В.И. Кашин: Главная задача – обеспечить доходность АПК
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на парламентских слушаниях по теме: «Правовые аспекты повышения доходности сельскохозяйственного производства», 21 февраля 2017 года.

Владимир
Иванович
Важность темы настоящих парламентских
слушаний переоценить очень трудно. Ведь в решении задачи обеспечения
продовольственной безопасности Российской Федерации вопросы стабильности аграрного
производства и, в первую очередь, его доходной составляющей, упускать из виду
никак нельзя.
Корень проблемы в доходности
Именно
доходной составляющей определяются инвестиционная привлекательность
сельскохозяйственного производства, уровень заработной платы в сельском
хозяйстве, динамика социального развития села и многие другие важнейшие вопросы
развития агропромышленного комплекса России.
Мы
имеем сегодня без личных подсобных и фермерских хозяйств около 20 тыс.
сельскохозяйственных предприятий и организаций, из которых убыточными являются
не более 13%. В этой связи если говорить о рентабельности, то мы видим, что без
учета субсидий этот показатель до 2013 года является отрицательным. И только
начиная с 2014 года, а по сути – начала периода санкций, мы видим его
положительную динамику до 10,2% - 11,8% в последние годы.
Если
посмотреть рентабельность по отраслям, то мы увидим, что в растениеводстве, и в
первую очередь за счет производства зерна, этот показатель всегда был в плюсе,
достигнув 29,8%-25,3% в 2015-2016 годах. В животноводстве же рентабельность,
даже с учетом субсидий, на протяжении последних лет является отрицательной или
близкой к нулю. В большей степени это конечно связано с затратными механизмами
при производстве мяса.
Исходя
из этого, формируется и инвестиционная активность. За последние 15 лет доля
инвестиций в сельское хозяйство колеблется на уровне 3-4%. В таких условиях
говорить о расширенном воспроизводстве, обновлении основных фондов, даже при
положительном индексе производства продукции сельского хозяйства, конечно не
приходится.
Не сокращать, а увеличить
финансирование!
В
этой связи важно обратить внимание на вопросы государственного участия в
развитии агропромышленного комплекса.
Сегодня
лишь 1,3% расходной части федерального бюджета направляется на сельское
хозяйство. И это при том, что в Советском Союзе на соответствующие статьи
бюджета приходилось не менее 15% расходной части.
Взглянув
на субсидии, которые получают наши сельхозтоваропроизводители, мы можем увидеть
отрицательную динамику в объемах выделяемых средств на субсидирование
краткосрочных кредитов, поддержку племенного животноводства, и ряд других
важнейших направлений господдержки. Причиной тому является ставшее уже
хроническим недофинансирование Государственной программы развития сельского
хозяйства. Исходя из паспорта Программы, мы видим срезанные 45 млрд. рублей в
2016 году, 84 млрд. рублей срезанные в 2017 году, и так далее, вплоть до 144
млрд. рублей недофинансирования в 2019 году. И это при том, что селяне своим
трудом в последние годы сделали производство сельхозпродукции локомотивом роста
экономики.
С
подобными подходами мы согласиться не можем! Поддержка агропромышленного
комплекса из федерального бюджета должна осуществляться в объеме полной потребности!
Мы будем делать все необходимое, выйдем на первых лиц в государстве для того,
чтобы эта негативная ситуация была решительным образом изменена.
И
это единая позиция депутатов комитета, Министерства сельского хозяйства. На
последних заседаниях Комитета, состоявшихся при активном участии замминистра
сельского хозяйства, ответственного за вопросы финансов, все согласились с тем,
что 100 млрд. рублей (объем недофинансирования госпрограммы) является именно
той минимальной суммой, которая позволит сегодня закрыть острую потребность в
оборотных средствах и развить погектарную поддержку и поддержку на литр молока.
Кому вершки, а кому корешки!
Далее
хочу обратить Ваше внимание на следующие вопросы.
Доходность
сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется суммой затрат на производство
продукции, в структуре которых можно выделить ряд основополагающих.
Первое
– заработная плата. Всем хорошо известно, что средняя зарплата на селе в 2 раза
меньше средней зарплаты в промышленности. Вместе с тем, в структуре
себестоимости продукции животноводства на оплату труда приходится в среднем
10%, а в продукции растениеводства – в среднем 7%.
Второе
– все что касается затрат на сырье. На корма в животноводстве приходится 50%
затрат, на удобрения и средства защиты в растениеводстве приходится 40% затрат.
В
этой связи мы должны понимать, что текущая доходность, рентабельность в
сельском хозяйстве зиждется на низкой оплате труда работников отрасли, которых
у нас почти 5 млн. человек. И если привести их зарплату к средней по экономике,
то все наше сельхозпроизводство окажется убыточным. Также за гранью
рентабельности сельскохозяйственные предприятия могут оказаться по причине неблагоприятной
конъюнктуры на рынке агрохимикатов и удобрений.
Помимо
названных факторов, негативное влияние на рентабельность
сельхозтоваропроизводителя оказывает действующий сегодня в России механизм
наценок и накруток. Это как нельзя лучше демонстрируют сравнительные данные о
ценах на сельхозпродукцию и продукты ее переработки.
При
том, что производитель зерна продает его по цене 8,8 рублей за килограмм, мука,
произведенная из этого зерна, продается уже по цене 15,9 руб/кг. Производитель
хлеба продает свою продукцию уже по 48 руб/кг. А на прилавке, со всеми наценками
торговых сетей, хлеб лежит по цене 66,9 рублей за килограмм. Таким образом, 7,1
руб. забирает себе производитель муки, 32,2 руб. – производитель хлеба и 18,8
рублей забирают себе торговые сети.
Еще
более вопиющим выглядит структура розничной цены на макаронные изделия, исходя
из которой, торговля забирает себе 36,5 руб. с килограмма продукции, а
производитель зерна – все те же 8,8 рубля.
Аналогично
по молоку.
Вот
она, доходность нашего сельскохозяйственного производства – в руках логистики и
торговли, в основной своей массе принадлежащей иностранному капиталу.
Безусловно,
все это в меньшей степени влияет на крупные агрохолдинги, занимающиеся и производством
сельхозпродукции, и ее переработкой, и последующей дистрибуцией, и реализацией.
Но таких производств мало. Основу сельскохозяйственного производства в России
формируют средние и малые предприятия.
Нельзя
забыть в этой связи и о наших фермерских хозяйствах, в руках которых более 26%
посевных площадей и 13% дойного стада. Именно они сегодня, даже в столь
неблагоприятных условиях, стабильно наращивают урожайность сельскохозяйственных
культур, поголовье КРС, удои на 1 корову, в связи с чем, при эффективном
государственном управлении и соответствующем уровне поддержки, смогут стать
одной из прочных опор продовольственной безопасности России.
Диспаритет цен – старая болезнь
Долее
следует обратить внимание на диспаритет цен.
Мы
видим всю стремительность динамики цен на важнейшие товары промышленного
производства, составляющие основную долю затрат в сельхозпроизводстве –
дизельное топливо, удобрения, агрохимикаты, сельхозтехника.
Ситуация
сегодня свелась к тому, что крестьянин вынужден, к примеру, для покупки 1 литра
дизельного топлива продать на 16% больше пшеницы или на 28% больше мяса птицы
за электроэнергию.
Все
это еще больше давит на доходность нашего сельхозтоваропроизводителя.
Резервы роста есть
Принимая
во внимание изложенное становится видна вся сложность и многогранность вопроса
повышения доходности сельскохозяйственного производства. Но вместе с тем, у нас
есть и значительные резервы, определяющие богатый потенциал к эффективному
достижению поставленной цели.
В
части растениеводства.
У
нас с Вами 41 млн. га посевных площадей выведено из оборота. Этим в свою
очередь определяется снижение валовых сборов сельскохозяйственных культур.
Более того, в этих брошенных площадях кроется значительный потенциал – более
100 млн. т. зернового эквивалента. Если этот резерв грамотно использовать, то
вклад сельского хозяйства в экономику будет в два раза больше чем сегодня, а
через весь агропромышленный комплекс и смежные отрасли экономики мы поучим
удвоенный рост всего ВВП.
Не
менее важным при этом является вопрос обеспечения плодородия почв - его мы
подробно рассматривали на предыдущих парламентских слушаниях.
Снижение
объемов внесения удобрений, на фоне активно протекающих процессов деградации
почв, определяют низкую урожайность наших культур. Ну что такое 2 млн. т.
минеральных удобрений в сравнении с тем, сколько вносили 1990 году? Это
безобразное отношение к нашему плодородию. В итоге деградируют даже наши
черноземы.
Вот
и становятся видны резервы – через технологии, через наукоемкость
сельскохозяйственного производства, через использование новых сортов и
гибридов, которые при раскрытии генетического потенциала, через адаптивность к
биотическим и абиотическим факторам дают на 30% больше урожайности. Без этого
мы не сможем двигаться дальше. И при этом, конечно же, возникает новая
потребность в совершенно другом уровне финансирования.
Нельзя
также не сказать о мелиорации и техническом перевооружении.
Мы
видим, что без мелиорации, без ландшафтных технологий, без органических и
точечных технологий нам также будет очень сложно эффективно повысить доходность
сельскохозяйственного производства.
Мы
сегодня имеем 7,8% мелиорируемых земель. При этом Китай, к примеру, мелиорирует
уже 54,4%. К 2020 году, исходя из Госпрограммы, в России планируется ввести в
оборот менее 1 млн. мелиорируемых земель, а Китай и Индия при этом ежегодно
вводят по 1,5 млн. га.
В
части вопросов технической оснащенности сельхозпредприятий мы также имеем
большие проблемы. Исходя из сокращения парка сельскохозяйственной техники у нас
нагрузка на 1 трактор или комбайн в десятки раз больше, чем в Германии или
Франции. А если взять качество и износ этой техники, то мы тоже увидим потери.
В
этом всем мы должны видеть значительный резерв повышения эффективности и
доходности сельского хозяйства в России.
Если мы взглянем на отрасль животноводства, то увидим,
что текущие 18 млн. т. товарного молока и 1,6 млн. т. КРС в убойном весе (с
учетом всех форм хозяйств) для России, которая в 1990 году произвела более 55,7
млн. тонн молока и 4,3 млн. т. мяса КРС - это конечно трагедия.
Есть, правда, и положительная динамика - в части
увеличения надоев на 1 корову - с 2,7 т. в 1990 году до 4,1 тонны в 2015 году.
Но достаточно сопоставить достигнутые результаты с результатами, к примеру,
Беларуси, то увидим определенное отставание. А ведь есть еще Германия с 7 тыс.
кг, США с 9,8 тыс. кг. То есть в этом направлении нам тоже есть к чему
стремиться.
Более
того, мы прекрасно должны понимать, что если будет в деревне молочная ферма, то
там будет и производственный центр, и все остальное. В этом у нас также
огромный резерв для развития.
Поддержать науку!
Теперь
все, что касается науки.
Комитет
провел в Государственной Думе совместно с Рособрнадзором, Министерством
образования и Минсельхозом большую работу над проблемой обеспечения качества
образования в аграрных вузах.
Проблема
заключается в том, что во многих аграрных вузах Рособрадзор начал закрывать
экономические и юридические факультеты. Также нами был поднят вопрос
финансирования аграрных вузов. Напомню, что в расчете на 1 студента вузы
Минсельхоза у нас сегодня финансируются в 4 раза меньше, чем вузы Министерства
образования.
Результатом
нашей системной работы стало принятие 17 февраля Постановления Государственной
Думы с обращением в адрес Председателя правительства, в котором мы системно
изложили нашу общую позицию по данному вопросу – расходы на вузы различной
ведомственной принадлежности должны быть выровнены, чтобы у студентов была
достойная практика, чтобы можно было восстановить наши учхозы. Мы также
прописали все вопросы, касающиеся целевого приема и обучения.
Теперь
мы держим этот вопрос на особом контроле, чтобы все изложенные в Постановлении
решения состоялись. Ведь без квалифицированных специалистов нам не решить те
проблемы, которые есть у нас в сельскохозяйственном производстве.
Конечно,
поставленные перед нами задачи требуют также совершенствования законодательного
регулирования.
Предстоит большая законодательная работа
Во-первых,
мы должны убедить руководителей страны начать оказывать селу серьезную поддержку,
выходящую далеко за рамки текущих 1,3% расходной части бюджета, стремиться,
хотя бы, к 5%, а это уже около 1 трлн. рублей. Это те деньги, которые могли бы
работать на инвестиции, на техническую модернизацию и перевооружение, на
решительное повышение эффективности работы сельского хозяйства и всего
агропромышленного комплекса.
Мы
должны принять законы, которые работают на льготное налогообложение. Ведь за
2015 год из АПК ушло 280 млрд. рублей налогов, и это при том, что прибыль
предприятий составила 215 млрд. руб. У нас есть проблемы с НДС у тех
сельхозтоваропроизводителей, которые работают на едином сельскохозяйственном
налоге.
У
нас есть проблемы с распределением субсидий в части обеспечения их
прозрачности. У нас 70% субсидий забирают 2 федеральных округа – Центральный и
Приволжский. В этих округах 12 областей, а в этих областях 6-7 компаний,
которые разбирают основную массу выделенных государством средств. Это
неправильно – должна быть равнодоступность. Безусловно, малым количеством
выделяемых средств определяется эффективность их использования лишь в крупных
товарных производствах. Но именно поэтому мы и бьемся за решительное увеличение
объемов государственной поддержки.
Мы
должны принять законы, которые будут стимулировать технологические усовершенствования,
сокращать затратные механизмы, развивать кооперацию, мелиорацию,
землеустройство, сохранение плодородия.
Закон
о ветеринарии стучится в дверь. Без обновления этого важнейшего
законодательного акта нам будет очень сложно справиться с неблагоприятной
эпизоотической обстановкой на территории России и обеспечить системное развитие
всей отрасли животноводства.
Закон
о торговле должен обеспечить доступ наших товаропроизводителей на рынок
продовольствия, а также обеспечить справедливую структуру розничной цены на
продовольственные товары.
Мы
должны законодательно, а также через соответствующие программные механизмы, стимулировать
процесс возврата в сельскохозяйственное производство заброшенных земель.
Решив
все эти вопросы мы сможем восстановить нашу деревню. Задумайтесь – средняя
доступность больницы на селе сегодня 82 км. Средняя доступность детского сада –
20 км. Дальше можно сказать и о жилье, и о дорогах, и о соцкультбыте.
Изменив эту ситуацию мы сможем по всей стране иметь такие уникальные поселки, как сегодняшние Совхоз им. Ленина, «Звениговский», «Красная пойма», «Совхоз Терновский». Это все примеры того, в России сельские производственные центры могут быть на уровне европейских.