Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Газета "Правда". "Цинизм высшего порядка". В Смоленске ликвидировали детскую Лесную школу

В сентябре прошлого года смоленский губернатор Василий Анохин подписал распоряжение №1634-рп «О ликвидации смоленского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Красноборская санаторно-лесная школа». Причём о причинах закрытия лечебно-учебного заведения в распоряжении ничего не говорилось.

Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленск.

26 Сентября 2025, 10:38

Учителя, больные дети и их родители не согласились с таким решением. Скандал продолжался целый год. И накануне нынешнего Дня знаний лесная школа, которая отметила 80-летний юбилей, была закрыта.

  История вопроса

В пригороде Смоленска расположен лесопарк Красный Бор, на его территории находилось уникальное учебное заведение — санаторно-лесная школа, которую дети и их родители ласково называли «Леснуха».

Создавалась лесная школа в победном 1945 году как детский дом, а потом была перепрофилирована на обучение детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в особом лечебном наблюдении. В ней поправляли своё здоровье дети, имевшие различные заболевания органов дыхания, а также с малыми и затухающими формами туберкулёза.

К сожалению, таких детей на Смоленщине ещё достаточно много. По данным Роспотребнадзора, в Смоленской области уровень заболеваемости туберкулёзом детей и подростков превышает средний показатель по ЦФО. В течение 5 месяцев 2025 года также продолжается регистрация случаев туберкулёза среди детей и подростков в возрастной группе до 17 лет.

Именно поэтому санаторно-лесная школа находилась в хвойном Красном Бору, сосны и ели которого обладают лечебным свойством: они выделяют в большом количестве фитонциды, благотворно действующие на органы дыхания.

У «Леснухи» были своя котельная, медицинский блок, спальные корпуса, столовая, прачечная, баня с душевыми, спортивный зал, административный корпус и библиотека. Имелись разные учебные кабинеты.

В школе много внимания уделялось физкультуре и спорту, занятиям на открытом хвойном воздухе. Спонсоры сделали в школе отличный тренажёрный зал с современным спортивным оборудованием, где детишки занимались с огромным удовольствием.

И хотя почти все постройки в школьном комплексе были деревянные, но в них хорошо работала система отопления, поставлены пластиковые окна. В общем, хотя красноборская санаторно-лесная школа имела проблемы, связанные с недостаточным финансированием, но она работала и приносила неоспоримую пользу.

Поэтому решение губернатора о ликвидации «Леснухи» вызвало вполне понятное негодование у учителей, больных детей и их родителей. Они стали писать жалобы и обращения в различные инстанции и правоохранительные органы.

В уничтожении школы люди увидели нарушение законодательства. У граждан возникло предположение, что учебно-лечебное заведение ликвидируют, чтобы расчистить под коммерческую застройку 5 гектаров земли в сосновом лесу с уже готовыми инженерными коммуникациями и инфраструктурой.

После жалоб родителей глава СК РФ Александр Бастрыкин потребовал провести проверку и взял на контроль вопрос закрытия смоленской лесной школы. Однако распоряжение губернатора о ликвидации учебного заведения не отменили, а просто приостановили до конца августа. После чего лесную школу ликвидировали.

При этом целый год чиновники областного правительства усиленно изобретали демагогические «причины» ликвидации школы. Для этого даже было намеренно сокращено число учащихся в этом лечебно-учебном заведении.

Кстати, есть один любопытный факт. В ноябре 2011 года президент России выделил 2 млн 660 тыс. рублей из Резервного фонда главы государства на капитальный ремонт столовой Красноборской санаторно-лесной школы. Об этом даже имеется запись на сайте Кремля. Получается, что президенту РФ лесная школа была нужна и важна, а смоленский губернатор её ликвидировал? Что за абсурд?

Впрочем, судя по всему, глава области и его подчинённые не понимают государственную политику в этом вопросе. Ведь первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая недавно сообщила, что депутаты парламента совместно с профильными ведомствами подготовили законопроект о госпитальных школах, которые предназначены для часто и долго болеющих детей. А на Смоленщине губернатор почему-то уничтожил такую школу…

  Свидетельство очевидца

Подробно о последних днях санаторно-лесной школы нам рассказала её бывшая учительница и воспитательница Раиса Ивановна Гавриченкова, которая отработала здесь 30 лет:

— Надо сразу сказать, что на 1 сентября лесной школы уже не существовало. Последние дни были очень нервозными. Потому что приезжали разные машины и в спешке вывозили буквально всё школьное имущество. Хотя ранее здание было опечатано Следственным комитетом. Причём вывозили даже такую мебельную рухлядь, которую грузившие хотели сразу сжечь, то есть она им не была нужна.

При этом 27 августа к нам неожиданно приехали представители смоленского профсоюза работников просвещения, которые предложили нам самим досрочно разорвать договор, скажем, 28 числа, хотя 29 августа должна была уже состояться ликвидация лесной школы. И, мол, тогда в сентябре вы получите доплату к пенсиям. То есть, в принципе, официальный профсоюз поддержал не нас, а решение администрации о незаконной ликвидации учебного заведения. Возникает вопрос: а зачем нам такой профсоюз?

Кстати, до сих пор нет внятного ответа о причинах ликвидации. В распоряжении губернатора о причинах ликвидации ничего не сказано. А все чиновники мямлят, как попугаи, что лесная школа якобы не востребована. То есть они сами создали учебному заведению проблему с набором болеющих учащихся, а теперь лживо делают вид, что это правда. Как так можно? Зачем этот явный обман?

Хотя статистика говорит, что «в структуре общей заболеваемости детей Смоленской области в возрасте от 0 до 14 лет за 2024 год первое место занимают болезни органов дыхания — 59% всей заболеваемости, а в возрастной категории 15—17 лет также лидируют болезни органов дыхания — 30% от общей заболеваемости». И поэтому надо не закрывать подобные школы, а, наоборот,  открывать их. Но чиновники эту статистику почему-то игнорируют. Почему?

Причём особый цинизм ситуации в том, что весной 2024 года губернатор области со своей свитой были в «Леснухе». И тогда чиновники из губернаторской свиты вешали ему лапшу на уши, что, мол, здесь мало учеников (хотя на тот момент было 74 больных ребёнка) и что условия тут якобы плохие. Но тогда речь о закрытии не шла, и губернатор пообещал детям, что улучшит их условия. Вот, улучшил… Просто закрыл. Ведь, как известно, лучшее средство от перхоти — это гильотина.

Теперь же чиновники хотят, чтобы родители своих больных детей возили в похожую санаторную школу в посёлке Шумячи на границе с Брянской областью, в 150 километрах от Смоленска. Но туда нужно ехать 3 часа на автобусе, а потом ещё на такси! Не хотят родители отпускать детей так далеко, чтобы видеться с ними только на каникулах! При этом в местной ЦРБ нет детского отделения. То есть, если ребёнок серьёзно заболеет, то его надо отвозить в Смоленск. Однако не у всех малоимущих родителей есть деньги на такие поездки.

Власти обещают автобус из Шумяч по пятницам и из Смоленска по воскресеньям... Но в это как-то с трудом верится. К тому же ослабленные дети могут заболеть в любой день недели. Что в таком случае делать родителям? Брать такси и ехать за свой счёт в Шумячи? Или ждать пятницы? А если ребёнку стало хуже?

Вообще ситуация дошла уже до полного абсурда. В Смоленске на пустыре за крепостной стеной делают совершенно не нужный там сквер с открытым летним кинотеатром (то есть полгода работать не будет) и потратят на это более 100 млн рублей, но на школу для больных детей денег почему-то нет… А ведь этих средств с лихвой бы хватило на ремонт «Леснухи».

И, к сожалению, наши так сказать надзорные органы — прокуратура и Следственный комитет — повели себя не лучшим образом. Ведь даже после грозного заявления Бастрыкина, что он берёт вопрос закрытия нашей школы под свой личный контроль, ничего не изменилось. У нас сложилось впечатление, что правоохранители просто тянули время, чтобы люди успокоились, перестали надоедать губернатору и писать письма в разные инстанции.

В результате более 20 человек потеряли работу. Для уволенных чисто формально были распечатаны с какого-то сайта возможные вакансии. Цинизм высшего порядка. Да и вся история с «Леснухой» — это настоящий цинизм.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.