Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Права на ошибку больше нет. Газета «Правда» об увольнении скандального директора МХАТа

И опять многострадальный МХАТ имени М. Горького требует внимания к себе. На днях решением учредителя театра — министерства культуры РФ был уволен с поста генерального директора этого театра В.А. Кехман. Вспомним сперва предысторию вопроса.

Галина ТУЛЯКОВА

10 Октября 2025, 10:24

  Итак, шёл к концу 2018 год. Театр на подъёме. В его репертуаре спектакли по произведениям лучших отечественных и зарубежных авторов. У МХАТа свой, верный, интеллигентный, патриотически настроенный зритель. Уверенно ведёт свой корабль, продолжая традиции основателей — К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Всеми силами она сохраняет русский классический репертуарный театр, являющийся нашим общим национальным богатством.

И вдруг — как гром среди ясного неба: 4 декабря 2018 года она беспардонно и безосновательно отстраняется от должности. А пришедшую в театр «зондеркоманду» возглавляет некто Э. Бояков. И начинает он с того, что порочит светлое имя Т.В. Дорониной, уничтожает декорации поставленных ею спектаклей.

Театр начинает превращаться в проходной двор. Творческий процесс отодвигается на задний план. В репертуаре один за другим появляются очень слабые спектакли. Активная и преданная великому делу МХАТа часть труппы ведёт борьбу против бесчинств и непрофессионализма, в которую включаются и верные театру зрители. Газета «Правда» регулярно публикует их письма в защиту родного творческого коллектива. Бояков упорствует, доходя до крайностей, и в конце концов его вынуждены освободить от руководства театром.

27 октября 2021 года на его место назначают Владимира Кехмана.

Это менеджер со стажем, но далёкий от мира драматического театра. То есть в творческом плане для МХАТа он оказывается совершенно несостоятельным. Из обещанных им множества премьер состоялось лишь четыре…

Поставленные при нём его режиссёром и «протеже» Галиной Полищук спектакли художественной ценности не представляют. Более того, они коверкают, искажают, принижают нашу классику. Пример наиболее значимый — спектакль «Женщины Есенина», где режиссёр вовсю играет на нездоровом интересе невзыскательной публики к личной жизни поэта. И всё это при полном отсутствии интереса к творческому пути гениального автора!

Блистательные актёры доронинского призыва остались не у дел. Новое руководство и режиссёр не занимают их в своих поделках. Труппа простаивает. Актёр без ролей — это же катастрофа! И даже гастроли по стране не спасают ситуацию.

Зато успешный менеджер Кехман затевает грандиозный ремонт, который перманентно идёт в театре уже четвёртый год. Начинает он с самого главного — с туалетов и буфетов, цены в которых поднимаются до неприличия. Замахивается и на замену сценического оборудования, покупая его (на государственные деньги, естественно!) за рубежом, в недружественных странах. Но и тут случается промашка. Санкции не позволяют своевременно поставить это оборудование.

Так теперь и стоит сиротливо мхатовская сцена: старую начинку вынули, а новую не вставили.

В фойе театра исчезли портреты актёров, зато появилась реклама бриллиантов. Можно ещё долго живописать эти художества, но ведь они «работают» на богатенькую, прозападно настроенную публику. А тут ещё подоспела информация о растратах, о следствии в отношении Кехмана. Ну о каком творчестве может идти речь в таких условиях?

Опять, в который уже раз, всемирно известный театр оказался на распутье. Ведущие актёры театра направили своё обращение к министру культуры РФ.

Все — в ожидании. Нервы напряжены до предела. Ведь их терзают неудачными чиновничьими нововведениями. Доколе оскорблять воспитанных в традициях русского классического, психологического театра! Доколе пытаться «переделать» выращенных в других традициях — русского психологического театра, бережно сохранённых и приумноженных Т.В. Дорониной. Доколе оскорблять их неверием и недоверием, экспериментами ради экспериментов, низкопробным и непрофессиональным руководством.

Да, министерство культуры пошло наконец на этот решительный шаг. Но сказав «А», нужно сказать и «Б». Наше русское «Б», национально ориентированное и патриотически настроенное, основанное на традиционных ценностях, на сохранении и развитии русского реалистического, психологического театра, коим и был МХАТ при Т.В. Дорониной и которым он по-прежнему должен быть.

Во имя нашего настоящего и будущего! Только так!

И только такое решение о руководстве этим уникальным театральным коллективом должно быть теперь принято. Без права на ошибку.

 

Обращение актёров МХАТа им. М. Горького к министру культуры О.Б. Любимовой

Уважаемая Ольга Борисовна!

МХАТ им. М. Горького в ближайшее время предстоит назначение нового руководства. Просим Вас при выборе и утверждении руководителя театра учесть более чем тридцатилетний опыт и достижения народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной — по сохранению и приумножению лучших традиций русского репертуарного психологического театра, который сегодня так нужен России. И для поддержания патриотического духа наших граждан, и для воспитания молодёжи. Надеемся, что новый руководитель будет значимой для культуры России творческой личностью, для которой незыблемы и заветы основателей Художественного театра, и огромная работа по созданию высоконравственного и патриотического направления театра, его труппы, репертуара, которые внесла Татьяна Васильевна Доронина.

              С уважением

ведущие артисты МХАТа им. М. Горького:

народные артисты России В.Л. Ровинский, М.В. Кабанов,

заслуженные артисты России Е.В. Катышева, Л.Л. Матасова, Н.Ю. Пирогова, И.Е. Фадина.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.