Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.С. Никитин: Баснописец И.А. Крылов как пример русскомыслия

Навстречу 250-летию со дня рождения И.А. Крылова

В.С.Никитин – председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад», академик Петровской академии наук и искусств
2019-02-10 11:40
Никитин Владимир Степанович
Член Президиума ЦК КПРФ, руководитель ВСД "Русский лад"
Никитин
Владимир
Степанович
Член Президиума ЦК КПРФ, руководитель ВСД "Русский лад"
Персональная страница

В полном собрании басен Ивана Андреевича Крылова (2015 г.) очень верно отмечено, что за 3000 лет творческого бытия человечество родило всего четырех великих баснописцев. Это индийский Вишнушарман, знаменитый грек Эзоп, француз Лафонтен и русский И.А.Крылов. Ведь басня занимает особое место в литературе. Она первоначальна и тесно связана с природой и народом. Басня живёт на границе фольклора, эпоса и авторской литературы. Эпос, священное писание, притча, пословица - для басни словно раствор из которого появляется басенный кристалл, раскрывающий характер и душу народа. Иван Андреевич Крылов сумел найти себя в басенном творчестве, потому что не понаслышке знал народную жизнь. Литературной славы он добился своим тяжёлым трудом.

Великий русский баснописец родился 13 февраля 1769 году в Москве в семье военного. Ранняя смерть отца не позволила получить Ивану системного образования. Уже с 10 лет на плечи его легла забота о пропитании матери, не знавшей грамоты, и младшего брата Льва, которому он заменил отца. Природа одарила будущего баснописца исключительными способностями и неутомимой жаждой знаний. Начав трудовой путь простым переписчиком бумаг, он глубоко изучил премудрости русского языка и познал основные языки Европы, в том числе греческий. Уже в 1783 году Крылов сочинил свою первую комическую оперу в стихах под названием «Кофейница». Он пробовал себя в жанрах комедии, трагедии, драмы, в журналистике, но это не принесло ему желаемого успеха. Крылов, издавая журналы, даже испытал на себе удары царской цензуры и периоды вынужденного творческого молчания. Он объездил много городов и обогатился глубоким знанием русской жизни.

Будущий баснописец жил в бурную эпоху французской революции, крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачева, восстания декабристов. Он застал правление Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. В это время в литературе были кумирами Карамзин, Жуковский, подрастали Пушкин и Гоголь. Глубоко осмыслив революционные события и острый кризис абсолютизма в России, Крылов уже в зрелом возрасте (37 лет) выбрал для своего творчества жанр басни. В 1806 году в журнале «Московский зритель» появились первые басни Крылова: «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых».

Всего Крылов написал более двухсот басен, объединённых им в девять книг. Лучше всего Крылову удавалось в баснях указать на противоречия между идеалом и действительностью, обличить самообольщение и лицемерие, фразу, фальшь, тупое самодовольство. Он умело решал поставленную перед собой задачу – казнить зло безжалостным смехом и наносить меткие удары разнообразным видам подлости и глупости. Пушкин называл его «истинно народным писателем и в языке и в образах и в идеях». Крылов симпатизировал русскому рабочему человеку, недостатки которого он прекрасно знал и изображал сильно и ярко. В отношении власти Крылов не допускал в своих баснях ни лести, ни угодничества. Он всю жизнь боролся против западничества в России. Великий баснописец создал в своих баснях образ русского народа, причем создал его по-русски просто, кратко и чётко.

Неслыханный успех басен объясняется тем, что Крылов вдохнул в этот жанр живой русский дух. В баснях, даже переведённых с греческого и французского языков, он представил всю русскую жизнь в её самых существенных противоречиях и оценил её с точки зрения народной нравственности. Крылов, как рассказчик, не выпячивал свою точку зрения на отражённые в баснях бытовые, социальные и философско-исторические темы. Он умело и тонко отсылал читателя к общему мнению, к молве, в преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. Тем самым, обобщив народные моральные нормы и нравственные представления, Крылов возвращал их обратно в народную среду, но уже с привязкой к современной жизни. Люди воспринимали сказанное Крыловым как своё собственное – народное. В баснях Крылова широким потоком перетекал в сознание читателей живой народный русский разговорный язык. Каждый персонаж басен Крылова говорил соответствующим его положению, психологии и характеру языком. Это дало право Н.В.Гоголю назвать басни Крылова – «книгой мудрости самого народа». Гоголь отмечал, что в крыловских баснях «характер слился с речью», что «предмет» выступил сам собою – «натурой перед глазами».

Крылов из своего жизненного опыта осознал главное – основы истинного русскомыслия. Он, воспитанный на идеях европейского Просвещения, увидел, что обещанное ими царство разума не наступило. Крылов понял, что жизнь подчиняется не отвлечённым требованиям теоретического «разума», как бы он не был привлекателен, а лежащим в основе жизни глубинным и вполне объективным законам. Важнейшим из которых является закон соразмерности, отвергающий крайности. Поэтому Крылов в своём творчестве отвергал как неоправданное забегание вперёд «дерзких умов», навязывающих людям свою волю, так и застой, неподвижность, косность (басни «Пруд и река», «Камень и червяк»).

Русский баснописец выступал противником всякой пустопорожней деятельности, неумелости и рутины (басни «Музыканты», «Ларчик», «Лебедь, щука и рак»). Он считал, что основу жизни составляет труд. Именно в процессе труда возникают нравственные понятия и представления. А, благодаря им, можно оценить как результаты труда, так и мотивы поведения людей. Крылов считал, что благо общества зависит «от согласного участия всех сословий и слоёв населения, которые блюдут общую пользу и честно и умело возделывают свою ниву» (басня «Орёл и пчела»). Такое утверждение баснописца полностью соответствует заветам русских волхвов, говоривших, что «благороден тот, чьи действия идут во благо природе, народу и родине».

Иван Андреевич Крылов был настоящим патриотом России. Отечественная война 1812 года вызвала в нём большой патриотический подъём. Он откликнулся на неё знаменитыми баснями «Кот и повар», «Ворона и курица», «Волк на псарне» и другими. Ушёл из жизни И.А. Крылов 21 декабря 1844 года, а в 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга ему воздвигли памятник работы скульптора Клодта.

Для нас, патриотов России, Иван Андреевич Крылов всегда будет ярким примером русскомыслия и выразителем народной мудрости. Многие его басни очень современны и дают полезные советы как для власти, так и для народа. Российская власть должна усвоить крыловский завет:«Что важнейшая наука для царей знать свойства своего народа и выгоды земли своей». В государственном управлении нужно следовать народной мудрости, выраженной Крыловым так:

«В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион –

Он воровать не перестанет.»

Ну а в борьбе с русофобией и защите интересов народов России Крылов предлагает: «Речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.