ближайшее время удвоить производство плодово-ягодной продукции.

Мы должны укрепить такую базисную отрасль садоводства, как питомниководство.


Отечественной наукой и практикой отработаны уникальные инструменты, методологические и методические подходы по созданию для различных по типу интенсивности садов саженцев-двухлеток с 2-3 мутовками и боковыми ответвлениями. С таким посадочным материалом уже на 3-й год появляется возможность получить промышленный урожай.

Для реализации этих возможностей должна быть налажена эффективная связь науки и питомниководческих хозяйств, которых не так давно у нас было более 500. Нужно возрождать систему управления питомниководством – в Министерстве должно быть самостоятельное подразделение, обеспечивающее эффективное развитие отрасли, особенно в садопригодных территориях.

У нас есть конкретные предложения по системному повышению эффективности работы отрасли! Комплекс предлагаемых нами мер прошел широкое обсуждение с профильным Министерством, представителями науки, отраслевыми союзами, регионами. В рамках Парламентских слушаний, а также Всероссийских совещаний, состоявшихся в Московской, Волгоградской областях, в других субъектах Российской Федерации, все участники дискуссий выразили нам единогласную поддержку и поддержали выдвинутые нами предложения!


У нас есть законопроект №206370-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предполагающий, для обуздания аппетитов торговых сетей, введение в России государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости.

У нас есть законопроект, направленный на укрепление государственной поддержки опытных и учебных подразделений аграрных НИИ и вузов путем признания их сельхозтоваропроизводителями. Это позволит распространить на них существующие для сельхозтоваропроизводителей субсидии.

Мы активно работаем над законопроектами о кооперации, о производстве органической сельхозпродукции, о плодородии, о мелиорации, о землеустройстве, и многими другими инициативами, направленными на развитие отрасли в целом.

Вместе с тем, сегодня, в преддверии внесения в Государственную Думу закона о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, считаю необходимым обратить особое внимание на проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Данный проект был внесен нами в Государственную Думу еще 3 ноября 2016 года. Основная его цель - снижение НДС на операции по реализации плодовых, ягодных культур и винограда с 18% до 10%.


Следует отметить, что в зарубежных странах НДС на фрукты существенно ниже, чем в России. Так, в Польше этот налог составляет 8%, в ФРГ – 7%, в Нидерландах – 6%, в Италии и Испании – 4%, в Великобритании, Турции и Израиле – 0%. Более того, даже в России продукция сельского хозяйства облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%. И только плоды, ягоды и виноград облагается ставкой 18%.







Принятие законопроекта позволит сохранить нашим садоводам дополнительные средства в размере до 4,3 млрд. рублей в год. Эти ресурсы смогут быть направлены на ту же самую раскорчевку старых и закладку новых садов, техническое и технологическое перевооружение отрасли – на все те цели, которые в рамках текущей государственной поддержки садоводы не в состоянии перед собой поставить.

Конечно, доходы федерального бюджета по статье НДС на указанную сумму снизятся. Но уменьшение поступлений налоговых отчислений от реализации плодово-ягодной продукции и винограда, будет с лихвой компенсировано за счет уплаты 18% НДС при приобретении материально-технических ценностей для закладки и содержания новых садов и строительства фруктохранилищ.

Кроме того, интенсификация производства приведет к увеличению количества новых рабочих мест. По экспертным оценкам у 2020 году в отрасль будет дополнительно привлечено более 100 тыс. человек, годовой фонд оплаты труда которых составит не менее 10 млрд. руб.

Законопроект поддерживается Минсельхозом России. Так, рамках состоявшегося 13 сентября 2017 года в Государственной Думе правительственного часа Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачев обратился к депутатскому корпусу с просьбой поддержать данный законопроект. В поддержку инициативы также выступает Ассоциация производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей, Национальный плодоовощной союз. Участники уже названных выше Парламентских слушаний и Всероссийских совещаний также единогласно поддержали принятие законопроекта!

Уважаемые товарищи! Мы чувствуем поддержку Минсельхоза России, поддержку науки, отраслевых союзов, регионов. Мы все стремимся к тому, что бы обеспечить население отечественной плодово-ягодной продукцией, укрепить здоровье нации. В этой связи и Правительство, и Государственная Дума должны верно расставить приоритеты и направить усилия на оказание поддержки нашим садоводам, помочь им крепко встать на ноги.

Предложенный нами законопроект – один из верных и необходимых шагов на этом пути.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.