«Скандальный опус бездарей». Рецензия на комедию «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича»
26 и 27.02. 2021 г., Челябинский камерный театр представил зрителям т.н. «мировую» премьеру — черную-комедию «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Спектакль явно приурочен к 68-й годовщине со дня смерти И.В. Сталина — 5 марта 2021 года.
Местные шавки-антисоветчики от культуры решили еще раз облаять мертвого льва. Вряд ли сами додумались, скорее всего, по заказу антисталинистов, которых страшно пугает небывалый рост авторитета Сталина среди простых людей, и прежде всего, молодежи. Сегодня более 70% населения одобряют его эпоху и роль в истории. На фоне ограбленного нищего народа и полуколонии, в которую капиталисты превратили великую ленинско-сталинскую державу, это не удивительно.
С другой стороны, в условиях собственной творческой импотенции, хочется любой ценой прозвучать, стать известными, да и привлечь зрителей на скандальных опусах. Тем самым, заработать.
Своих новых мыслей и творческих проектов у бездарей нет и вряд ли будет. Посещаемость спектаклей ниже среднего. Чем-то, действительно, хорошим и известным этот театр не прославился. Как тут быть? Остаётся одно – использовать для этого известность советских лидеров. Спекуляции на них – это верный способ заявить о себе.
Посмотрел этот спектакль. С трудом выдержал, хотя с первых сцен было ясно, что к настоящему искусству эта постановка имеет весьма далёкое отношение.
Главная мысль пьесы, – по мнению местных критиков-либералов, — свобода творчества, свобода самовыражения, свобода человека…». А на самом деле все эти пафосные слова прикрывают бездарность антисоветской поделки.
На сцене перед зрителями забор из досок с колючей проволокой (символ тирании), фонтан с фигурой писающего мальчика и монумент девушки с веслом – бездарная эклектика, непонятная, а, значит, ого, «талантливая».
Суета, подозрительность, доносы охранников Сталина друг на друга, Ленин на велосипеде, ведет диалог со Сталиным, с использованием непечатной лексики. Тут и Берия с Хрущевым, и виртуальный Путин, который всё видит, хотя самого на сцене нет. Президент расстроен, что вождь умирает, предлагает сделать вместо похорон рождение вождя. Все хохочут… Какой-то помощник министра сжигает первую благодарственную телеграмму Путина, как недействительную, а пепел собирает в пакетик… В финале звучит песня «С чего начинается Родина».
Весь этот абсурд из издевательских сцен, ужимок и кривляния над создателями и руководителями советского государства, принимается кое-кем, как новое слово в искусстве. Некоторые из них оценивают его многозначительно, но туманно: «В спектакле «зашифровано столько слоёв разных тем и смыслов, что хочется пересмотреть».
Кому – как. Вам – авторам и лакеям свободного от гуманизма и морали искусства, в любом дерьме видится художественный подтекст и разные темы и смыслы, а нам нет. Нам видна художественная ущербность и несостоятельность постановки, призванной использовать антисоветскую тему для пиара и получения денег из бюджета.
Весьма интересно оценивает всю эту пошлятину главный режиссер театра. Как «гениальный новатор» (а точнее, провокатор), он провозглашает: «Театр смело берется за сложную тему, которая вызовет недовольство со всех сторон, но мы принимаем вызов истории – и наш проект станет началом грандиозных похорон сталинизма».
И как ему не быть смелым, ведь на премьере побывала сама жена губернатора Челябинской области, Ирина Текеслер, вручила цветы автору, Артуру Соломонову и режиссеру – постановщику, Виктории Мещаниновой.
Что же касается «начала грандиозных похорон сталинизма», то чья бы корова мычала. За прошедшие десятилетия немало было похоронщиков, от Гитлера до Хрущева, от Горбачева до Ельцина, и до более мелких – Солженицина, Млечина, Сванидзе, Гозмана, Сытина и Навального. Но на фоне этих политических карликов и лакействующих холопов исполинская фигура Сталина становится все более притягательной и зовет к возрождению нашей державы – СССР.
Все действие — невразумительное, натужное, с претензиями на новизну и модерн, на свободу форм выражения, направлено на то, чтобы опошлить создателей Советского государства. На то, чтобы через их осмеяние и глумление над их памятью – оплевать всю советскую эпоху. Превращая трагедию в фарс, авторы глумятся над здравым смыслом, над общечеловеческими, морально-этическими ценностями. В любой эпохе и в любом обществе в любых государствах и религиях это осуждалось и пресекалось. У нас – нет, у нас можно… Некая зрительница написала отзыв: «Смешно и жутко!».
Это не смешно и не жутко. Это примитивно и пошло. Это — очередной плевок в великое прошлое своей страны.
Мало уважаемый, автор пьесы, Артур Соломонов (из Израиля), по которой сделана премьера, Вы спросили хотя бы вашего известного и авторитетного политолога – земляка Якова Кедми о Сталине, прежде чем писать халтурную и пошлую пьесу. Я. Кедми не вам чета, он объективный и авторитетный политический обозреватель. Он бы выдал вам – малограмотному «художнику» сполна о «тиране» Сталине и об истоках сталинизма, в которых вы ничего не понимаете. Да и видимо, и не хотите понять.
А вы, Виктория Мещанинова (постановщик), Петр Артемьев (режиссер, исполнитель роли Сталина), Сергей Александров (художник – постановщик) вы в кого плюете? В тех, кто не может вам ответить. В тех, кто создал величайшую в истории советскую державу, где главными ценностями были труд, социальная справедливость, духовность и моральная чистота. Все то, что вы сейчас топчите искажаете, оплевываете. Вы оплевываете не только историю своей страны и своих предков. Но и самих себя. И тем – довольны…
Не трогайте память о Сталине грязными руками. Вы её не достойны.
Предлагаю объявить бойкот подобным деятелям «культуры» и их провокаторским постановкам. Пусть сами смотрят свои лживо-художественные, вызывающие тошноту, опусы.
Николай Шеремет,
руководитель Челябинского
регионального отделения РУСО, к.п.н.