В.И. Кашин: Агропрому всенародную поддержку!
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Пленарном заседании Государственной Думы 13 сентября 2017 года в рамках правительственного часа с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева.

Владимир
Иванович
Уважаемые товарищи!
Для крестьян сегодня, конечно, праздник! Потому что в
сложный год есть мощный прорыв, есть успех, есть высокая урожайность, а в
валовом производстве основных сельскохозяйственных культур – рекордный сбор.
Министр сельского хозяйства А.Н. Ткачев озвучил, конечно, скромный прогноз в 110
млн. т. зерна, но и он четко знает, что будет не менее 130 млн. тонн зерновых и
зернобобовых культур. И это действительно серьезный результат!
Урожайность около 30 ц/га – тоже прорыв, даже для Советского
агропромышленного комплекса. Конечно, есть страны, которые собирают по 70-90
ц/га, но это лишь свидетельствует о том, что у нас есть большой резерв для
наращивания продуктивности.
Конечно же, этих 70-90 ц/га и США, и Соединенное
Королевство, и ряд других стран добились не просто так, а благодаря
существенной помощи своих правительств, которые, по сравнению с Россией, на 1
га пашни выделяют в десятки раз больше государственных денег. И я категорически
возражаю против решений и предложений по сокращению той мизерной поддержки на 1
га пашни, 1 литр молока, а также сокращению поддержки благоприятных для
выращивания сельскохозяйственных культур регионов.
Мы должны не жалеть средств для крестьян, как это, к
примеру, делает Европа, чтобы они смогли успешно ввести в сельскохозяйственный
оборот те 40 млн. га заброшенных земель, лугов и пастбищь, смогли заставить
вновь цвести наши сады, чтобы у нас были виноградники и многое другое.
Когда мы говорим о молоке, то делаем акцент на том, что у
нас производится сегодня около 18 млн. т. товарного молока. И это при том, что
не так давно мы производили 57 млн. т. молока.
Вот и получается, что наши граждане сегодня потребляют в год
всего 240 кг. молокопродуктов, порой сомнительного качества, а в той же
Германии – 450 кг, как это было в России 25 лет назад.
И опять же мы возвращаемся к вопросу финансирования, потому
что сдвинуть проблему производства молока с мертвой точки удастся лишь выделяя
совсем другие деньги, подготавливая для отрасли кадры высочайшего уровня
квалификации.
Хочу выразить слова благодарности команде Министерства
сельского хозяйства и наших регионов за те всероссийские совещания, которые
состоялись в Татарстане, Волгограде, Тамбове и ряде других субъектов Российской
Федерации. Особенно хочу выделить выездные заседания Комитета в Воронеже, Московской
области. Они проводятся на основе уникальных точек роста, капитальных,
системных решений, снимающих институциональные проблемы. Вся Россия перенимает
лучшие практики.
И мы должны в этом плане поддержать усилия Министерства
сельского хозяйства, регионов и депутатского корпуса.
Но когда мы видим, как Государственную программу развития
сельского хозяйства втихаря урезают по финансированию на 50%, а потом ждут в
отрасли прорыва, то у нас возникает множество вопросов к состоятельности таких решений.
При этом даже утвержденные средства часто выделяются не в
полном объеме – это мы можем видеть по итогам исполнения федерального бюджета в
2016 году. Такое мероприятие, как «Развитие садоводства, поддержка закладки и
ухода за многолетними насаждениями и виноградниками» недофинансировано на 1
млрд. руб.. Финансирование такого мероприятия, как «Развитие производства
семенного картофеля и овощей открытого грунта» отклонилось от программных
значений на 1,6 млрд. руб. Подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и
семеноводства» недосчиталась 1,4 млрд. руб.,
Кому выгодно, чтобы мы на десятки миллиардов долларов закупали
продовольствия, выбрасывая от 1,5 до 2 трлн. руб. для фермеров других стран?
Кто так не любит свою уникальную землю матушку? Кому выгодно открытым держать
вопрос импортозамещения, рассказывая сказки о том, что нет тех 100 млрд. рублей
дополнительно для АПК? Это уже вопросы не риторические!
Вопрос финансирования сегодня является критически важным и
для социального развития села. У нас 95 тысяч деревень не газифицированы, 32 тысячи
деревень не имеют почтовой связи, 43 тысячи не охвачены телефонной связью. И
это при том, что всего сельских населенных пунктов у нас осталось около 160
тысяч. Более 20 тысяч деревень ушли в небытие, 42 тысячи сел имеют не более 6
жителей.
Из ветхого жилья переселяется всего 6,5 тыс. человек в год,
а нуждаются в новом жилье на селе более 1,3 млн. человек. Такими темпами на
решение жилищных проблем на селе нам потребуется 200 лет.
В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию
объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой
«оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому
закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек,
участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их
доступности. Средний радиус доступности детского сада составляет 20 км, школы
-17, ФАПа - 15, больницы - 85 км.
Остро стоит проблема развития сети автомобильных дорог. На
начало 2015 г. 30,7% сельских населенных пунктов не имело связи по дорогам с
твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным требованиям не
отвечало 62,9% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального
значения и 43,2% дорог местного значения.
По нашей инициативе 20 ноября текущего года в Зале пленарных
заседаний Государственной Думы состоятся всероссийские парламентские слушания
на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских
территорий». В рамках этого мероприятия мы, в том числе, будем ставить вопрос
разработки новой государственной программы, предусматривающей строительство в
каждом муниципальном районе производственного центра, объектов социального,
культурного и бытового назначения, развитие инфраструктуры жилой среды на селе.
Посмотрите на состояние аграрного образования, на наши НИИ,
ВУЗы. Научные и образовательные учреждения обветшали, а те из них, кому удалось
начать реконструкцию зданий, сегодня не могут завершить строительство – нет денег.
В качестве примеров тут можно привести недостроенные корпуса ведущего
сельскохозяйственного вуза страны – Ставропольского государственного аграрного университета,
недостроенные корпуса ВСХИЗО в Балашихинском районе Московской области, а также
недостроенные 27 общеобразовательных школ в сельской местности.
Что это такое? Позорище!
Мы должны восстановить все, что связано с финансированием по
Государственной программе, а это минимум 320-350 млрд. рублей, а не 240,
которые мы вымучили на текущий год. В перспективе мы должны выйти на 1 трлн.
рублей, что составляет 6% расходной части федерального бюджета!
На этом особенно важно заострить внимание именно сейчас, в
преддверии внесения в Государственную Думу закона о федеральном бюджете на 2018
год и плановый период 2019-2020 годов. В основу дискуссий о распределении
бюджетных средств мы должны положить верные приоритеты и принять в конечном
итоге Бюджет Развития!
Кроме того, бюджетное финансирование вопросов развития
агропромышленного комплекса мы должны укрепить законодательными актами,
создающими в отрасли благоприятные условия для интенсификации производства и
переработки сельскохозяйственной продукции.
К таким актам в первую очередь следует отнести уже внесенный
в Государственную Думу проект федерального закона № 19842-7 «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». О нем уже
упоминал в своей речи Александр Николаевич. В данном законопроекте мы вышли с
инициативой снижения НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и
винограда с 18% до 10%.
Напомню, что мы сегодня производим около 3 млн. тонн плодов
и ягод. Но чтобы решить задачу продовольственной безопасности мы должны
производить 15 млн. тонн. Мы закладываем 15 тыс. га новых садов, а должны
закладывать по 30 тысяч гектар. Мы должны системно решать все эти вопросы, в
том числе в части питомниководства, и названный законопроект в этом плане
является серьезным шагом. Его принятие позволит существенно увеличить
отечественное производство плодово-ягодной продукции и винограда, укрепить
продовольственную безопасность, повысить инвестиционную привлекательность
отрасли, повысить потребительский спрос на фрукты, произведенные в России,
создать новые рабочие места.
Другой инициативой, на которой следует сегодня заострить особое
внимание, является законопроект №206370-7 «О внесении изменений в Федеральный
закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроект предлагает
введение в России государственного регулирования цен на продовольственные
товары первой необходимости.
Целесообразность принятия законопроекта определяется извращенностью
системы ценообразования в России. Посмотрите - производитель зерна в 2016 году продавал
его по цене 8,8 руб. за килограмм. Мука же, произведенная из этого зерна,
продавалась уже по цене 15,9 руб./кг. Производитель хлеба продавал свою
продукцию уже по 48 руб./кг. А на прилавке, со всеми наценками торговых сетей,
хлеб лежал по цене 66,9 рублей за килограмм. Таким образом, 7,1 руб. забирал
себе производитель муки, 32,2 руб. – производитель хлеба и 18,8 рублей забирали
торговые сети.
При этом в текущем году ситуация обострилась до предела.
Посмотрите, что сейчас происходит на рынке зерна.
С 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь снизились
на 38-39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%. И на фоне столь резкого
падения цен на сырье, потребительские цены на хлеб и другие продовольственные
товары продолжали расти.
Нужно принимать срочные меры государственного регулирования
и, в первую очередь, незамедлительно запускать механизм государственных закупочных
интервенций!
Диспаритет в распределении прибыли от продажи
продовольственных товаров стал губительным для крестьян. Значительное число
средних и малых сельхозпредприятий, а также большая часть фермеров,
ориентированных на производство зерна, работают в сильный убыток, многие
разоряются. Латифундисты при этом получают возможность за бесценок скупать
земли разорившихся хозяйств, а торговые сети без лишних усилий еще больше
увеличить свою маржу от продажи продуктов питания.
В каком государстве это может быть? Какое регулирование
здесь применяется?
Необходимо поддерживать и другие наши инициативы, являющиеся
не менее актуальными. Законопроекты «Об обороте органической продукции», «О
семеноводстве», по ветеринарной безопасности и ветеринарии, «О мелиорации
земель», «О племенном животноводстве», «О землеустройстве», «О государственной
поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», а также по агрострахованию
объектов аквакультуры.
К числу приоритетных также следует отнести законопроект «Об
охране плодородия почв».
Посмотрите что у нас с плодородием – на пашне 45% кислых
почв, мы не вносим ни минеральных, ни органических удобрений, об известковании и
гипсовании совсем забыли.
Уважаемые товарищи! На каждую проблему в развитии АПК у нас
есть достойный законодательный ответ, проработанный совместно с Минсельхозом,
наукой и регионами. Но эти законопроекты постоянно кто-то тормозит, видимо
кому-то не нравится перспективы укрепления нашего агропрома, его динамичное
развитие.
В этой связи еще раз выражу мнение о том, что Министр
сельского хозяйства должен стать, как и раньше, заместителем председателя
Правительства. Только тогда можно будет успешно решить все накопившиеся
проблемы, в том числе межсекторальные.
На селе проживает 37 млн. граждан, а в летний период –
далеко за 50% населения страны. О них необходимо заботиться, обеспечить
доходом, комфортными условиями жизни, возможностью получить все необходимые
социальные услуги.
И больше не будет так, что находящиеся в стадии высокой
готовности законопроекты по АПК годами футболятся, как это происходит, к
примеру, с законопроектами по ветеринарии.
Но я убежден, что и эти, и многие другие наши
законодательные инициативы скоро увидят свет, как и законопроект о школьном
молоке. Три фракции подписались под ним, Председатель Государственной Думы его
поддерживает. Этот проект позволит сделать большой шаг к обеспечению здоровья
детей, молодежи, обеспечению качества и востребованности нашей молочной
продукции.
Что касается вопросов переработки сельскохозяйственной
продукции – это еще одна большая проблема. Показательно будет назвать те 237
тыс. тонн муки, которые мы сегодня продаем. Украина продает в несколько раз
больше! Мы гоним за рубеж сырье, в то время как должны развивать собственную
глубокую переработку и продавать высококачественную продукцию высокой степени
передела. Но на это опять же нужны деньги.
В заключение я хочу выразить слова благодарности
Председателю Государственной Думы В.В. Володину, Комитету по бюджету, которые
помогли нам несколько увеличить финансирование АПК в текущем году, что
позволило осуществить инвестиционный прорыв и позитивно настроить участников
отрасли на дальнейший рост и развитие.
Спасибо!