Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.И. Кашин: “Качественному продовольствию – быть!”

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель комитета ГД по аграрным вопросам, Академик РАН В.И. Кашин 23 мая 2018 года выступил с базовым докладом на Парламентских слушаниях в Госдуме на тему “Развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика”.

Пресс-служба Комитета ГД по аграрным вопросам.
2018-05-24 18:04 (обновление: 2018-05-28 20:00)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

Прежде чем начать сегодняшнее заседание хочу сделать важное заявление о сложившейся чрезвычайной ситуации, в которой монополисты, трейдеры, спекулянты и проходимцы разных мастей под покровительством чинуш выгребают последние копейки из кармана крестьян.

Рекордные урожаи прошлого года были снесены падением цен на сельскохозяйственную продукцию. Только на зерне, сахарной свекле и кукурузе товаропроизводители потеряли 120 млрд. рублей. И этим дело не ограничилось – последовал удар по молочной отрасли, повлекший убытки производителей сырого молока на уровне 20 млрд. рублей!

В период смены Правительства, естественные монополии безудержным поднятием цен на энергоносители стали наживаться на весенней полевой кампании. Стоимость одного литра дизельного топлива в отдельных регионах перевалила за 54 рубля, а в прогнозе вырастет до 57 рублей. В ценовой гонке от топлива не отстают ни производители сельскохозяйственной техники, ни поставщики электроэнергии.

В результате укрепившегося диспаритета цен за тонну солярки крестьянин должен отдать уже десять тонн пшеницы, хотя всего 25 лет назад ситуация была другой – продав 1 тонну зерна можно было приобрести 3 тонны дизельного топлива.

Правительство своим бездействием провалило все, что связано с доходностью в сельском хозяйстве! У нас осталось всего 2,7 тыс. прибыльных хозяйств.

Мы говорим об этом в стенах Государственной Думы и будем принимать соответствующее заявление, обращаться к Президенту Российской Федерации с тем, чтобы остановить этот беспредел грабежа и диспропорцию в отношении крестьян!

Должны быть приняты незамедлительные меры по обеспечению доходности в сельском хозяйстве. Должна быть оказана мощная государственная поддержка, внедрен механизм гарантированных цен на важнейшую сельскохозяйственную продукцию. По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая государственная организация по экспорту всего спектра продукции сельскохозяйственного производства. Механизм ценообразования на рынке продовольствия необходимо отрегулировать, обеспечив справедливое распределение прибыли от реализации продовольственных товаров. Должна быть создана система страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и единый государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность страховых операций.

Все эти вопросы являются кричащими также в рамках темы наших парламентских слушаний, поскольку производство органической продукции заранее традиционного сельского хозяйства и в сложившейся ситуации требует особого внимания со стороны государства.

Заложить правовые основы устойчивого развития органического сельского хозяйства призван проект федерального закона № 372830-7 «О производстве органической продукции». В настоящее время Комитет ведёт активную работу по его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.

Этот законопроект долгожданный в связи с тем, что мировой тренд на этом направлении динамично развивается. Под органическое сельское хозяйство отводится все больше площадей. Объем рынка соответствующей продукции приближается к сотне миллиардов долларов.

Крупнейшие национальные рынки – это США (более $36 млрд. в год), Германия – около $11 млрд. и Франция - $7 млрд. Самый высокий объем потребления органических продуктов на душу населения – в европейских странах. Рынок этих стран может стать целевым для поставок российских натуральных продуктов питания.

В России этот процесс идет пока недостаточно активно. Наш внутренний рынок органической продукции оценивается экспертами на уровне всего $160 млн., лишь 10% которого занимает продукция российских компаний. При этом наша страна имеет все возможности занять лидирующие позиции, как на внутреннем, так и на внешних рынках органической продукции.

Исследования показывают, что абсолютное большинство россиян хотят получать качественную продукцию. Наша задача сделать все для того, чтобы создать полнокровный законодательный базовый блок, который бы помог нашим крестьянам, малому бизнес, заниматься этим перспективным направлением.

Сегодня уже отработаны ГОСТы, устанавливающие запрет на применение пестицидов, минерального азота, всех форм ГМО. А это значит возврат к нашим хорошо отработанным адаптивным ландшафтным технологиям, к базовой науке, к восстановлению истинного отношения к севообороту, к пополнению плодородия почв за счет естественных систем, за счет сидеральных паров, внесения органики, известкования, и т.д.Сегодня уже отработаны ГОСТы, устанавливающие запрет на применение пестицидов, минерального азота, всех форм ГМО. А это значит возврат к нашим хорошо отработанным адаптивным ландшафтным технологиям, к базовой науке, к восстановлению истинного отношения к севообороту, к пополнению плодородия почв за счет естественных систем, за счет сидеральных паров, внесения органики, известкования, и т.д.

Сам законопроект определил базовые вещи. Это и сертификация, и товарный знак, и система взаимоотношений в структуре государственной власти, понятийный аппарат, информационная и методическая поддержка. Все эти системные вещи сегодня отработаны. Но в ходе обсуждения данной инициативы на специально созданной рабочей группе, совместно с территориями, наукой, мы вышли на необходимость ее существенной доработки.

Первое - понятийный аппарат, который предлагается законопроектом, требует совершенствования в двух аспектах. Во-первых, требуется разработка и включение в него понятия «органическое сельское хозяйство», которое является ключевым для этой сферы деятельности и применяется во всех международных документах. Во-вторых, следует доработать предложенные законопроектом определения органической продукции и ее производства.

Второе – следует уточнить и развить систему принципов органического производства. Так, к примеру, в законопроекте не учтены принятые в международной практике принципы, связанные с особенностями содержания, откорма животных и поддержания их здоровья, в том числе использования препаратов для ветеринарного применения, а также с особенностями транспортировки и хранения органической продукции и обязательным инспектированием производственных объектов.

Что касается принципа «обособления производства органической продукции от производства продукции, не являющейся органической» он требует детализации, т.к. не ясно, что имеется в виду под обособлением производства, в том числе к каким объектам он применим (земельные участки, сельскохозяйственные угодья, производственные и складские объекты, и т.п.).

Третье – видится важным более детально проработать заложенный в законопроекте механизм подтверждения соответствия производства органической продукции с точки зрения защиты интересов потенциальных потребителей, идентификации такой продукции и ее производителей.

Четвертое большое замечание касается отсылочных нормы о государственной поддержке производства органической продукции. Мы считаем, что такой закон должен содержать конкретные меры поддержки, направленные на стимулирование развития органического сельского хозяйства и рынка органической продукции, на интегрирование в структуру государственной аграрной политики.

Пятое – мы считаем, что в законопроекте незаслуженно упущен вопрос о дикоросах (ягоды, грибы, орехи) и продукции пчеловодства. Во внесенной редакции закона из сферы действия полностью исключаются отношения, связанные с производством продукции, полученной в результате сбора и (или) переработки дикорастущих растений, плодов, ягод и грибов.

Нельзя согласиться с аргументами, приведенными в пояснительной записке к законопроекту, о том, что данная продукция «не является производимой» и нормы законопроекта не распространяются на нее «в связи с невозможностью в полной мере проконтролировать всю цепочку этой продукции».

Уже сегодня механизмы лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях (жесткий правовой режим защитных лесов, возможность использования лесов не только для сбора, но и для выращивания дикоросов), позволяют в известном смысле оценивать эти земли как средства органического производства.

При этом пищевые лесные ресурсы представляю собой огромный продовольственный и экспортный потенциал.


Эксплуатационные запасы только самых распространенных ягод и грибов составляют 7,4 млн. т, а биологические запасы- 13,4 млн. т. Общая продуцирующая грибоносная площадь составляет 81,8 млн. га, биологический запас - 4,3 млн. т.

С учетом того, что на сегодняшний день во всем мире сертифицировано менее 40 млн. га для сбора дикоросов, мы без труда можем стать лидерами по этим видам продукции (сегодня это Финляндия, которая сертифицировала 9 млн. га площадей для заготовки дикоросов).

Учет дикоросов в законе о производстве органической продукции является стратегически важным шагом. Но при этом мы должны восстановить кооперативы, заготовительные конторы, которые обеспечат выход такой продукции на рынок. Это десятки миллионов долларов.

К слову сказать, не меньшим потенциалом в части производства органической продукции обладает наш водный фонд. Россия является второй мировой державой по речному стоку. Только одно направление по аквакультуре имеет потенциал, которой оценивается в 1 млн. тонн товарной продукции.

Уважаемые товарищи.

Наукой давно доказана прямая связь между потреблением здоровых, экологически чистых, полезных продуктов и продолжительностью жизни. Так, к примеру, Финляндия уже 10 лет внедряет программу «Рожь Финляндии», в результате которой увеличено внутреннее производство и потребление органических продуктов из ржаной муки, в том числе грубого помола. Мониторинг результатов программы показал, что она сыграла ключевую роль в выходе Финляндии в число стран-лидеров по продолжительности жизни, которая увеличилась с 75 до 82 лет!

Учитывая цели, поставленные в Послании Президента Федеральному Собранию, в части вхождения России в «клуб стран 80+», мы должны эффективно использовать мировой опыт и лучшие практики.

Основной ресурс для производства органических продуктов – сельскохозяйственные земли, не загрязненные излишним количеством удобрений и ядохимикатов. Наша страна в этом смысле обладает уникальными конкурентными преимуществами, владея 9% мировых площадей пашни, значительная часть которых отвечает критериям органического сельского хозяйства.

Вместе с тем, площадь земель, сертифицированных для выращивания органической продукции, в России на сегодняшний день составляет всего 381,5 тыс. га.

По сравнению с мировыми лидерами органического производства, такими, как Австралия, Аргентина, США, и др. этой крайне мало, но динамика наращивания таких площадей в России внушает оптимизм – за период с 2009 по 2015 годы мы видим почти пятикратный рост.

С точки зрения использования органических посевных площадей в мире большая часть (суммарно 70%) приходится на зерновые и зеленые корма для скота. Быстрыми темпами растут посадки технических волокнистых культур, что для России с ее отличными возможностями и нашим богатым опытом выращивания льна - это дополнительные возможности для развития экспорта.

Наиболее важный для России экспортный рынок – это зерновые. В мире самые большие площади (36%) от всех посевных площадей, имеющих органическую сертификацию, отведены под посадки пшеницы. Таким образом, даже в такой традиционной для России экспортной культуре есть потенциал к росту за счет использования органических технологий.

Учитывая изложенное, наша страна в относительно короткое время может значительно нарастить объемы экспорта органической продукции, обладающей высокой добавленной стоимостью.

При этом развитие органического производства может позитивно повлиять на развитие культуры здорового питания у российского населения. Когда потребитель будет уверен в качестве приобретаемой продукции, соответствующей стандартам органического производства, что гарантируется жесткой системой сертификации, весомая доля покупателей сделает потребительский выбор в пользу экологически чистых продуктов.

Для достижения этих целей мы должны выстроить систему управления производством органических продуктов, в которой наши производители были бы защищенными, востребованными и конкурентоспособными. Немаловажно также обеспечить доверие населения к соответствующей маркировке, на фоне изобилия продуктов «Био», «Эко», и др.

Что для этого нужно сделать наряду с доработкой и принятием рассматриваемого законопроекта?

Обеспечить качество и плодородие почв. Это ключевой фактор эффективности производства органической сельскохозяйственной продукции.

Сегодня проблема деградации почвенного плодородия является системной, актуальной для всех видов сельхозугодий.

Из оставшихся у нас 197,7 млн. га сельхозугодий значительная часть подвержена активным процессам деградации - зарастает бурьяном, кустарником, мелколесьем. Ветровой эрозии подвержено уже 61 млн. га сельхозугодий, а опустыниванию – уже более 100 млн. га.

Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, а их ежегодный прирост достигает 20 тыс. км. Доля кислых почв за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%). Беда не обошла стороной даже тучные черноземы.

При этом примеры эффективной борьбы с деградационными процессами у нас есть.

Как уже упоминалось выше, Комитет несколько дней назад посетил Брянскую область. И там мы увидели, как реально идет раскорчевка заросших пахотных земель. Мы говорим спасибо крестьянам Брянщины за то, что они активно этим занимаются в абсолютном большинстве районов. По нашей просьбе будет подготовлен видеоролик, демонстрирующий успехи региона на этом направлении, а также используемые технологии, которые в разы дешевле и эффективнее аналогов. Вводимые таким образом в сельскохозяйственный оборот земли отлично подходят для развития органического производства.

Вместе с тем, для повсеместного решения этой большой проблемы нам предстоит сделать очень многое, тем более что ситуация усугубляется упадком в системе мелиорации.

При том, что снижение объемов внесения минеральных удобрения в рамках органического сельского хозяйства рассматривается с позитивной точки зрения, слабая динамика реализации других мер по улучшению земель является большой проблемой.

Объемы внесения органических удобрений сокращены в 6 раз, известкование сократилось в 23 раза.

Мы видим, какое количество мелиорируемых земель в России, и какое мы по этому показателю занимаем место в списке экономических держав, таких, как США, Англия, Индия, Китай. Наши 7,8% мелиорируемой пашни на их фоне выглядят удручающе. А ведь многие наши земли без орошения не могут обеспечить раскрытие генетического потенциала прекрасных сортов сельскохозяйственных культур, которые созданы нашими учеными. Ряд культур, таких, как рис, плодовые, кормовые, просто немыслимо производить без мелиорации, тем более с учетом тех ограничений, которые влечет за собой переход к производству органической продукции.

Те 90 тыс. га мелиорируемых земель, которые у нас ежегодно вводятся - темпы явно недостаточные для решения этой большой проблемы. Мы должны не только восстановить 13,6 млн. га мелиорируемых земель, которые у нас были не так давно, но и активно двигаться вперед.

Это то, что касается гидромелиорации. Но ведь есть еще и агролесомелиорация, химическая, биологическая мелиорация. Там ситуация не лучше.

Одновременно с этим мы должны уделить внимание вопросам технического вооружения.

Количество и качество эксплуатируемой на полях техники должно с запасом обеспечивать соблюдение оптимальных сроков проведения сезонных полевых работ.

Но за последние 17 лет энерговооруженность наших организаций, в расчете на 100 га пашни, сократилась на 131 лошадиную силу. Количество тракторов снизилось более чем в 6 раз, не говоря уже о таких видах сельскохозяйственной техники, как машины для внесения органических удобрений, дождевальные и поливные машины.

Все эти вопросы мы должны эффективно решать, в том числе потому, что качеством почв во многом определяется качество производимой продукции.

Даже при отсутствии каких-либо ограничений в части использования передовых методов интенсификации сельскохозяйственного производства, качество производимой в России сельскохозяйственной продукции, даже по ключевому для нас зерновому направлению, неизменно снижается. Каково же будет качество той же пшеницы, выращенной без использования минеральных удобрений, гербицидов, инсектицидов и других пестицидов?

Говоря сегодня об органическом земледелии и отводя в его развитии особую роль малому бизнесу, личному подсобному хозяйству, нашим кооперативам, мы стремимся обеспечить достойный уровень жизни на сельских территориях.

Мы вскрыли вопиющую ситуацию на селе! Только что на заседании Комитета в рамках рассмотрения отчета Счетной палаты мы особо отметили, что даже закупка машин скорой помощи не доходит до сельского населения и территорий.

У нас есть 20 государственных программ, которые работают на направлениях социально-экономического развития всей России и, соответственно, сельских территорий в том числе. Вместе с тем, и программа здравоохранения, и культуры, и социальной поддержки, жилья, и другие просто игнорируют проблемы развития сельских территорий.

На реализацию этих госпрограмм из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7 640 млрд. рублей. В этой связи, исходя из численности сельского населения, 1,9 трлн. рублей должны расходоваться в интересах сельских жителей. Но пока что расходуется всего 16 млрд. рублей в рамках одной подпрограммы.

Мы об этом говорим и на встречах с Президентом, и Председателю Правительства. При этом по итогам последней предметной встречи был подготовлен Протокол с соответствующими поручениями ключевым органам государственной власти.

Наша задача продолжать движение вперед, даже не смотря на возможное противодействие! Нам всем вместе, и Академии наук, и депутатскому корпусу, нужно сделать все возможное в защиту справедливого требования дать деревне то, что она заслужила, вложившись своим трудом в величие России!

Уважаемые товарищи!

Мы убеждены, что проект федерального закона «О производстве органической продукции» будет эффективно доработан на площадке Государственной Думы, но работать для этого надо упорно.

Предстоит не только рассмотреть вопрос о расширении сферы применения законопроекта, отладки и донастройки заложенных в нем механизмов, но и существенное наполнение правовым содержанием, соотнесение с множеством смежных законов как в части терминологии, так и в части непосредственно регулирования.

Ваши замечания и предложения будут обязательно учтены и рассмотрены рабочей группой Комитета, которая будет последовательно и вдумчиво заниматься этой работой.

Завершая свое выступление хочу поблагодарить всех, кто приехал на наши слушания. Хочу пожелать всем здоровья, удачи, выдержки и нашей аграрной сплоченности на благо развития крестьянства и нашей любимой Родины.




Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.